Чувствуя свободу
Как ни парадоксально покажется на первый взгляд, но скейтборд появился от нечего делать. Калифорнийские сёрферы придумали его от скуки. Заканчивались 1930-е, когда покорители волн встали на ящики с прикреплёнными к ним колёсами и катали на них, коротая время вне сёрф-сезона. Пройдут годы, и они заменят их на доски из прессованных слоёв древесины – прообразы современных дек. И только в 1960-х производители досок для сёрфа начнут выпускать и скейтборды. Фирмы, бренды, специализированные журналы, мировые дистрибьюторы…– механизм масштабной скейтборд-индустрии приведут в действие. Позже деки (доски) станут шире, их будут делать из разных материалов, а колёса – из полиуретана.
Между тем скейтеры обретут большую власть над доской, лучшие будут сходиться в соревнованиях, а после модифицировать самые сложные и зрелищные трюки. Скейтбординг перестаёт быть просто уличным видом спорта (к слову, не так давно он признан официальным) – формируется целая субкультура со своими стилем одежды, музыкой (скейт-панк - разновидность панк-рока), образом мыслей, которая год от года набирает популярность. Правда, бывают времена, когда она спадает, но всегда находятся дерзкие индивидуалисты, которые встают на доску и будоражат окружающих своей бешенной энергетикой. Что ж, вы либо заражены вирусом скейтбординга, либо нет – рационально это вряд ли удастся осмыслить.
Лично я на доске стояла только раз. И пару раз грохнулась, конечно. А после гоняла на нём лишь виртуально, управляя легендарным Тони Хоуком – героем знаменитого спортивного симулятора скейтбординга. В реальной же жизни предпочла ролики, что не помешало мне навсегда запомнить те несколько мгновений, когда пришло осознание абсолютной свободы. И того, что скейтборд – не форма протеста бунтующих тинейджеров, а прибежище всех тех, кому мир ровного асфальта и фанерных рамп позволяет чувствовать себя свободным.
Круг бесстрашных
Проникновение скейтборда за «железный занавес» Страны Советов пришлось на 1980-е. Кстати, построили столько спотов (мест для катания), что до сих пор союзный скейт-потенциал высоко оценивают современные мастера катания. Кто же и когда первым из белгородцев приручил доску, пожалуй, никто точно не скажет – уже сменилось несколько поколений белгородских скейтеров. А вот начиналось всё в Театральном проезде, возле драматического театра – на здешних тротуаре, парапетах, ступеньках. И не завершается, даже несмотря на то, что асфальт заменили плиткой. «Для суставов катание по плитке – зло», – позже пояснят скейтеры. Как бы там ни было, но место это для наших райдеров особое: катать здесь – значить принадлежать сообществу, быть частью круга бесстрашных.
Когда-то сюда пришёл Вова Кузичкин (20 лет). Он – будущий врач (учится на втором курсе в НИУ «БелГУ») и уже опытный скейтер. Семь лет назад Вова увидел, как катаются ребята, и захотел попробовать. Приобрёл доску. Сначала ничего толком не понимал, но не отступил – и с каждым днём упорных заездов уровень его катания рос. Через время парень обнаружил, что всё к нему пришло. Олли (Ollie), а также грайнды и слайды – теперь ему подвластно многое из разных видов трюков.
– А сколько скейтов ты сменил за семь лет? – интересуюсь я.
– Около 50, - отвечает Вова.
– Так часто ломаются?
– Это как у хоккеистов клюшка, если такая аналогия уместна. Месяц-два – и доска
требует обновления, – поддерживает друга скейтбордист Саша.
Саша Кононенко (19 лет, учится на менеджера в госуниверситете) на доске пять лет. О скейте даже не думал, пока родители не подарили его сыну на день рождения. Как и Кузичкин, начинал сам, на улице перед домом. Падал и снова становился на скейт. Три года прошло, прежде чем он осознал: «Теперь я могу». И тогда отправился «на театралку».
– Я смотрю, ваши доски несколько различаются по ширине. Отчего это зависит?
Саша: По ширине деки бывают от 4,7 до 10,625 дюймов. Ширина моего скейта примерно 8,25 дюймов. Зависит она от размера обуви. Чем он больше, те шире доска.
