«Я просто хотел играть в футбол». Сбывшиеся мечты Виктора Сергеева
Старооскольский футболист в интервью «Спортивной смене» рассказал о судействе в ПФЛ и ФНЛ, игре в «Энергомаше» и «Нижнем Новгороде»
-
Статья
-
Статья
В феврале 2018-нападающий белгородского «Энергомаша» Виктор Сергеев пошёл на повышение: его позвал клуб Футбольной национальной лиги – нижегородский «Олимпиец». Сегодня эта команда называется «Нижний Новгород» и борется за выход в Премьер-лигу.
Сергеев провёл в клубе в этом сезоне 17 матчей, но голов пока не забивал. За белгородский же «Энергомаш», прекративший своё существование летом прошлого года, Виктор забил 20 мячей в 68 играх.
С детства с мячом
— Виктор, как ты начал заниматься футболом?
— Я в футболе с детства – у меня дедушка играл в чемпионате области. Сразу было предопределено, что я стану футболистом. В 2003 году, когда мне было 10 лет, мы пошли гулять. Неподалёку тренировались мои сверстники. Я подошёл к тренеру, спросил, можно ли с ними потренироваться. Он разрешил. Одну тренировку провёл, а после неделю не ходил – по учёбе проблемы были. А потом начал заниматься. Мой первый тренер – Пётр Машнин – работал на железной дороге и в свободное время тренировал ребят во дворе. Профессионально я начал заниматься уже у Виктора Молева и Ивана Батищева.
— Дедушка – футболист, а родители кем работают?
— Мама – на железной дороге, папа – строитель. Мама была не против, чтобы я стал футболистом, но на мои матчи стала ходить только в Белгороде. Всей семьёй на матчи «Энергомаша» приезжали.
— Как ты попал в «Энергомаш»?
— Генеральный директор клуба Александр Кокорев в своё время звал меня ещё в «Металлург-Оскол». Но я тогда пошёл в воронежский «Факел». Тренировался у Константина Сарсании в первом составе, а играл на КФК за «Факел-М». На тот момент у меня закончился контракт с новосибирской «Сибирью», где я играл за её дубль в зоне «Восток».
— А там ты как очутился?
— Сидел без работы, позвонил агент и сказал, что есть такой вариант. Играть же хотелось, вот и согласился.
— Километраж ты там неплохой намотал…
— Да, Сахалин, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Омск. Китай через реку в Благовещенске. Сейчас ещё больше летаю.
— До «Факела» играл за Старый Оскол?
— На область играл за «Металлург-Оскол-М». И из области попал в «Факел». Я всегда мечтал стать футболистом. Ставил цель играть как можно лучше. Вообще, это дело случая. Один матч может решить всю карьеру. Надо попасть в определённое время и в нужное место. Я как в «Факел» попал? Приехал играть на область в Белгород. Ко мне пошёл селекционер и позвал в дубль московского «Динамо». Поехал на просмотр и на тренировке получил травму голеностопа. Вернулся домой. И оттуда уже в «Факел». Он играл тогда во второй лиге, и с четвёртого вышел места в ФНЛ.
— Почти все мечтают стать нападающим. Как у тебя это получилось?
— А я не хотел им быть. Я просто хотел играть в футбол. В детстве был правым полузащитником. А в чемпионате области поставили нападающим – их не хватало. Объяснили, как надо играть, и стало получаться.
Судьи всегда ошибаются
— Когда ты играл за «Энергомаш», то часто падал в штрафной. Симулировал?
— Если судья свистит, значит, фол был. Я не симулянт. Ноги никогда не убираю, нередко по ним получаю. Никогда не подыгрываю руками и не прихватываю соперников. И все пенальти, которые на мне ставили, были чистыми.
— Судейство в первой и второй лигах отличается?
— Да нет никакого отличия. Судейские ошибки были, есть и будут. Бывает, что потом пересматриваешь момент и понимаешь, что фола не было. Система VAR (система видеопомощи арбитрам – прим. ред.) – отличная штука. Но в ФНЛ и втором дивизионе её если и введут, то нескоро.
— А уровень футбола в этих лигах разный?
— Понятно, что в ФНЛ более мастеровитые игроки. Там больше силового футбола, борьбы и стыков.
— Ты играл в зонах «Восток» и «Центр». Какая из них сильнее?
— Конечно, «Центр». В «Востоке» вообще шесть команд. Там футбол потихоньку умирает, уходит на второй план.
Нужно было поддержать
— Как думаешь, «Энергомаш» мог выйти в ФНЛ?
— Конечно! У нас и болельщики, и руководство любили футбол. Мы же показывали хорошую игру. Да ещё и в команде все были местными воспитанниками. Нужно было ещё немного поддержать. Какое место заняли бы в лиге – не могу сказать, это показал бы чемпионат. Я очень расстроился, когда «Энергомаш» ушёл. У нас был очень хороший коллектив.
— Может, что‑то ещё помешало, кроме отсутствия должной поддержки?
— То болезни, то травмы. То просто невезение.
— Поставим вопрос по‑другому: вам не запрещали выигрывать?
