Возьмём, к примеру, нашумевший трансфер Александра Самедова, который этой зимой перешёл из «Локомотива» в «Спартак». В ближайшие годы вы вряд ли узнаете, сколько миллионов заплатили за полузащитника сборной России «красно-белые». А всё потому, что стороны договорились не разглашать этих цифр. Известна лишь сумма отступных, которая была прописана в контракте Самедова с «железнодорожниками» – то есть те деньги, которые можно отдать и гарантированно получить игрока в свой состав, – это 5 млн евро. «Спартак» не собирался платить такую сумму, но игрок в него всё же перешёл.
Transfermarkt в помощь
Примерную стоимость почти любого профессионального футболиста, который играет в Европе, можно узнать на специализированном немецком сайте Transfermarkt.de. В этой огромной базе данных Самедова оценивают в 3 млн евро.
На истину в последней инстанции данные этого сайта не претендуют. Однако исследователи Алекс Брайсон, Бернд Фрик и Роб Симмонс в своей научной работе доказали, что эта информация вполне соответствует действительности. Мы тоже склонны верить сайту. Ведь даже Лионель Месси стоит 120 млн евро, хотя он и бесценен.
Сотни футболистов каждые полгода меняют клубы, их цена растёт или понижается. Стоимость футболиста складывается из многих факторов, при этом он необязательно должен забивать кучу голов и играть в основном составе. Выиграет он, к примеру, в глубоком запасе Лигу чемпионов – и его стоимость возрастёт. Не выйдет на поле ни в одном матче на чемпионате мира, но если он был в составе сборной, которая далеко прошла по турниру, – снова повышение.
Почём белгородцы?
В недрах Transfermarkt.de есть десятки белгородских футболистов. Их цена, конечно, до 100 млн евро не дотягивает, но есть рекордсмены и среди них. Переход валуйчанина Александра Кокорина из «Динамо» в «Анжи» в 2013 году за 19 млн (при оценке в 15 млн) нашей области финансово никаким боком не касается, но эта сделка стала самой дорогой в истории белгородского футбола. Сегодня сайт оценивает Кокорина в 6 млн, а фантастическая сумма, которую «Анжи» заплатил за игрока четыре года назад, свидетельствует о том, что тогда клуб мог себе позволить всё, что угодно. Самюэль Это’О и Роберто Карлос тому свидетели.
Но вернёмся к Валуйкам. Просто сравните: в 2017 году в бюджет района на физкультуру и спорт заложили 20,3 млн рублей, из них 16,1 млн – на физкультуру и 4,1 млн – на спорт. Суммарная стоимость валуйских футболистов-профессионалов – 6,85 млн евро (431,5 млн рублей) при доходной части бюджета Валуйского района в 1,6 млрд рублей в 2017 году. Зарплата того же Кокорина, по неофициальным данным, – 3,5 млн евро в год (217 млн рублей). Когда в 2004 году Евгений Алдонин перешёл из «Ротора» в ЦСКА за 2 млн евро, многие шутили, что один этот трансфер сделал сразу половину ВВП Волгоградской области.
Конечно, всё это условно, и мы ни в коем случае не считаем, что к футболистам надо относиться как к предметам неодушевлённым. В России цены на них завышены, как и их гонорары. Эту проблему создали руководители команд: ведь не игроки назначают себе цену и платят зарплату. Однако не стоит и забывать, что за нулями в контрактах игроков стоят многолетний труд, пот, кровь и боль. Да и карьера может завершиться в любом матче. Так что не стоит пинать футболистов – они играют, как умеют. И получают столько, сколько им предлагают.