«Я не талантливый человек». О чём Фёдор Емельяненко говорил со студентами академии МИДа
Много личных историй от Последнего Императора
-
Статья
-
Статья
Об уличных драках, треш-толке, звёздной болезни и рецепте побед, когда чувствуешь, что силы иссякли… «БелПресса» собрала самое интересное из полуторачасовых откровений Фёдора Емельяненко.
О том, как заменить отсутствие таланта
«Вы знаете, как я себя оцениваю? Я не талантливый человек. Я не одарён как‑то физически. У меня не было какой‑то суперсилы, не было супервыносливости. Помню, когда тренер давал нам кроссовую подготовку на возвышенности: в горы бегали, потом вниз, потом опять вверх – по многу раз, я задыхался, были астматические осложнения. Но всё это прошло с годами. Побеждал всегда желанием стать чемпионом, победителем.
И я также понимал, что тренер уделяет внимание талантливым ребятам, а мне поменьше. Поэтому приходилось тренироваться больше. И в то же время я чувствовал, что будет момент – и всё случится. К тому же ещё один мой тренер говорил:
«Работай, терпи. Главное – работай с головой, и придёт момент, когда твоя работа выйдет в результат».
Недостаточно, конечно, просто работать и работать. Я многим ребятам говорю, наблюдая за ними в зале: «Слушай, ну ты уж возьми лопату и вскопай огород – что ты здесь устанешь, что там устанешь. Но там, на огороде, хоть будет польза».
Потому что в зале должна быть работа головой прежде всего. И конечно, вы должны оценивать ваши шансы на достижение цели. Бездумно работать – смысла нет».
О единоборстве для самообороны
«Лучше не попадать в такие ситуации, чтобы нужно было применять силу. До этого лучше не доводить. Но я согласен с тем, что мужчина должен владеть каким‑то навыками в единоборствах. Какими? Конечно, нужно уметь владеть в какой‑то степени боксом – чтобы чувствовать дистанцию, понимать, как бить и куда бить, если вдруг завязалась какая‑то ближняя дистанция. Чтобы вы имели представление, как двигаться.
Я на всех мастер-классах говорю ребятам, которые занимаются единоборствами: «Вы должны чувствовать ответственность. Вы уже не такие, как все». Потому что от одного удара можно поломать судьбу тому, кого ударили, и тому, кто ударил. Я знаю таких людей, боксёров… Он вышел, с кем‑то поругался, сцепился. Пусть даже другой человек был 100 раз не прав. Но, применив физическую силу, спортсмен ударил человека, тот упал, ударился головой о бордюр и всё – смерть. Одного нет живых, второго посадили.
Поэтому я бы вам советовал владеть каким‑то единоборством для собственной уверенности, чтобы чувствовать себя комфортно, но понимать: лучше для всех, когда силу применять не пришлось».
О преодолении себя на пути к цели
«Прежде всего ваши желания не должны расходиться с вашей трудоспособностью. Нельзя себе строить иллюзии, ставить высокие цели и ничего для этого не делать. Нужно понимать, что для достижения цели надо проделать огромную работу. И, конечно, каждый день нужно превозмогать себя, перешагивать через себя.
Я расскажу о себе, когда мне тяжело. Самый простой пример – вот я бегу кросс, чувствую, что становится тяжело. И тогда я всегда добавляю. Когда становится совсем тяжело и невмоготу, чуть-чуть сбавляю, немного отдыхаю и ещё добавляю. Понимаете? Вот что значит перешагнуть через себя.
Любое дело, которым вы занимаетесь, важно любить, и всё время преодолевать себя. Через трудности, через усталость, где‑то через отчаяние всё равно идти вперёд. Но отчаяние в кавычках! Отчаиваться ни в коем случае нельзя. Нужно находить в себе силы и идти вперёд с радостью».
О том, что будет, если подрезать Фёдора Емельяненко на дороге
«Я в таких ситуациях стараюсь больше думать, что человек куда‑то спешит, а не обкладывать его ругательствами. Может, у него что‑то дома случилось, поэтому спешит и подрезает. Я иногда тоже, бывает, потороплюсь на дороге, но как посмотрю на лица людей в соседних машинах – сразу мысль: «Что ж ты так ругаешься?» Думайте о людях хорошее, и тогда вам будет проще и легче жить».
О треш-толке у спортсменов
«Я отрицательно к этому отношусь. Когда я начинал выступать, вся эта грязь, оскорбление соперников были минимальными. Бойцам нужно было заслужить свою публику, своих фанатов именно мастерством. Кто‑то из святых сказал, что отпускающий шутки в сторону своего ближнего подобен человеку, который бегает и закидывает горящие факелы в дома в шутку. А здесь люди это делают без шуток.
