Футболисты вышли из отпуска 24 января. По планам тренеров у них намечались два южных учебно-тренировочных сбора: в Кисловодске и Абрау-Дюрсо. Но команда так и не покинула Белгород и до возобновления чемпионата уже вряд ли куда‑то отправится на сборы.
Тоска по семье
В подтрибунных помещениях белгородского стадиона есть небольшая гостиница, в номерах которой проживают приезжие футболисты. Это игроки, которые по какой‑то причине не снимают квартиру в Белгороде. Сейчас в мини-гостинице десять человек. Староосколец Сергей Кудрин провёл здесь всю зиму. Жена и маленький сын остались в Старом Осколе.
«Их мне здесь больше всего не хватает, – признаётся футболист. – Каждые выходные езжу домой. Первые два года привозил семью в Белгород на лето. Но сейчас сын в садик пошёл, так что теперь это проблематично».
Окна номера Кудрина выходят прямо на проезжую часть. Совсем рядом – автобусная остановка.
— Не шумно вам здесь? Спите нормально? – интересуюсь у спортсмена.
— Богданка шумит только летом, если окна открываешь. Хотя в жару можно этого и не делать – в номере есть кондиционер. А зимой тут тишина, никакие автосигнализации спать не мешают. Только когда морозы ударили, было немного холодно.
Условия как на базе
Кудрин живёт в номере с двумя Денисами – опорным полузащитником Белобаевым и нападающим Дёгтевым. Второй после тренировок уезжает домой и возвращается только утром. Так что в основном Сергей делит номер с Белобаевым.
— Не храпит сосед?
— Если б храпел, давно бы уже его отселил, – смеётся Кудрин.
— Если сравнивать с другими клубами, в которых тебе довелось поиграть, условия в «Энергомаше» лучше или хуже?
— Сходство в одном: все живут вместе и есть своя столовая. В Белгороде на самом деле хорошо: есть тренажёрный зал, место, где можно постирать вещи, баня. Условия мне нравятся. В Старом Осколе, например (Кудрин провёл в местных клубах восемь сезонов – прим. авт.), базы вообще как таковой не было. А здесь каждое утро убирают в номерах. Мы стараемся не усложнять работу нашей уборщице – она уже немолодая.
Лучше условия были только в Волгограде. Там не надо было никуда ездить – два тренировочных поля находились прямо на территории базы. На тот момент (2001–2006 года – прим. авт.) там, наверное, были лучшие условия в стране. Недавно мы там были, смотрели. Стало всё намного хуже – ничего не ремонтировалось с тех пор. В воронежском «Выбор-Курбатово» в 2013 году тоже были хорошие условия. Нам там снимали квартиры, на базе тоже баня была, поле, кормили нас. Жалко, что недолго это продлилось: у клуба закончились деньги.
Сергей Кудрин – о распорядке дня футболиста «Энергомаша».
8:00–10:00
«Подъём у нас около восьми утра. Я встаю чуть раньше остальных: у меня ведь дома маленький ребёнок, поэтому так привык. Но я не самая ранняя пташка на стадионе – наш врач Илья Владимирович Ближенский приходит раньше, чем я встаю, иногда и в шесть утра.
В 8:20 умываюсь и иду на взвешивание. На весы мы встаём каждое утро – тренеры следят, чтобы не набрали лишние килограммы. Мне повезло, что у меня такое строение тела, так что это мне не грозит. Хотя у нас есть свои «чемпионы» по этому показателю. Их фамилии я, конечно, называть сейчас не буду.
На завтрак у нас обычно каша: рисовая, манная или геркулес. Также дают сыр, печенье, вафли, чай. Повара стараются чередовать блюда. Меню составляют по рекомендации врача. Завтракать можно с 8:30 до 9:30. С этим строго – за полтора-два часа до тренировки есть уже нельзя».
10:00–13:00
«В 10 часов у нас общекомандный сбор – на стадион подходят ребята, которые живут в городе, проходят все необходимые процедуры, и мы едем на тренировку либо в спорткомплекс в посёлке Северном, либо в Шебекино, либо на поле 49-й школы. Сама тренировка длится примерно полтора часа, иногда чуть дольше.
На первой тренировке работаем с мячом, оттачиваем технику, отрабатываем беговые упражнения, играем в квадраты (несколько игроков на ограниченном пространстве контролируют мяч, а другие его отбирают – прим. авт.)».
13:00–17:00
«Обед у нас в 13:30, на него отводят полчаса. На тренировке все набегались, есть охота, поэтому он проходит быстро. На первое обычно суп, борщ или солянка, на второе дают мясные блюда: бефстроганов или отбивную. В меню также салаты, йогурты либо фрукты. Повара нас кормят хорошо, стараются делать меню разнообразным и готовят очень вкусно.
