Запрограммированный футболом. Зачем белгородец больше 50 лет собирает матчевые программки
Журнал «Спортивная смена» побывал в гостях у Юрия Кулабухова и оценил его коллекцию
-
Статья
-
Статья
Листовки, буклеты, небольшие брошюры или журнальчики, посвящённые предстоящей игре – это особый вид искусства. Полистать программку прямо на стадионе в предвкушении игры – часть футбольной культуры. В коллекции болельщика Юрия Кулабухова тысячи экземпляров, по которым можно изучать историю белгородского футбола. У него хранятся весточки с самого первого профессионального сезона 1960 года, когда «Салют» ещё назывался «Цементником».
Переписки с единомышленниками
— Юрий Иванович, с какой программки началась ваша коллекция?
— Я впервые пришёл на футбол 13 мая 1970 года, когда мне было 9 лет,. «Салют» встречался с ярославским «Шинником» (сыграли 0:0). Увидел программку, понравилась – купил за пять копеек. Она для меня самая памятная. Смотрю на неё и вспоминаю, как уговаривал отца сводить меня ещё на предыдущую игру, 6 мая, с липецким «Металлургом». Но тогда пошёл сильный ливень, и папа убедил, что на стадион идти не стоит. А наши 5:3 выиграли! Юра Васильев, с которым мы потом дружили, на рыбалку вместе ездили, три мяча забил.
— Самые древние экземпляры – из сезона-1960?
— Есть даже 1956 года программка из Орла: сборная Орловской области против Белгородской. Тогда у нас ещё не было команды мастеров, но футболисты участвовали в спартакиаде народов РСФСР. Из 1960-го у меня есть почти все программки. Вообще я не сразу стал собирать коллекцию, всерьёз задумался об этом только в 1980-е. Начал интересоваться не только домашними матчами, но и выездными. Тогда этим занимались сотни людей в разных городах, многие «экспонаты» я получал по переписке с единомышленниками. С некоторыми до сих пор общаемся: я им – белгородскую программку, они мне – свою.
— Сейчас единомышленников легко найти в соцсетях. Как искали тогда?
— Футболофилы всегда друг друга найдут. Был даже журнал, в котором публиковались адреса коллекционеров – вот и общались почтой, не видя и не слыша друг друга. Когда я сам занялся в 1992 году составлением программок, то заранее писал им, чтобы узнать ту или иную информацию: историю противостояния, состав команды, статистику и т. д. Так же мне писали, и я отвечал.
Авторский продукт
— Как вы их составляли?
— Просыпался в воскресенье утром и начинал работать. До вечера просиживал: менял таблицу и бомбардиров, свежие футбольные анекдоты ставил, давал какой‑нибудь эксклюзив, например, сам брал и публиковал интервью со спротсменами… И каждый сезон менял стиль программки.
— Пользовались данными предшественников?
— Анатолию Дорошенко, который делал эту работу до меня, я сразу сказал: «Николаевич, я твоими бумагами не пользуюсь». Начал с нуля, сам всё искал в газетах и по переписке, чтобы это был мой, авторский продукт. Я делал их за свой счёт. Мама, пока была жива, а потом жена продавали их возле подземного перехода у центрального входа. Иногда лишние оставались, а бывало, разбирали всё и ещё просили – как в 1997 году с тульским «Арсеналом». Программки приносили неплохую прибыль. Я в них душу вкладывал!
— Вы стремились к какому‑то эталону? Может, ориентировались на клубы Высшей лиги?
— Мне очень нравились программки «Днепра»: это был настоящий журнал в цвете. Но я никому не подражал. Что‑то почерпнуть мог: у меня скопилась хорошая база, много программок из других городов. Брал оттуда ценные крупицы, и делал из этого «компот».
— Откуда вы брали редкие исторические данные о белгородском футболе?
— Самые ценные источники – это бывшие футболисты. Многих я находил по телефонному справочнику, мы созванивались и встречались. Феноменальная память была у Анатолия Кецкало, он сильно помог. Юра Васильев многое помнил. С Мишей Монголиным взяли как‑то трёхлитровую банку пива, и на берегу Везёлки он мне рассказывал всякие детали, о которых бы я никак иначе не узнал.
— На некоторых ваших программках футболисты нарисованы. Вот этот силуэт напоминает Александра Соколова.
— Это он и есть, очень сильный игрок. Тоже хорошо с ним общались, умный парень. Помню, как он в Орле в девятину с 25-ти метров засадил – шикарный гол! А картинки мы с художником придумывали. Над программками «Салюта» я работал до 2009 года.
Память и любовь
— Вы же ещё и статистику «Салюта» вели.
— О, это отдельная тема. У меня есть тетради со всеми голами нашей команды! В 1988 году я был в Спитаке на спасательных работах после землетрясения, а когда вернулся, месяц в библиотеке просидел, чтобы авторов голов в свои тетради внести. Правда, там до меня кто‑то «поработал» и некоторые фамилии позачёркивал. Что‑то я распознал, что‑то не смог. Помог главный редактор «Ленинской смены» Виталий Брысин: пустил меня в архив редакции.
— Вы следите за «Салютом» больше 50 лет. Какой матч был самым запоминающимся?
— В 1971-м против смоленской «Искры». Она тогда выиграла зональный турнир во Второй лиге, зато мы её в Белгороде 4:1 дёрнули. Это первое, что мне вспоминается. А из нового времени – игра 2008 года с «Ностой», когда после первого тайма проигрывали 0:3, а в итоге победили 4:3. Серёга Кушов в добавленное время забил решающий гол. Вообще за 50 лет памятных матчей было много. И я же не только на «Салют» ходил. Был ещё «Ритм», который тренировал Александр Крюков. Я с ним хорошо знаком, мы и родились в один день – 11 февраля, только он на 5 лет раньше.
— С другими тренерами тоже общались?
— По‑разному. Сергей Андреев, который вывел «Салют» в Первую лигу, – колючий человек, так и не удалось с ним нормально поговорить. Сергей Ташуев – наоборот, отличный открытый мужик, как и его помощник Слава Молчанов (помню, как он в 1995 году забил гол с 30 метров тверскому «Триону-Волге»).
— Вы продолжаете коллекционировать программки?
— В последнее время я это дело немного запустил: жену парализовало, не до коллекционирования. Но этот процесс много для меня значит. Не знаю, как объяснить… Любовь с первого взгляда, наверное. Полюбил футбол, полюбил программки. Ты же если девушку любишь, то не задумываешься, почему и за что. Так и здесь – это настоящая страсть.
Беседовал Александр Куликов