Помочь «Виктории». Как развивается женский футбол в Белгородской области
Вместе с Максимом Присяжнюком из РФС «БелПресса» разбиралась в достижениях и проблемах российского женского футбола
-
Статья
-
Статья
Председатель Детско-юношеского комитета СФФ «Центр» и межрегиональный менеджер департамента женского футбола в ЦФО Российского футбольного союза Максим Присяжнюк побывал в Белгороде 13 апреля.
«Один из ведущих регионов»
Вместе с представителем департамента по связям с регионами РФС Игорем Агафоновым он осмотрел футбольный манеж имени Владимира Ершова – он понравился гостям, и провели два совещания с представителями местного футбола и Минспорта. Обсуждали проблемы единственного белгородского женского футбольного клуба «Виктории», ранее выступавшего в Высшей лиге.
В год 30-летия клуба у футболисток нет нормальных условий для тренировок, а об участии в чемпионате России они только мечтают. Однако сотрудники РФС пообещали руководителю «Виктории» Эдуарду Ермакову, что попробуют помочь клубу.
— Максим Александрович, как идёт программа развития женского футбола, принятая в 2019 году?
— Клубы Премьер-лиги и Первой лиги обязали для лицензирования иметь женские футбольные команды. Количество девчонок, занимающихся футболом, очень растёт. В прошлом году из Черноземья впервые участвовали пять команд в Первой лиге «Центр». В финальный этап вышла тамбовская Академия футбола и выступила там очень прилично: в финале проиграла только по пенальти. В этом году в «Центре» будет порядка восьми команд.
— В Юношеской футбольной лиге теперь играют и девчонки.
— Раньше в этой лиге играли команды до 16 лет, в основном привязанные к профессиональным клубам. В этом году РФС запустил чемпионат для девочек до 14 лет. Когда мы отбирали команды для участия, смотрели по привязке к регионам. Например, брянский «Спартак» попал в ЮФЛ, хотя у них нет ни мужского, ни женского профессионального клуба. Но девчонки выиграли все возраста «Центра» по мини-футболу. РФС обратил на это внимание и допустил их к Юношеской лиге.
— Как дела с этим у Белгородской области?
— Девчонки всегда участвуют в соревнованиях по большому и мини-футболу. По развитию женского футбола у вас один из ведущих регионов. В «Центре» можно выделить Белгород, Брянск, Тамбов и Орёл. В Воронеже женский футбол стремится к тому, чтобы умереть.
— А как же их знаменитая «Энергия» – пятикратный чемпион России?
— Судя по всему так же, как ваша «Виктория».
«Работы непочатый край»
— Как в женской ЮФЛ дела с прямыми трансляциями, освещением игр?
— Всё планируется, но это больной вопрос. В РФС много департаментов, в прошлом году даже сделали отличный сайт по женскому футболу. Но его наполнение практически закончилось в момент появления. Я говорю: «Ребята, как же так?» А мне отвечают, что этим занимается другой департамент и они не могут всё охватить. Думаю, что в ЮФЛ – 14 будет попроще. Девчонки разделены на четыре зоны по всей стране, поэтому не будет дальних разъездов, и думаю, что игры осветят. А ЮФЛ-16 играет с разъездами, как и ребята.
— В женской ЮФЛ Белгорода нет. А что с другими соревнованиями?
— В 2022 году в «Центре» проводили турниры среди девочек 11 х 11 и 8 х 8 только три области: Белгородская, Курская и Тульская. Для турнира нужно хотя бы 3–4 команды. В Белгородской было три команды. Работы непочатый край, хотя на женский футбол сейчас обращают внимание и всё делают для девчонок.
— Региональные футбольные центры обязаны иметь отделения женского футбола?
— Да, в них даже прописано количество спортсменок. Если они не выполняют план, то прекращается финансирование. Есть детские футбольные центры, их финансирование от РФС пока только планируется. Они тоже обязаны иметь определённое количество групп и занимающихся девчонок. Но на них воздействовать нельзя: они пока получают от РФС только статус.
— В женской Суперлиге 12 команд, а в мужской Премьер-лиге 16. Почему число команд разное?
— Есть грозненский «Ахмат», который сказал, что ему нельзя создавать женскую команду и они заплатят любой штраф. Вообще клубам не обязательно иметь женскую команду в Суперлиге. Для прохождения лицензирования достаточно и ЮФЛ. Женская команда должна просто находиться в структуре клуба, и не важно, где она играет.
— Их могут заявить в любую другую лигу?
— Да, но не всегда можно и состав набрать. Есть самобытные команды, но, как сказал мой коллега, «Москва пылесосит всё»: ведущие клубы набирают лучших футболисток со всей страны. Они предлагают другие контракты, условия жизни и тренировок, сборы и прочее. И девчонки уезжают. В женской сборной России 8 человек из «Рязани-ВДВ», но за эту команду они не играют – все в Москве.