После обеда свободное время. Большинство залипает в Интернете. Я обычно читаю книги – сейчас, например, «Сто лет одиночества» Маркеса. Вначале было тяжеловато, но наконец‑то события стали разворачиваться. Из Достоевского только «Идиота» читал, но как‑то совсем не пошло. Вообще в это время обязательно нужно отдыхать. Лучше всего поспать, чтобы набраться сил перед вечерней тренировкой».
17:00–19:00
«Вторая тренировка начинается в пять, иногда чуть позже. Если позволяет погода, то проводим её в лесу – бегаем по Сосновке. Если же условия не благоприятствуют, то тренируемся в манеже под южной трибуной. Там же у нас и тренажёрный зал, и занятия по фитнесу.
Тренеры нас сильно не нагружают, но иногда бывает тяжело. Сложнее всего бегать отрезки: нужно несколько раз преодолеть дистанции 80, 160 и 240 м. И всё это с полной выкладкой и на время. Обычно упражнение осиливают все, если же нет, то тренеры ругаются.
После тренировки душ, массаж, при необходимости – процедуры на специальном аппарате, в который магниты или что‑то такое встроено».
19:00–23:00
«После вечерней тренировки у нас ужин. Я люблю что‑нибудь сладкое съесть. Но нужно учитывать, что между последним приёмом пищи и сном должен оставаться как минимум час, иначе организму будет сложно переварить еду.
После ужина кто чем занимается. В компьютерные игрушки я не играю – это к молодым. Убивать время помогает Интернет. У меня вечером обязательный сеанс связи по скайпу с семьёй. Хорошо, что есть такая штука.
Пока поговоришь, что‑то обсудишь, уже и время отбоя подходит. Официально он в 23:00, но никто по номерам не ходит и нас не контролирует. И это правильно, ведь есть же люди, которые не могут раньше полуночи заснуть. Главное – не шуметь и никому не мешать.
Зимой после тренировки по улице особо не погуляешь, так что всё время я провожу на стадионе. Только иногда выбираюсь в торговый центр попить кофе и немного развеяться».
Впечатляющий футбол
«Бывает, что вечером на два-три часа собираемся у кого‑то в номере. Смотрим футбол, потом обсуждаем. Из последних матчей запомнился «Тосно» – «Луч-Энергия» в Кубке России: не игра, а пародия! Это, конечно, издевательство над людьми – в минус 15 играть!
Сам я при такой низкой температуре играл только в товарищеских матчах, в официальных – никогда. Раз в Воронеже матч проходил при минус 8–9 градусах. Это случилось в октябре, но поле было хорошее, не сильно замёрзло, так что играть было комфортно. Ещё за «Энергомаш» по снегу играл в Орле. Но там просто во время матча начался снегопад, без мороза.
Ещё я ждал встречу «Реала» с ПСЖ в Лиге чемпионов. Игра понравилась, думал, что парижане выиграют, но мадридцы, как обычно, своё взяли. А ещё порадовали куряне. Хоть у Белгорода исторически сложившееся противостояние с Курском, но я за соседей порадовался. Люблю, когда команды из нижних лиг проходят далеко по сетке турнира («Авангард» победил пермский «Амкар» в серии пенальти и прошёл в полуфинал Кубка России – прим. авт.). Это успех и для города, и для ребят».
На выходных – домой
«По средам и перед выходными у нас баня. Она расположена тут же, на стадионе, в ней есть даже бассейн. Раньше выходные у нас были как у всех – суббота и воскресенье. Ближе к сезону выходной день остался только один. В любой день отдыха я еду в Старый Оскол к семье.
Обычно на стандартных сборах пять дней тренируешься, на шестой – игра, потом выходной и всё заново. У тех команд, которые сейчас на южных сборах, происходит то же самое, что и у нас: режим дня строго расписан, свободного времени не так много».
Сборы на сборах
«Во время сборов командой мы никуда не ходим. Третий год уже планируем сходить на волейбол, и всё никак. Недавно были на хоккее, но «Белгород», к сожалению, проиграл. Вообще, футболисты не очень любят сборы. Это во время чемпионата обычно всего одна тренировка в день, а в остальное время ты предоставлен сам себе. А на сборах всё расписано.
Из недавних радостных событий: мы обыграли курский «Авангард-2» со счётом 7:0. Перед матчем все ворчали, что, мол, поле ледяное, кочковатое. А потом только радовались, что наконец‑то играем не в зале. А то он уже надоел.
Слышал от ребят, что бывают лёгкие сборы. Но у меня такого никогда не было. Они всегда проходят насыщенно. Самые жёсткие были в «Роторе». Меня, молодого, тренер Владимир Файзулин взял на них со взрослой командой. Три недели тренировались, но мне было нетяжело. Для меня всё было в новинку, и упражнения я делал с радостью. Сейчас три недели двухразовых тренировок было бы пройти очень сложно.
Сборы – это не веселье. На них нужно как следует поработать, чтобы потом хорошо играть в чемпионате».