Сегодня нет уже ничего святого: люди говорят пакости в сторону страны, в сторону семьи. Недавно Макгрегор сказал в адрес дагестанцев неприятные вещи. Наши бойцы осуждают всё это, хотя сами занимаются часто тем же. Ну, допустим, не в адрес народа, но в адрес конкретного человека. А как ты его, человека, выковырял из целого народа? Как ты его можешь оскорблять, когда он частичка своего народа. И вот выковырял и поливаешь, поливаешь… Так не должно быть, наверное.
Время такое. У меня дочь учится на журналиста. И складывается ощущение, что учиться не надо – любой может всякую дрянь написать, потому что честными, правдивыми статьями мало кто собирает аудиторию. Не на то сейчас народ ведётся…
Я бы хотел, чтобы у вас остались ценности, которые были всегда у нашего народа. Беда – вот что сейчас происходит. Люди завоёвывают публику не своим умением, а грязью. Чем хуже скажет, тем больше человек это прочитают. Нельзя разменивать свою совесть!»
О допинге
«Сейчас молодёжь начинает закидывать в себя чем больше, тем лучше. Пробуют то, что запрещено. Слава богу, я никогда этого не употреблял и ребятам своим и всем другим не советую. Потому что нам ещё после этого жить. Спортсмену можно остаться калекой, если принимать запрещённые препараты».
О последнем контракте в Беллаторе
«Это небольшая тайна. При подписании последнего контракта вроде бы уже всё, жена почти согласилась. Но в последний момент передумала и говорит: «Только если батюшка благословит, то я соглашусь». Я говорю: «Ну как же так, ты же почти сказала «да»? Поехали к батюшке, поговорили с ним. Он дал свой благословение. Сказал, что ничего не чувствует плохого: бейся, побеждай. Я выхожу от него, звоню жене, Ксюше, и говорю: «Батюшка благословил». У неё был шок. Она была уверена, что не благословит. Но, тем не менее, смирилась и поддерживает».
О завершении карьеры
«Я понимаю, что моя карьера давно идёт к завершению. Мне уже 43, и я своего рода динозавр в спорте. Помню, как боролся на чемпионате России по дзюдо, мне было 20 лет. А Сергею Косолапову, чемпиону мира, многократному чемпиону СССР и России, было тогда 34 года. Я на него смотрел как на что‑то старое, древнее, как на легенду спорта. А сейчас я уже гораздо старше Сергея в том возрасте. Но чувствую себя хорошо, здоровье позволяет выступать, и мне хочется. Хотя понимаю, что это последние бои. Уже, наверное, пальцев одной руки много, чтобы посчитать, сколько боёв мне осталось».
О звёздной болезни и примере отца
«Мы должны всегда помнить: мы ничем не отличаемся от других. Да, мы владеем какими‑то знаниями. Да, мы, может быть, где‑то успешны. Кто‑то успешен в одной деятельности, кто‑то в другой.
Я всегда привожу в пример моего папу. Он работал всю жизнь газоэлектросварщиком – и был сварщиком от бога, как говорят. Его особенно никто не знал. Только на заводах, где он работал. И самое дорогое – когда он умер, его друзья, что были на похоронах, сказали такую вещь: «Он никогда не отказывал и всегда приходил на помощь».
И если мы чуть успешнее, чем другие. Если нам дано чуть больше – не надо задирать нос. Всегда нужно понимать, что рядом с тобой такой же человек. Может, ему не так повезло. Может, он не так известен или богат. Но нужно иметь снисхождение. Нужно уметь ценить того, кто с тобой рядом».
О том, что он сказал бы 15-летнему Феде Емельяненко
«Что сказал бы? Зачастую мы просто не слышим никого. Нам же родители много что говорят и в 13, и в 15 и в 20 лет. Другое дело – слышим ли мы их? Пока шишки не набьёшь, пока дров не наломаешь…
Есть в моей жизни поступки, за которые мне стыдно до сих пор, которые я хотел бы изменить. Но мне остаётся только каяться в них и менять себя, менять своё внутреннее состояние. Наверное, нужно поступать, как сказал главный герой фильма «Остров» (Павла Лунгина – прим. авт.): «Живи как жил, только греха большого не сделай». Постарайтесь вы, особенно сейчас, когда у вас цветущая молодость, не наделать больших ошибок».
Сергей Шевченко