100 зрителей на матчах
— В Санкт-Петербурге на финал женского Кубка России пришли почти 19 тыс. человек – рекорд. Подозреваю, что там почти всех бесплатно привели, как водится на матчах «Зенита». Какова реальная посещаемость матчей женских команд?
— Не знаю, меня там не было. Понятное дело, что бывает, когда сигналят спортшколам по разнарядке прийти. Расскажу про Брянск, там я ходил на все домашние матчи в Первой лиге. Человек по 100 приходили, даже фанаты были. В основном приходят родственники и знакомые. Но сейчас и в мужском футболе проблемы с посещаемостью.
— Платят ли женские команды за аренду стадионов?
— Почти все команды Суперлиги играют на клубных стадионах. А ту же «Рязань-ВДВ» поддерживает администрация, как и в других регионах.
— Почему в последнее время всё больше внимания уделяют женскому футболу?
— От ФИФА пошёл посыл. Это общемировая тенденция. Но мы больше года, можно сказать, не в ФИФА и не в Азии (Asian Football Confederation – главная футбольная организация в Азиатском регионе и Австралии – прим. авт.). Если перейдём в Азию, не знаю, как будет развиваться наш женский футбол: там другое отношение к женщинам.
Но даже без ФИФА он у нас идёт вперёд, так что шаги, сделанные этой организацией, имели смысл. Сборная играет, недавно с белорусками встречались (10 апреля Россия победила 2:0 – прим. авт.). В ней, как и в мужской команде, выступают одна-две футболистки, которые реально должны быть в сборной, остальные молодые.
Пирамида выстроена
— Запуск ЮФЛ до 16 лет дал свои плоды? Девушки пошли в профессионалы?
— Приток оттуда и идёт. Пирамида выстроена. Сейчас понятно, кто чем занимается. Хорошо, что появилась ЮФЛ-14, классный проект. Дальше надо развивать женские региональные соревнования, чтобы они проводились везде и была возможность попасть в ЮФЛ. Могу сказать по пацанам, а я, как инспектор езжу на их матчи, они уже чувствуют себя профессиональными футболистами: едут в другой город с ночёвкой в гостинице, все в одинаковых костюмах, едут на игру, потом в гостиницу, домой. Это показывает, к чему им стремиться. Думаю, для девчонок это будет даже в большей степени важно.
— У нас в регионе активно развивают разные формы футбола. Как вы на это смотрите?
— Я любитель большого футбола, поэтому не очень хорошо. Когда‑то у вас в области начали развивать разные формы футбола – у нас, в Брянской области, это дело, слава богу, не заходит. Много частных лиг 8 х 8. Мы пытались организовать свою, но не привлекает людей такой футбол.
Мини-футбол расцвёл. У нас сильный чемпионат. В прошлом году в топ-дивизионах 11 х 11 играли 60 мужских команд, кто‑то перешёл туда из 8 х 8. На совете «Центра» президент вашей областной федерации Денис Шпилёв поднял вопрос о защите большого футбола, говорил, что развиваем всё, кроме него. И я за то, чтобы было больше футбола 11 х 11. Кстати, это интересный вопрос.
— Чем?
— Если идти по пути наименьшего сопротивления, девчонок же сложно набрать и легче играть 5 х 5, 8 х 8. Но надо же стремиться к большему. Специфика другая, но особо переучиваться не придётся, играли же раньше Стрельцов и Бобров зимой в хоккей, а летом в футбол. Считаю, что нормально зимой играть в мини-футбол, а летом – в большой.
Зарплаты Второй лиги
— Как оцените женский чемпионат мира по футболу?
— Понятно, что уровень не тот, но некоторые матчи не уступали мужским по накалу. Несколько стран развивают женский футбол очень давно, даже зарплату футболисток делают такой же, как у футболистов. У всех своя специфика, не надо всё перенимать. У нас всё‑таки самобытная страна, но женскому футболу нужно уделять больше внимания.
— Можно и в Европу уехать играть, как Надежда Карпова в Испанию.
—Такие случаи единичны, как и в мужском футболе. И это не из‑за шлагбаума: они не дотягивают до нужного уровня, поэтому и не уезжают.
— Сколько зарабатывают футболистки в Суперлиге?
— В ведомости не смотрел, но думаю, что у них зарплаты уровня мужской Второй лиги (в среднем около 50–80 тыс. рублей – прим. авт.). Сейчас РФС изменил компенсационные выплаты тренерам и школам, воспитавших игроков. Теперь клубы их будут перечислять раз в год в зависимости от зарплаты футболистов: от мужчин – 2 %, от женщин – 5 %.
Сейчас они в разы меньше получают. Тренерам хоть какие‑то деньги достанутся за их труд.
Беседовал Александр Куликов