Синхронное плавание на ковре. Что такое эстетическая гимнастика
Рассказывает белгородский журнал «Спортивная смена»
-
Статья
-
Статья
Этот вид спорта совместил в себе художественную гимнастику и танцы. В России его часто связывают с именем Айседоры Дункан. Эстетическая гимнастика давно популярна в скандинавских странах, но международное признание она получила только 20 лет назад. В Белгороде федерация эстетической гимнастики появилась в 2012 году.
Начинаем распрыгиваться
В небольшом спортивном зале Белгородского госуниверситета играет музыка, светлые стены разрисованы изображениями гимнастических элементов. Первыми бросаются в глаза разновысокие брусья, рядом сложены мягкие маты. На другом конце зала – зеркала и скамейки.
Дальше пройти в обуви нельзя, на полу уложен гимнастический ковёр. На ковре сидят четыре гимнастки, им по 16 лет. В другой половине зала в несколько линий выстроились совсем маленькие спортсменки (самым юным всего три года). Сейчас по расписанию у них хореография – это обязательная часть занятий эстетической гимнастикой. Малышами командует хореограф, она стоит перед группой и демонстрирует движения, которые девочки должны усвоить.
«Представьте: лето, вам жарко, вы обмахиваете себя руками», – говорит хореограф и машет на себя ладонью. Дети пытаются повторять.
К гимнасткам из старшей группы подходит стройная женщина с громким командным голосом. Это тренер Екатерина Балабанова.
«Начинаем распрыгиваться!» – Девочки встают и занимают позицию у края ковра.
Екатерина – мастер спорта по художественной гимнастике, она долго работала тренером по этому виду спорта. Несколько её учениц тоже стали мастерами.
«Но они понимали, что в художественной гимнастике это их потолок, – рассказывает Балабанова. – А им хотелось работать, чего‑то достигать. Мы начали думать, где можно применить свои силы, реализоваться».
Этот потенциал Екатерина увидела в эстетической гимнастике. Обратилась во всероссийскую федерацию и открыла в Белгороде областную. Тренер уходила из художественной гимнастики в эстетическую постепенно и в итоге первую оставила совсем. Сейчас в Белгороде эстетической гимнастикой занимаются около 100 спортсменок. Две секции открылись в Ближней Игуменке и Бирюче. Там тренируются ещё 50 детей.
Фигуристки без коньков
Екатерина следит, как распрыгиваются её ученицы. Они по очереди разбегаются на носочках, будто балерины, и делают шпагат в воздухе. Дальше – ещё один шпагат, а потом кувырок.
«Встаньте в низкое равновесие и остановитесь на отвёртке, покажите нам синхрон, – обращается к спортсменкам тренер. – Вика, не засыпай!»
Девушки выстроились в шахматном порядке. Отвёртка выполняется на одной ноге. Вторую гимнастки поднимают вверх и начинают крутиться как фигуристки, только не на льду и без коньков. Екатерина цепляется взглядом за каждое движение.
Синхронность – одна из основ эстетической гимнастики. В этом спорте соревнуются только командами. В отличие от художественной, где есть как групповые, так и сольные упражнения.
«Часто говорят, что эстетическая гимнастика – это синхронное плавание на ковре, – улыбается Балабанова. – Всё должно быть органично, одно движение вытекает из другого».
Ещё одна особенность: в эстетической гимнастике выступают без предметов. Весь акцент – на красоте движений тела. При этом нельзя исполнять элементы, которые могут навредить здоровью спортсменки – на соревнованиях члены жюри обращают на это особое внимание.
Голос тела
История эстетической гимнастики восходит к возникшему в начале ХХ века свободному танцу. Его родоначальницей считают американскую танцовщицу Айседору Дункан. Она разработала собственную манеру танца на основе древнегреческой пластики. Танец для Дункан – голос тела и души, а коллективный танец, в котором сливаются несколько голосов, особенно грациозен. Эти представления сегодня служат основой при создании композиций в эстетической гимнастике.
Екатерина Балабанова просит спортсменок повторить программу, с которой они выступали на последних соревнованиях. Девочки собрались в центре зала и приняли исходное положение. Тренер включила музыку, и гимнастки закружились по залу. Это действительно выглядит как танец, а не набор элементов. Они по очереди взмывают вверх, затем одновременно кружатся в отвёртке, плавно опускаются на ковёр… Это сильная команда – она побеждала на международном турнире по эстетической гимнастике в Испании в 2019 году.
Регламент выступления в возрастной группе 16 лет и старше – 2 минуты 45 секунд. Музыка должна состоять из нескольких частей, быть и медленной, и динамичной. На соревнованиях работают три бригады судей: первая оценивает техническую составляющую, вторая – артистическую, третья – качество исполнения.
Качество зависит от уровня командной работы. Гимнастки должны идеально понимать и чувствовать друг друга, чтобы продемонстрировать все свои умения синхронно. Это требует времени и накладывает ответственность на каждого. Чтобы группа стала командой, должно пройти 3–4 года.
«Если в художественной гимнастике ты работаешь с одним ребёнком, то своей ошибкой он подводит себя и тренера. А здесь на ковёр выходят восемь человек: один накосячил – страдает вся команда».
Для спортсменок старшей группы Балабанова приглашает опытного постановщика. Как правило, на его работу уходит три дня. Дальше спортсменки оттачивают номер с тренером. Для гимнасток помладше Екатерина и хореограф сами продумывают выступление.
Девочки на ковре заканчивают номер. Балабанова их хвалит: после соревнований прошло много времени, но они сделали всё на высоком уровне. Лето – время отдыха, и тренировки сейчас проходят только для поддержания формы.
«Есть мнение, что эстетическая гимнастика – недовид спорта, потому что она проще художественной. Раньше многие думали, что сюда отдают девочек, которые по каким‑то параметрам не соответствуют художественной. Чтобы понять, что это не так, достаточно увидеть, как мы тренируемся».
Вера Фесенко