Велосипеды, пешие походы, автомобильные заезды – что ещё? Отличный вариант активного отдыха – сплав на байдарках по рекам области. Это проще и безопаснее, чем кажется на первый взгляд, а опыт подобного путешествия ни на что не похож.
Путешествие по реке необыкновенно. С борта лодки мир предстаёт под новым углом, и появляется возможность заглянуть в такие диковинные уголки, куда ни за что не добраться пешком или на велосипеде. Это настоящее и непредсказуемое приключение.
На берегу можно встретить косулю или кабана, утоляющих жажду, по пути – не указанную на карте самодельную плотину или густые заросли, под водой – разрушенный мост или рыболовные сети. Любое решение нужно принимать в несколько мгновений: форсируем опасность или тащим лодку по берегу, оплываем торчащий штырь слева или справа, прорубаемся в запруду или пешком тянем лодку через мель. Каждый поворот реки может стать решительным поворотом в путешествии. Человек с веслом расслаблен, но предельно сосредоточен.
Плавание на байдарке – это знакомство с собой и своим напарником. Движение в равной мере зависит от обоих гребцов, а значит, нужно сладиться и достигнуть абсолютного взаимопонимания, иначе придётся бултыхаться от берега к берегу, ссориться, а так далеко не уплывёшь.
Движение по воде – это медитация. Сначала фонтанируешь эмоциями, потрясённый необыкновенными видами, открывшимися с реки, восхитительной подводной жизнью, которая с лодки открывается как на ладони. Потом попадаешь в размеренный ритм гребли, и тебя словно укачивает. Через некоторое время понимаешь, что уже второй час, как вы с напарником не произнесли ни слова, однако, не сговариваясь, вы одновременно повернули к берегу именно в этой точке – обоим захотелось выпить чаю и немного отдохнуть как раз на этом маленьком пляжике.
Гребные места
По территории Белгородской области протекает 480 рек и ручьев общей протяжённостью более 5 000 км, но судоходных среди них сейчас нет. Для сплавов прекрасно подходят реки длиной более 100 км: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км), а также менее протяжённые Псёл и Сейм – они немногим более 25 км.
Это типично равнинные реки: с постоянным ровным течением, без порогов, неглубокие. Порой встречаются и места с медленным течением, узкие протоки, перекаты, иногда в русле попадаются коряги. По берегам растут деревья, и часто они смыкаются над головой наподобие арки – тогда кажется, что ты в тропических джунглях. Берега очень разные: бывают такие отвесные склоны, что на них не выбраться с воды, но достаточно и природных песчаных пляжей. До середины июня вода успевает прогреться до постоянной температуры в 20–25 градусов, но опытные и отважные путешественники отправляются в плавание вскоре после схода льда.
Байдарочный поход имеет массу нюансов – от техники гребли, которая принципиально отличается от, например, лодочной до упаковки снаряжения, поэтому в первые заплывы разумно отправляться с опытным гребцом. Мой спутник, пожелавший остаться человеком-загадкой, постигал водные премудрости на собственной шкуре, избороздив за лето половину местных рек, зато теперь его не смутить никаким поворотом русла. Если такого спутника под рукой нет, можно заказать байдарочный сплав в одном из турагентств, которые без проблем находятся беглым поиском в Интернете. Средняя цена – от 2 000 рублей за день со всем необходимым снаряжением, чем больше дней, тем получается дешевле. А наловчившись грести, тормозить, дрифтовать и швартоваться, можно отважиться на самостоятельный заплыв.
Байдарку без инструктора можно взять напрокат в физкультурно-оздоровительном комплексе ЖБК-1 в Сосновке. Сутки такого удовольствия вместе со спасательными жилетами и инструктажем обойдутся в 1 200 рублей. Двухместная байдарка выглядит наиболее предпочтительным вариантом – вдвоём ей проще управлять, да и плыть веселее, кроме того, в неё влезет достаточно багажа.
Как проплыть в библиотеку
Планируя поход, нужно прикинуть, сколько дней предполагается ему посвятить и, исходя из этого, составить дорогу так, чтобы к конечному и начальному пункту было удобно добираться на машине: на себе байдарку в сложенном виде дотащить будет очень нелегко.
На равнинных реках и реках, протекающих в заболоченных местностях, скорость движения по течению колеблется от 3 до 6 км. Разумеется, логично грести по течению, а не против него. В день путешественники-любители без проблем могут плыть по 6–8 часов, включая перерывы на отдых. Таким образом, в идеальных условиях можно рассчитывать на расстояние около 18 км. Для первых походов 2–3 дня – идеальное время: не успеваешь сильно измотаться, но проникаешься вкусом путешествий по воде.
А теперь немедленно забудьте об этом. Идеальных условий на реке не существует. На скорость влияет абсолютно всё: количество груза, ветер, препятствия по пути, внезапный дождь, красивый вид на берегу и «чешущийся» фотоаппарат.
Заблудиться на реке по очевидным причинам достаточно сложно. Однако для успокоения души можно скачать водную карту на телефон либо просто распечатать нужный кусок карты и взять его с собой. Многие преграды вроде мостов и старых завалов уже отмечены, но сюрпризов, вероятней всего, не избежать.
Внимательно изучить карту перед отплытием стоит хотя бы для того, чтобы ненароком не заскочить на территорию Украины – большинство крупных рек направляются туда.
Секреты стиля
Гидрокостюм летом вряд ли пригодится, хотя одежда постоянно будет мокрой от брызгов с весёл – нужно иметь надёжно упакованный сменный комплект одежды и обуви. На воде при этом достаточно жарко, т. к. солнце, отражаясь, будет поджаривать с двух сторон. Также понадобятся как минимум одни резиновые сапоги, чтобы ходить в воде при швартовке и погрузке.
Байдарка – лодка с плоским дном и потому достаточно легко может кильнуть (перевернуться). В этом нет никакой беды – летом окунуться в водичку даже приятно, да и спасательные жилеты подстрахуют на случай неожиданного купания. А вот вещи могут подмокнуть. Опытные пловцы рекомендуют упаковывать ценные вещи и все, что важно сохранить сухим, в специальные гермомешки, которые привязываются верёвками внутри лодки. Впрочем, даже во время гребли велика вероятность намочить рюкзаки, поэтому, если нет специальных мешков, стоит хотя бы упаковать содержимое в пакеты.
Большой плюс водного похода в том, что можно прилично нагрузиться, не отказывая себе в походных радостях, вроде гамака, и не экономя на еде. Главное – дотащить всё это до воды.
Собираясь в поход, стоит помнить, что он сопряжён с серьёзной физической нагрузкой. И если выносливость за неделю не натренируешь, то минимально подготовить руки и плечи можно: очень полезны будут отжимание от пола, подтягивания, упражнения с гантелями.
И не стоит забывать, пожалуй, самое главное в пути: наслаждаться дорогой, останавливаться там, где хочется, чтобы вздремнуть или искупаться, петь песни, лениво помахивая веслом. Можно поставить себе грандиозную цель и покорить серьёзное расстояние за короткий срок, а потом гордиться своей силой и стойкостью, но, наверное, тогда потеряется весь смысл байдарочного путешествия.
С другими материалами спортивной тематики можно ознакомиться в сегодняшнем номере «Смены», который уже поступил в продажу