Удовольствие от процесса
— Со дня открытия «Стрелы» в Белгороде прошёл год (первое занятие в центре прошло 24 января 2016 года – прим. ред.). Что успели сделать за это время?
Старков: У нас получилось привлечь молодых тренеров, готовых работать и совершенствоваться. Сейчас это крепкий коллектив единомышленников. Мы провели несколько футбольных фестивалей для воспитанников центра и их родителей. В ноябре мы позвали на тренировочное занятие в «Стрелу» игроков футбольного клуба «Энергомаш»: Андрея Колесникова, Артёма Семейкина, Дмитрия Самойлова. Они провели мастер-класс, чем очень порадовали и детей, и их родителей. Футболисты и сами остались довольны встречей.
— И всё же какое достижение вы считаете самым главным за первый год работы?
Старков: Самое главное, на мой взгляд, это то, что мы смогли создать в «Стреле» комфортную, дружелюбную и позитивную атмосферу, в которой все участники получают удовольствие и радость от самого процесса.
Шпилёв: По‑моему, лучший показатель работы центра – это постоянное увеличение количества занимающихся детей. По сравнению с первым занятием в январе 2016 года их стало больше в десять раз.
— Какие задачи ставит перед собой «Стрела»?
Шпилёв: Самая главная задача – это привить любовь к спорту в целом и к футболу в частности. Чтоб как можно больше детей занимались спортом и получали от этого радость и удовольствие.
Старков: Первое – воспитать патриотов своего края и своей страны, чтобы наши дети могли достойно представлять свой город на всероссийских и международных соревнованиях. Второе – стать лучшим центром подготовки юных футболистов в России.
Молодые и амбициозные
— Кто тренирует детей в центре?
Старков: В «Стрелу» пригласили молодых и амбициозных ребят с богатым футбольным опытом: Артём Польшин и Андрей Лихошерстов ещё недавно играли за «Энергомаш», Валерий Алексеев прошёл Премьер-лигу, другие дошли до дубля «Салюта». У всех высшее педагогическое образование и огромное желание совершенствоваться в своей работе.
Шпилёв: А мы в свою очередь стараемся создать условия, чтобы удовлетворить это желание. Например, в июне мы приглашали преподавателя Высшей школы футбольных тренеров (Москва) Бориса Чирву. Он провёл для наших тренеров трёхдневный обучающий семинар. И такие мероприятия мы планируем проводить регулярно.
— Звучит убедительно. Но ведь наверняка есть у «Стрелы» и проблемы?
Старков: Центр существует год, но у нас нет своего дома. Поэтому мы вынуждены жить одним днём. Летом базируемся на футбольном поле школы № 47, и спасибо директору Наталье Маховицкой, которая всегда идёт нам навстречу. А зимой арендуем спортивные залы Белгорода. Поток детей постоянно растёт, и если летом мы сможем принять всех желающих, то по зимнему тренировочному процессу возникает вопрос: где заниматься? Без поддержки властей города и области мы не сможем полноценно развиваться и принимать всех желающих.
Давать детям ошибаться
— Какова верхняя возрастная планка воспитанников центра?
Старков: Изначально мы планировали, что дети будут заниматься у нас до восьми лет, а потом уходить в спортшколы. Но потом решили, что будем вести ребят и дальше. Захотят – уйдут, каждый имеет право на выбор, у каждого своя дорога. Даже если ребёнок уйдёт от нас в другой клуб или секцию, главное – что мы выполнили свою миссию: привили любовь к спорту и футболу.
— Почему так решили?
Старков: Раз хороших футболистов в России появляется так мало, то надо что‑то менять. У нас есть понимание того, чего не хватает футболистам к тому моменту, когда они вырастают. Посмотрите: пятилетние дети все разные, а к 15 годам становятся одинаковыми. Мы хотим, чтобы и в 15 они были разными, сохраняли свою индивидуальность.
— Из‑за чего так получается?
Шпилёв: Российские спортшколы в большинстве своём заточены на результат любой ценой. Они бьются за высокие показатели, которые позволяют зарабатывать дополнительные стимулирующие надбавки. Когда из десятилетнего ребёнка всеми силами выжимают результат, в выигрыше остаются все, кроме самого ребёнка. Это тупиковый путь, такой подход надо кардинально менять.
Старков: Большинство тренеров требуют именно результата и поэтому уже с восьми лет прививают командную игру, убивая индивидуальность. Юных футболистов готовят к соревнованиям, турнирам. У них нет времени на то, чтобы уделить внимание базовым навыкам – обводке, технике работы с мячом. Это как если бы ты в школу пришёл в первый класс, успел выучить две цифры, а тебе уже дают уравнения решать.
Конечно, со временем ты научишься их решать, но огромные пробелы в образовании останутся. При таком подходе результат вроде и есть, но если каждого отдельно взять, то все недоучки. У таких результаты будут и в 16–17 лет, а в итоге во взрослый футбол и взять некого. Чемпионаты Европы выигрывают, а где эти чемпионы? И такое происходит на всех уровнях российского футбола – от второй лиги до сборной. Сборную смотришь – майку с защитника на нападающего переодень – не поймёшь, кто защитник, кто нападающий.
