Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 января 2015, 16:37
 Сергей Шевченко 3123

Постоянное преодоление себя

Почему ограниченные возможности делают спортсменов сильнее

Постоянное преодоление себя Фото Владимира Юрченко
  • Сергей Шевченко
  • Статья

«БелПресса» пообщалась с тренерами белгородских детей-инвалидов, чтобы понять, почему именно паралимпийцы в России стабильно добиваются успехов и в чём коренные отличия воспитания спортсменов с ограниченными возможностями.

Последние олимпиады, за исключением сочинских Игр, не так уж сильно радовали россиян победами. Спортсмены, которых готовили на советском инфраструктурном ресурсе, завершают карьеры, и, кажется, величие в некоторых видах спорта исчезает. На фоне случающихся провалов российских олимпийцев ставшие стабильными победы российских паралимпийцев выглядят ещё более впечатляюще.

В Сочи российская паралимпийская сборная завоевала первое место и по золоту (30 медалей) и по общему числу медалей (80). На летних Играх в Лондоне, в 2012-м, у российских паралимпийцев было второе место в общем медальном зачёте, на зимних в 2010-м, в Ванкувере, – второе по золоту и первое по числу медалей.

Удивительно здесь не число медалей. В России долгие годы не было какой-то уникальной системы по работе с паралимпийцами. Инвалидам в стране вообще пока живётся несладко. На улицах европейских городов тех же колясочников встречаешь повсеместно, и кажется, что их тут просто на порядок больше, хотя статистика говорит об ином. В России инвалиды часто оказываются замкнутыми в стенах своего дома. Все эти города, дороги, стадионы и торговые центры не для них, когда путь в пару сотен метров равен подвигу.

Откуда они, выросшие поколения паралимпийцев-чемпионов, умудряющихся побеждать весь мир, когда победить себя порой невозможно? Мы решили спросить у людей, которые тренируют детей с ограниченными возможностями, зачастую не умеющих ни писать, ни читать, ни даже общаться с окружающим миром.

В Белгородской области юных паралимпийцев начинают готовить в детско-юношеской спортивной адаптивной школе № 5. Её создали региональные власти в 2013 году, чтобы начать полноценно заниматься развитием спорта среди инвалидов. Привлекли педагогов, которые на протяжении нескольких лет уже занимались с такими детьми, основали секции.

Педагог спортшколы по настольному теннису Галина Шин занимается с ребятами уже шестой год. Сейчас в её группе десять человек, в основном слабослышащие и глухие, хотя тренировала она и детей с ДЦП, и слабовидящих.

«Вот Настя ездила в 2011 году в Саранск, там проводилась спартакиада среди детей – инвалидов по слуху. В общекомандном зачёте они заняли второе место по России. Это большой результат», – делится успехами Галина Александровна.

Работавшая до этого с обычными спортсменами тренер фактически освоила новую профессию.

«Настя и Марина у меня с самого начала тренируются, – показывает на воспитанниц тренер. – С ними я и жесты выучила, и азбуку, потому что надо было как-то начинать общаться. Теперь они меня понимают. Они такие же дети, шкодят, балуются, дерутся, влюбляются. Всё точно так же. Просто объяснять им тяжелее. А приходит первоклассник или «нулёвка». Смотрит на тебя… А он ещё жесты даже не знает и азбуку. И ничего, берёшь его руку и начинаешь её толкать, учить. Становятся постарше – потом уже всё объясняешь. Тяжело, конечно. А когда выигрывают, знаете, сколько радости в них?»

«Они хотят большего добиться, у них сильнее желание стать кем-то значимым, гордостью своих родителей, – говорит воспитатель Светлана Воронкова. – Они понимают прекрасно – бывают моменты, когда близким тяжело с ними. Поэтому многие дети хотят доказать, что они не обуза родителям, что ими можно гордиться, что они могут добиваться больших успехов».

Воспитанницы Галины Шин
Воспитанницы Галины Шин

Галина Шин заметила, что в адаптивном спорте воспитанники чрезвычайно усидчивы и терпеливы, среди обычных детей такое не часто встретишь.

