Никита Бедрин: «Иногда кажется, что 240 км/ч – это очень медленно»
15-летний пилот «Формулы-4» из Белгорода рассказывает журналу «Спортивная смена» о детстве, школе и гонках мечты
-
Статья
-
Статья
Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин – пилоты «Формулы-1» с российским гражданством – уже вписали свои имена в историю самой престижной гонки планеты. Через несколько лет туда может попасть и белгородец Никита Бедрин: парню всего 15, но у него уже полно титулов.
В 2020 году Никита стал первым российским чемпионом международной картинговой серии WSK Super Master Series во взрослом классе OK. Яркие выступления в картинге позволили Бедрину стать пилотом «Формулы-4»: это первая ступень к его заветной цели – «Формуле-1».
Никита родился в Белгороде, здесь же он впервые сел за руль (в 5 лет) и выиграл первый чемпионат (в 7). С 2019 года семья Бедриных большую часть времени проводит в Италии, бывая на родине наездами. Никита давно живёт по графику взрослого человека: тренировки, контракты, тестовые заезды в разных странах Европы, соревнования. В 2021-м он поучаствовал в чемпионате «Формулы-4» в Объединённых Арабских Эмиратах.
Школа онлайн
— Читаю новости про тебя: «В декабре Бедрин подписал контракт с коллективом Xcel Motorsport (ОАЭ) и получил шанс на дебют в арабской «четвёрке», который состоялся через месяц. На днях он подписал контракт с голландской командой Van Amersfoort Racing, выступающей в итальянской «Ф-4». Это точно про 15-летнего мальчика? А где компьютерные игры, футбол во дворе? Где детство?
— Такого нет, потому что времени нет. Я каждую неделю уезжаю на тренировки или на гонки. Но, в принципе, живётся хорошо. Мне нравится.
— А школа когда?
— Школа у меня онлайн. Приходится успевать, догонять одноклассников дополнительными уроками.
— Российские школьники впервые столкнулись с дистанционкой в прошлом году. Наверное, для тебя она давно стала привычным делом?
— Да, для меня это норма, особенно в русской школе.
— Ты учишься в русской школе?
— И в русской, и в итальянской. В итальянскую я хожу, конечно, но редко. Сейчас все уроки онлайн, и это легче.
— Расскажи про соревнования в Эмиратах. Доволен результатом?
— На каждом этапе я улучшал результаты. К сожалению, в конце сломал палец и не смог доехать сезон. В целом цифры показал неплохие, но рассчитывал на большее. Две тренировки я выиграл, но в квалификации было тяжело хорошо выступить.
Чемпионат «Формулы-4» (ОАЭ) проходит с 2015 года. Серия сертифицирована Международной автомобильной федерацией и проводится под эгидой Автомобильно-туристического клуба ОАЭ. Участники соревнуются на одинаковых автомобилях: шасси – Tatuus F4 T014, двигатель – турбированный 1,4-литровый, 160-сильный Fiat Abarth F413T.
Результаты, показанные в серии, идут в зачёт суперлицензии пилотов. Никита Бедрин выступал на автомобиле команды Xcel Motorsport.
— Какая гонка у тебя следующая?
— Готовлюсь к двум чемпионатам: в германской «Формуле-4», а сразу после него – в итальянской. На этот год важнее для нас гонка в Италии, потому что там уровень повыше.
— Сколько времени занимают тренировки?
— Сейчас тестовые заезды проходят дважды в неделю, но они могут быть и раз в одну-две недели. Это значит, что я езжу тренироваться на трассы, где будут проходить соревнования, в разные страны.
Есть результат – есть спонсор
— С чего вообще началась такая любовь к гонкам?
— Когда мне было лет 5, папа обещал купить игрушку, а потом вместо неё предложил покататься на картинге на «Вираже». Мне понравилось, с этого всё и началось. Там же были мои первые соревнования, я приехал четвёртым – для первой гонки неплохой результат. Мы продолжили, и в следующем году я выиграл чемпионат России. Мне тогда было 6 или 7 – мелкий совсем.
— С тех пор у тебя победа за победой. А какая самая значимая?
— В прошлом году, чемпионат серии WSK Super Master Series. Это соревнования мирового уровня. Пока самая большая моя победа.
WSK Super Master Series – международный чемпионат по картингу, проходит с 2006 года и приравнивается к чемпионату Европы. Гонки начинаются в феврале, и, как правило, на них приезжают все сильнейшие картингисты перед началом основных соревнований. В 2020 году чемпионат проходил с 29 июня по 5 июля на итальянском картодроме в городе Адрия. Бедрин лидировал по итогам двух этапов, взял поул в двух квалификациях и победил во всех отборочных заездах. В третьем и четвёртом раунде он опередил соперников на 4 и 3,3 секунды соответственно.
— Похоже, с профессией ты давно определился и другого пути себе не представляешь. К чему стремишься?
— Попасть в «Формулу-1», конечно. Это очень тяжело. Нужно при переходе из категории в категорию в первый же год показывать высокие результаты, иначе не получится. Только если родители очень богатые, но это не мой случай.
— Любой профессиональный спорт – это денежные вложения, но ваш кажется заоблачно дорогим. Как это потянуть?
— Да, мой спорт вообще не дешёвый. Но есть спонсоры, которые очень помогают. Компания, которая спонсирует меня, не связана конкретно с автобизнесом: она поддерживает фигуристов, оперных певцов… Молодые дарования, скажем так. Но чтобы спонсоры тебя заметили и захотели вложиться, нужно показывать результаты.
Тренер и друг
— Есть гонщик, на которого ты хотел бы быть похож?
— Раньше нравился Макс Ферстапен, но сейчас не могу назвать его своим кумиром.
Макс Ферстапен – потомственный автогонщик из Нидерландов, пилот команды Red Bull Racing, двукратный бронзовый призёр «Формулы-1».
— Как относишься к поражениям?
— Они бывают, на них учишься.
— Сильно переживаешь на трассе?
— Нет. Когда в голове есть установка, что ты очень хороший пилот и делаешь всё правильно, то сразу всё хорошо. А когда начинаешь волноваться, думать, что кто‑то может быть лучше, на сто процентов заезд пройдёт плохо.
— Тебе бывает страшно на трассе?
— Когда часто ездишь, не может быть страшно. Иногда даже наоборот, кажется, что 230–240 км/ч – это очень медленно.
— У мамы сердце замирает?
— Да мама пугается, даже когда я еду 10 км/ч!
— Машина пролетает очень быстро, не успеваешь испугаться, – включается в разговор мама Никиты – Ольга.
— Ольга, каково быть мамой гонщика?
— Замечательно! Это драйв, общение, сильнейшие переживания… Но когда сын стоит на подиуме, ты понимаешь, что он достойный пилот, не зря старается и учится. Ему очень повезло с тренером – двукратным чемпионом мира по картингу Феличе Тиене. Он его лучший друг и помощник.
Ирина Дудка