Дедка, ты «Космос»! Зачем разделилась старейшая любительская хоккейная команда Белгорода
В этом сезоне областной Ночной хоккейной лиги «космонавты» заявились в один дивизион двумя составами
-
Статья
-
Статья
Официально хоккейному клубу «Космос» 8 лет, но самой команде – уже 18. В прошлом сезоне НХК он выступал в двух дивизионах – «Любитель 18+» (Лига Надежды) и «Любитель 40+», а в этом – только в последней и двумя составами.
О том, почему старейшая (во всех смыслах) команда поделилась на две, «Спортивной смене» рассказали вратарь «Космоса 40+» Андрей Колегаев и капитан «Космоса» Эдуард Беляев. 3 января 2020-го первому исполнится 62 года, второму 26 января будет 46.
«Космос» из «Космоса»
— Расскажите, как появилась ваша команда?
Андрей Колегаев: В 2001 году во Дворце спорта «Космос» ещё играли в хоккей, там была группа здоровья. Я раньше выступал за завод металлоконструкций и пришёл заниматься туда. Ночной лиги тогда ещё не было, и мы стали играть между собой. Ребята были разного уровня, возраста, профессий, в разной форме. Это сейчас она есть в каждом магазине, а тогда с экипировкой выкручивались как могли. В основном покупали её в хоккейном секонд-хенде в «Лужниках».
— Вы уже тогда занимались по ночам и вечерам?
А. К.: Да, днём арена была занята детьми. В 2003-м «Космос» заняли волейболисты, тогда же в спешном порядке открыли «Оранжевый лёд». Там уже организовывали какие‑то любительские турниры, а когда не хватало игроков, звали бывших хоккеистов. Хоть уровень и оставался любительским, было интересно: кубки, медали, сувениры, объявляли лучших игроков. Это продолжалось лет десять. А потом случился 2012 год.
— Первый фестиваль Ночной хоккейной лиги?
А. К.: Он самый. Видимо, сверху спустили команду, чтобы наша область была на нём представлена. В составе сборной Белгородской области мы поехали в Москву на игры только появившейся Российской любительской хоккейной лиги. Идею её создания поддержал Владимир Путин, когда баллотировался в президенты. В нашей команде были алексеевцы, шебекинцы, валуйчане и мы, белгородцы.
Эдуард Беляев: Одно из условий участия – возраст минимум 40 лет. Таких людей, именно любителей, в области оказалось немного. Очень серьёзно проверяли, чтобы хоккеист никогда не играл на профессиональном уровне.
— И кого же взяли в команду?
А. К.: Я их называю «камышовые ребята» – те, кто играл в «Золотой шайбе», на болотах, на речках. Это сейчас подросли ребята, которые раньше занимались в детских хоккейных секциях, и уровень лиги повысился. В Москве было что‑то! 80 команд со всей России, от Камчатки до Калининграда. Съездили, понюхали пороху, посмотрели, как всё происходит. Одну игру выиграли, одна ничья, а дальше – уже не важно (смеётся).
— Вы же поехали туда без названия, но костяк был из вашей группы здоровья?
А. К.: «Космосом» мы ещё тогда не назывались. Президент после инаугурации приехал и играл в гала-матче. Хотя в Интернете люди плюются, мол, это всё показуха, я считаю, что это шоу нужно. Тут важна сама идея НХЛ. Она объединила огромное количество мужчин и дедков, движение пошло по всей стране. Вернулись мы оттуда изрядно пощипанные, но на следующий год захотели поехать на фестиваль в Сочи. Тогда там олимпийские объекты ещё строились. Назвали нашу команду «Космос», в честь ледового дворца, в котором мы когда‑то играли в хоккей.
Э. Б.: «Космос» построили к Олимпиаде-1980, он был единственным в области, и все через него прошли.
Дурман хоккея
— Как строили команду?
Э. Б.: Чтобы достойно выступать в чемпионате области, мы усилили состав и за последние годы выиграли почти все турниры. Наши матчи на фестивалях транслировались на сайте, знакомые их смотрели, переживали. Нас звали на открытие ледовых арен в Губкине, Шебекино, Строителе, Алексеевке и Ракитном. В Алексеевке «Космос» играл против сборной области. Всё это было очень интересно, а наша команда росла.
А. К.: И НХЛ росла. Был момент, что не у всех получилось играть в 40+, и они соперничали с 18+. Даже в Сочи ездили по этому возрасту. Как‑то мы играли против Нижнего Новгорода, а там знаменитая школа «Торпедо» – против наших возрастных хоккеистов играли ракеты. Было тяжело, конечно, но ведь главное участие, верно?
— Но ведь вы проигрывали. Что вас тогда держало и продолжает держать в хоккее?
А. К.: Я в свои годы иногда думаю, что пора заканчивать. Но сама идея настолько здоровская, что, пока ноги носят, буду играть, кое‑какие силы ещё есть. Это затягивает, как наркотики. Мы тренируемся два раза в неделю, потом по ночам играем. Вот подумайте: игра начинается в 22:30, она идёт минимум час, нормальные люди уже спят. А после матча надо доехать домой, развесить форму, ещё пока успокоишься – уже три часа ночи…
Э. Б.: Да и молодые к нам тянутся. Им интересна атмосфера – её словами не передать, это надо чувствовать. Один наш парень травмировался, пришёл поболеть и зашёл в раздевалку, говорит, дайте хоть ей подышу. Белгородец Андрей Машкин в Липецке работает, оттуда на игры приезжал. Как‑то проигрывали, а он со скамейки кричал: «Ребята! Я 500 км в метель проехал не для того, чтобы проиграть! Соберитесь!» Выиграли в одну шайбу. Сейчас Алексей Гоз ездит на игры из Воронежа – на один час игры четыре часа езды.