«Они становятся более усидчивыми. Вот Марина учится в одном классе с Настей. Насте давалось всё легче, а Марина в этом году выстрелила, на шестой год, – представляете, как тяжело было? Она шла к этому, плакала и шла. На соревнования приезжали, а не получается… А в этом году смотрю: и справа, и слева подрезка, и подача пошла».

Сама Настя говорит, что в будущем хотела бы быть тренером.

«На всё после 40 смотришь приземлённее, если откровенно. Думаешь об этих детишках: хотя бы то, что мы им даём, просто в жизни пригодилось. Дай Бог, чтобы они на Россию попали. А так для здоровья вся равно полезно будет», – отмечает Галина Шин.

Тренер-преподаватель по плаванию Ирина Кужелева в адаптивной школе с сентября. До этого работала с подобными детьми только пару месяцев в обычной спортшколе, но тогда секция быстро закрылась, в том числе и из-за отсутствия финансирования. В адаптивной спортшколе она ведёт две группы, начиная с пятилетних детей. Приходят сюда те, кто плавать в основном не умеет вообще, а порой и вовсе боится воды.

«В основном у нас ребята с поражением опорно-двигательного аппарата, колясочники. Есть ещё ребята-ментальщики. Им тяжело. Физически они развиты, но им трудно понять, что от них требуется. Первое время целый месяц с ними была в воде, всё им показывала на себе. С ребятами с поражением опорно-двигательного аппарата посложнее, если ноги не работают», – рассказывает специалист.

Ирина Кужелева.
Ирина Кужелева.
Фото Владимира Юрченко

Как и Галина Шин, Ирина Кужелева начала создавать свою методику работы с детьми-инвалидами.

«Обычно как? Дал, проплыл, сделал – есть результат. Здесь всё иначе, но результат тоже есть, я его вижу – они научились плавать. А дальше будем смотреть. В феврале будут наши первые старты, наверное. У нас уже есть что показать, они могут проплыть 25 м, некоторые 50 м без остановки, – говорит тренер. – Здесь они учатся, но чисто для здоровья. Хотя кто знает, может, будут звёздочки. У нас есть Дима Михайлюков, он плавает всеми четырьмя способами, и скорость уже очень приличная».

Фото Владимира Юрченко

Есть среди воспитанников и ребята, которые просто боятся воды, даже умываться им трудно. Тренер говорит, что таким детям сложно сделать первый шаг в спорте. Связано это с колоссальной работой над собой, которую должен проделать начинающий паралимпиец. Даже простые движения для зарядки им часто недоступны.

«Я перестраивалась. Поначалу было такое эмоциональное состояние, хотелось дать больше. Даёшь, а результата не видишь. Было привыкание к воде. А потом буквально за месяц пришёл результат, и на душе от этого тепло. Когда они научатся – никаких отличий, совершенно. Тут на соседних дорожках занимаются дети – так наши ребята лучше плавают, что касается техники. Они более организованны, целенаправленнее работают», – считает Ирина Николаевна.

По словам тренера, её воспитанники больше нуждаются в индивидуальном общении.

«С ними иначе нельзя – сердце вкладываешь, душевно работаешь. Они очень много требуют общения, обычные ребята больше с коллективом общаются. А эти индивидуально со мной работают. Пока с каждым пообщаешься, тяжело, конечно».

Наши дети делают всё, что только могут. У них идёт постоянное преодоление себя. Как только видят, что что-то начинает получаться – всё, они загораются. В обыкновенной спортивной школе бывает наоборот: научился и всё, сделал своё дело, расслабляешься. А здесь – он научился и ему всегда будет хотеться ещё. У них свой стимул жизненный. Они показывают и доказывают, что в этой жизни способны на многое. Воля к победе в чистом виде! Правда, Георгий?» – заканчивает тренер, обращаясь к рассекающему воду воспитаннику, который пару месяцев назад так же, как и многие, боялся воды.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×