— Нет. Помню, как перед игрой с «Торпедо» в конце сезона я и Цыгулёв заболели. У меня температура 39 была, мы сидели в комнате вдвоём и чай пили.
— Каково это было – играть без задачи?
— Ну я перед собой задачи ставил – как можно больше забить. Хотелось с «Энергомашем» подняться. Тем более, он рядом с домом.
— Вы вместе с командой неформально собирались?
— Да, вместе отдыхали: жарили шашлыки, купались на пляже, играли в волейбол на Ольшанце.
— Кто в «Энергомаше» был лучшим волейболистом?
— Саня Саплинов. Шучу. Тёма Цыгулёв неплохо играл.
— Вспомни самый сложный матч.
— С «Ротором» играли в Волгограде. Жара была 30 с лишним градусов. Я тогда получил солнечный удар и даже не понял, что матч закончился. Там я три момента не реализовал. Когда меня заменили, я не понял, что меняют. Гол Самсонова не помню. Сижу в раздевалке, Фасхутдинов спрашивает: «Что с тобой?» Я не помнил даже, была ли свадьба. Спрашиваю, была или нет. Мне говорят: ты что, дурак, она ещё неделю назад была.
— Сейчас с ребятами общаешься?
— Кудрин, Малахов, Фасхутдинов, Михалицын, Белобаев – со всеми общаюсь. Есть небольшая ностальгия по «Энергомашу». Виделся с Навоченко, когда он приезжал с «Авангардом» к нам.
— Для Старого Оскола куряне такие же принципиальные противники, как и для Белгорода?
— Мы в детстве чуть ли не каждую игру дрались с Курском и Белгородом. Помню, я с дублем «Салюта» в Старом Осколе дрался. Мне тогда сильно по ногам досталось, того игрока заменили. Ну а я в другого врезался шипами. Началась стычка. Я разбежался и полетел в одного ногой, хорошо, что меня судья поймал. Я тогда просто психанул.
Дубль перед свадьбой
— Какой матч за «Энергомаш» для тебя самый памятный?
— Со «Строгино», перед самой свадьбой. Забил два гола. А самый запоминающийся гол – первый, «Калуге». Самый красивый – второй в ворота «Строгино»: Максим Бурченко отдал пас, я убежал, обыграл вратаря, а потом ещё двоих защитников. И «Спартаку-2», уже в ФНЛ, хороший гол закатил. Вышел один на один с вратарём, сначала не забил, но мяч отскочил к лицевой линии, я его догнал и с острого угла попал в ворота.
— Свадьба повлияла на твой настрой?
— Показал в камеру сердечко, а после игры поехал к свадьбе готовиться – она же на следующий день была.
— Жена перебралась вместе с тобой в Нижний Новгород?
— Да, она со мной. Как только перешёл, у нас был тур с «Тамбовом», я отпросился, забрал её, и мы вместе на машине поехали в Нижний Новгород. Снимаем там квартиру возле нового стадиона.
Топ-30 Европы
— Расскажи про свой нынешний стадион.
— Красивый, большие раздевалки, хороший газон – к чемпионату мира же делали. У нас есть два тренировочных поля за городом и одно в городе. Газон там идеальный. Передали после чемпионата мира «Нижнему Новгороду». Летом на нас приходило по 28 тыс. болельщиков, на последнюю – 10,5 тыс.
— Фанаты там какие?
— Их не так много, как хотелось бы. Но количество растёт. Фан-сектор уже больше энергомашевского. Пять человек даже приехали за нами во Владивосток.
— На чемпионате мира был?
— Нет, мы были на сборе в Кисловодске. Хотел купить билеты дедушке и отцу, но там они уже были по 13 тыс. Интерес к футболу повысился – спасибо за это чемпионату. Мы и Волгоград попали в топ-30 самых посещаемых европейских клубов.
— Ты же в Нижний вместе с Артёмом Семейкиным перешёл?
— Да, первое время жили в соседних домах.
— Подружился там ещё с кем‑то?
— У нас очень хорошая команда, дружный коллектив.
Футболист-танкист
— В «Нижнем Новгороде» конкуренцию тебе составляют именитые игроки. Не было страшно переходить?
— Когда я переходил, их ещё не было. Да и конкуренция на то и конкуренция. Просто стараешься делать своё дело.
— Назови самого сложного защитника, который тебе попадался.
— Из первой лиги, он у нас играет – Руслан Абазов. У него тоже скорость есть. На тренировках – Андрей Колесников и Семейкин. Артём всё время цепляется руками – то за майку, то за тело.
— За кого болел в детстве?
— Ни за какой клуб не фанател и не фанатею.
— Ну а любимый футболист был?
— Дидье Дрогба. Нравилось, что он никогда не уклонялся от борьбы и много забивал.
— Чем занимается Виктор Сергеев помимо футбола?
— В танки играет, когда делать нечего. С ребятами в Нижнем Новгороде собираемся иногда в приставку в футбол играть. Случайными командами играем. Может достаться «Барселона» против клуба из китайской лиги. Но так бывает редко. Сейчас дел много – ремонт дома делаю, жена родить скоро должна.