— И как с этим бороться?
Старков: Давать детям ошибаться. Без этого ничего не получится. Чтобы научиться играть в футбол, надо ошибиться десять тысяч раз. Если научился обыгрышу, то и пасу научишься, это несложно. А если идти в обводку не можешь, то всегда будешь вынужден отдавать пас.
Шпилёв: Футбол не обманешь: к 14–15 годам обычно становится ясно, будет ли человек профессиональным футболистом. Ведь это тоже не каждому дано. А до этого надо просто играть. В любом случае футбол останется хобби на всю жизнь. Человек будет играть с друзьями, отдаст детей в футбол. На всю жизнь останутся хорошие воспоминания, а не орущий тренер, всё время критикующий за ошибки. Никто ничего не теряет. Футбол – прежде всего игра и радость.
— Согласен. Сам отлично помню, как в детстве тренер орал по поводу и без…
Старков: Об этом и речь! Можно от ворот уходить в пас: защитников поставить у ворот и разыгрывать. Да, велика вероятность ошибки, после которой забьют гол. Но если ребёнок поймёт, в чём ошибка, то научится выходить из такой обороны и начинать атаку. А сейчас, как и раньше, учат выбивать вперёд и ждать ошибки соперника. Что‑то завязалось, атака – гол. Родители довольны – результат есть, тренер доволен – баллы заработал, руководство школы – есть победа. И ребёнок вроде как доволен – взрослые хвалят.
Но он обыгрывать не научился, останавливать мяч не умеет, пас отдавать – тоже, по воротам бить не может. То, за что футбол любят люди, он не может показать. Он ведь достигал результата через упрощение игры и перепасовку с ближними. Зато если научишься обыгрывать, то станешь как Рибери или Месси, и на тебя будут с восторгом смотреть зрители, а пресса – восхищаться.
Шпилёв: Над нашими детьми не довлеет результат. Мы смотрим на них сквозь призму сегодняшнего дня. Ругать за то, что ошибся, нельзя. Надо объяснить, чтобы ребёнок сам дошёл до правильного действия. И смотреть на то, что он будет уметь через десять лет. Играй, стремись, никакого давления – завтра ты сможешь больше.
— Появятся ли филиалы «Стрелы» в районах области?
Шпилёв: В Строителе планируем открыть с 2017-го. Есть желание попробовать поработать и в других муниципальных образованиях области.
Европейский подход
Побывав на тренировке воспитанников центра, я своими глазами увидел, чем подход «Стрелы» отличается от того, чем я сам занимался в 12–16 лет. Здесь всё совсем по‑другому: нет «дебилов», «ослов» и других не всегда печатных выражений, которыми нередко грешат тренеры в футбольных секциях.
На трибунах в зале «технолога» сидят родители. Наблюдают, разговаривают о чём‑то своём.
«Мы захотели играть в футбол, но в спортшколе нам сказали, что до восьми лет нельзя. И мы пришли в «Стрелу». Здесь нравится подход к детям: на них не орут, им всё объясняют, показывают. Сын мечтал о футболе и теперь ничего, кроме него, видеть не хочет. На одном из турниров, где мы играли, дети в шоке были, когда тренеры других команд на своих кричали, а наши молча наблюдали. В итоге выиграли наши», – рассказывает Ирина Адамова.
Марат Косимов и Игорь Шлёнский тоже наблюдают за своими детьми и надеются, что из них получатся футболисты:
«Подход чисто европейский: тренер уважает ребёнка – тот уважает тренера. Спокойный тон, уверенная игра. Может, кто‑нибудь станет в 17 лет звездой, как Гётце. Руководство к этому стремится».
— Дома говорите сыновьям про ошибки?
— Поначалу влезали в тренировочный процесс, да. А потом между собой поговорили и поняли, что тренер главный, а родители – зрители.
— Прогресс в игре виден?
— Прогресс налицо! За полгода дети поняли, что футбол – командная игра, стали лучше работать с мячом. Бывает, если опаздываем на тренировку, так переживают сильно.
Внизу резвятся дети. Обводят фишки, бьют по воротам, пасуются. Один из них Виктор Адамов. На нём почему‑то вратарские перчатки, хотя он действует в поле.
«Мы играем в футбол, учимся обводить, на замахе убираем вратарей. У нас разные команды. Занимаем разные места между собой. Первое место на соревнованиях в Шебекино выиграли. Этот футбол лучше, чем во дворе», – со знанием дела рассуждает маленький футболист.
— Ты вратарь?
— Нет.
— А почему в перчатках?
— Мне иногда нравится за другую команду постоять в воротах…
Работу «Стрелы» высоко оценивают и профессиональные футболисты.
«Ребята занимаются отличным делом. Такой подход к детям нужен давно. Уровень футбола в России упал, и надо что‑то менять. Я сейчас не только про второй дивизион – посмотрите даже на российскую Премьер-лигу. При всём уважении, уровень многих – ФНЛ», – рассказал «Спортивной смене» капитан «Энергомаша» Андрей Колесников.