Вова: Ещё такая зависимость. Считают, что на узких деках, легче выполнят трюк. В то время как на широкие деки легче приземлиться уже после него.
– А степень жёсткости колёс на катание как-то влияет?
Вова: Да, мягкие колёса рекомендуют тем, кто катается в рампе. Жёсткие лучше для парка или улицы.
– А сколько примерно стоят ваши доски?
Вова: Мой скейтборд в комплектации около шести тысяч рублей.
Саша: Мой – около того. Вообще новичку лучше приобрести недорогую доску. А если вы поймёте, что для вас это действительно важно, позже замените на более качественную деку. Да, рекомендую покупать скейт в сборе (так называемый комплит).
– Насколько я знаю, в Белгороде специализированного магазина нет.
Саша: Да, верно. Мы заказываем через интернет либо ездим в Курск.
Пока мы беседовали с ребятами подошли их приятели – 15-летние школьники Влад, Сеня и Женя. Сеня Раджабли катает около года. А в белгородское сообщество скейтеров вошёл, когда научился держать равновесие на доске:
– Равновесие – самое важное. А для этого необходимо побороть свой страх. Но бесстрашие – это ещё не всё. Важно не забывать о контроле – что в голове, то под ногами.
Правда, не стоит забывать, что скейтбординг – экстремальный вид спорта, а значит даже постоянный контроль – не 100% свидетельство того, что вы избежите травм. Но настоящего скейтбордиста это не остановит. Несмотря на сломанное ребро, на полученные шрамы, Влад Толпегин снова и снова встаёт на доску. И ни на что не променяет тот адреналин, который он получает, только будучи на скейте.
Женя Слепухин катается всего неделю. Его впечатлили видео с трюками одного из лучших райдеров России – питерца Максима Круглова. Теперь он стремится когда-нибудь их повторить.
Быть скейтбордистом
Развитие скейтбординга вело и к появлению разных его видов – флэтленд (катание и выполнение трюков на асфальте, бетонных плитах), фристайл (трюки выполняют на одной плоскости), стрит-стиль (трюки на лестницах, перилах, перекрытиях), верт и парк. Райдеры верта катают в высушенных бассейнах, парк – в скейт-парках.
Особенность белгородского скейтбординга – преобладание первых трёх стилей, ведь ни рамп, ни скейт-парка в нашем городе нет. Мне могут возразить, вспомнив про площадку в Парке Ленина. Официально, да. Но спросите знакомого скейтера о ней – любой в ответ горько усмехнётся. По факту: она пустует с момента открытия. И рассматривать её пригодной для катания может только тот, кто никогда не вставал на скейт.
– Для райдеров там ничего не приспособлено – начиная от конструкции фигур заканчивая тем, как положено асфальтовое полотно, – объясняет Вова.
– Кривая рампа, сделана не по стандартам. Она металлическая, а должна быть из фанеры. Кататься на ней – значит постоянно рисковать разбиться, – вторит Саша и добавляет, – От администрации мы просим площадку. И пару обычных фан-боксов – коробков, чтобы можно было скользить.
Хорошо бы, если бы она оказалась крытой (ведь с наступлением холодов ребята пакуют свои доски и до апреля только мечтают, как снова встанут на них). Тогда они будут тренироваться круглый год и получат возможность показывать лучший результат на скейт-соревнованиях. Кстати, для них белгородские райдеры выезжают в другие города – Воронеж, Липецк, Москву. А так могли бы проводить соревнования и в Белгороде.
Буквально за несколько дней до нашей встречи со скейтерами связались представители градостроительства. Рассказали, что каток «Есенинский» переоборудуют под скейт-парк. Вопрос обещают решить к концу июня. Что ж посмотрим – осталось всего ничего. Правда, парни воспринимают эту новость без особого энтузиазма. Неудивительно: обещания ребята слышат уже не один год. Им это в наследство досталось от предыдущих поколений белгородских скейтеров. Неоднократно парни пытались найти место, составляли чертежи скейт-парка, продумывали фигуры, но никто не приглашал кого-то из них для разработки белгородской площадки. В конце концов, они просто хотят кататься, а не участвовать в переговорах с нулевым итогом.