— Чем вас так притягивают хоккейные фестивали?
А. К.: Все эти сочинские турниры – единение хоккеистов, какое‑то братство, все друг друга поддерживают. Белгородская область – нехоккейная территория, у нас свой уровень, есть к чему тянуться. Когда ты выходишь против Челябинска или Москвы, то думаешь, что же это за любители такие. Но бьёмся: обидно ведь без боя проигрывать.
Хоккейный дух
— Хоккей для вас больше чем просто игра?
А. К.: Вот возьмём, к примеру, любителей зимней рыбалки. Рыбак же не из‑за трёх рыбёшек на морозе сидит, а удовольствие получает. Жена у меня тоже спрашивает, зачем мне всё это: два баула, из которых надо достать не самую ароматную форму, постирать, развесить, потом сложить, погрузить и уставшему приехать домой. Но мне это нравится.
Э. Б.: Мой зять в жизни никогда в хоккей не играл. Приехал в Ракитное просто посмотреть наш матч. Сам он просто ходил на массовые катания. В итоге у него уже есть своя форма, он с друзьями собрал команду. Уже второй год вечером играет в хоккей. Атмосфера в раздевалке, на льду, после игры – ему нравится всё это. Кто начал хоккеем заниматься, тот не бросит.
— Тренировки не надоедают?
А. К.: Тренировки меняют образ жизни людей. Товарищ рассказывал, что был на дне рождения, ему жена говорит: «Ну выпей хоть рюмочку». А он ей: «Какую рюмочку? У меня тренировка сегодня». Это интересно, и ты всё время находишься в спортивном состоянии. Это дорогого стоит.
— Согласны с тем, что в хоккей играют настоящие мужчины?
А. К.: Хоккей – это командная игра, за команду надо погибать. Есть ребята, которые приходят пообщаться и покататься, некоторые считают, что деньги заплатил и не надо под шайбу кидаться. А есть такие, как наш Лёша Петренков, которые бьются до последнего. У каждого свой характер, менталитет и интересы. Для мужчины важно не лежать на диване с пивом и смотреть хоккей по телевизору, а играть.
— У «Космоса» есть лидер?
Э. Б.: У нас лидеры почти все. Каждый высказывает своё мнение, всех слушаем. Хвалим друг друга, можем и побранить, если кто‑то что‑то не так сделал. Мы все взаимозаменяемы, поэтому мы и команда. Скоро состав 40+ пополнят ребята из 18+, уже будет костяк человек из двадцати. Мы расширяемся. И кто старше становится, всё равно в ней остаются.
Раздвоение «Космоса»
— Почему в дивизионе 40+ играет две ваши команды? Зачем вы разделились?
Э. Б.: Мы это сделали в прошлом сезоне, чтобы было интереснее. Если бы остался один «Космос», то исход всех матчей стал бы предрешённым. Новым командам было бы неинтересно, поэтому решили поделиться.
А. К.: Мы практически бессменные чемпионы НХЛ. На фестиваль можно дозаявить два-три человека из других команд, чтобы команда была помощнее. В последнее время ездит по два вратаря. Раньше, когда вратарь был один, тяжко приходилось – я один весь турнир играл на уколах. Некоторые даже смеются, что надо сделать лигу 60+, в Воронеже уже сделали 50+.
— Вы общаетесь с сокомандниками вне игр и тренировок?
Э. Б.: После турнира собираемся, Новый год отмечаем. После прошлого сезона выехали с жёнами и детьми на природу. Организовали плов, шашлык, эстафеты, играли в футбол. Каждому вручили памятные альбомы о сезоне.
— С теми, кто ушёл из команды, поддерживаете отношения?
Э. Б.: Общаемся с ребятами, они вспоминают нашу дисциплину. Своим отношением к делу мы привили молодым какие‑то нормы жизни, дисциплинированность. Они звонят и говорят, что не могут собраться и настроиться, что им нужны те, за кем нужно тянуться. Зовут к ним в команду для создания атмосферы. Приятно, когда молодые ребята такое предлагают.
Что в раздевалке, то и на льду
Главным в команде Колегаев и Беляев называют бывшего игрока ХК «Белгород», мастера спорта по хоккею Алексея Огурцова.
Э. Б.: Алексей Михайлович до прошлого года был нашим бессменным тренером и организатором. В прошлом году у нас был другой тренер, в этом играем без него, сами знаем, что делать. Огурцов рисовал схему, говорил, как мы будем играть. Мы пытались выполнять его установки. Он был у нас главным в команде. Благодаря ему есть и результаты, и команда. Ребята доверяли ему, поэтому всё у нас складывается.
С прошлого сезона Алексей Огурцов тренирует белгородских «Грифонов». Мы поговорили с ним перед матчем его нынешнего и бывшего клубов.
— Алексей Михайлович, почему после стольких лет вы ушли из «Космоса»?
— Я не бросал «Космос». С ребятами из команды, против которой сейчас будем играть, у нас отличные отношения. На переход были причины, не буду о них говорить.
— Как вы стали тренером «Космоса»?
— Из группы здоровья сформировалась команда, пошло продвижение, начались разные соревнования, а потом появилась НХЛ. Ребята пригласили, я принял предложение. Мы много играли, тренировались, соревновались.
— Тяжело было их собирать?
— Все люди работающие, занятые, тренировки проводили, когда была возможность – вечером и ночью. Для этого возраста есть сложности в тренировках, поэтому разговаривали, анализировали, поправляли, повторяли. Коллектив подобрался отличный, поэтому появилось взаимопонимание. Я считаю, что это самое главное в хоккее: какая атмосфера в раздевалке – такая и на льду.
Александр Куликов