Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2014, 14:02
 Алексей Севриков 10132

Чирлидинг как вид спорта, а не развлечение

Спортивная газета «Смена» разбиралась в тонкостях спорта с помпонами

Чирлидинг как вид спорта, а не развлечение Фото из архива Федерации чирлидинга Белгородской области
  • Алексей Севриков
  • Статья

Те, кто слышал слово «чирлидинг», определяют его примерно так: американские группы поддержки. Девчонки в коротких юбках, которые зажигают в перерывах спортивных матчей. И лишь немногие знают, что это самый настоящий вид спорта: со своими правилами и набором дисциплин, с кандидатами и мастерами, с внутренними и мировыми чемпионатами. В Белгородской области тоже есть Федерация чирлидинга. Её президент – обаятельная Екатерина Стуликова рассказала «Смене» о тонкостях спорта с помпонами.

Один год – восемь кандидатов

– Екатерина, как давно в Белгород пришёл чирлидинг? Его «привели» Вы?

– Сама я мастер спорта по художественной гимнастике, занималась ею 11 лет. Потом увлеклась танцами и тоже достаточно долго прозанималась – 6 лет. С танцами всегда была проблема: их никто серьёзно не воспринимал. Потому что это не спорт. Нагрузки вполне сопоставимы, но танцор не спортсмен. А чирлидинг – это утверждённый вид, который как раз объединяет танцы со спортом. Идеальное для меня сочетание! Развивать его предложил президент Общероссийской танцевальной организации, с которым я давно сотрудничала. Этот же человек (Андрей Кокоулин – прим. ред.) возглавляет Союз чирлидинга России.

– Так что в профессиональных танцах несерьёзного? Ведь по ним проводятся чемпионаты Европы, мира.

– Да, но танцорам не присваиваются разряды.

Екатерина Стуликова.
Екатерина Стуликова.
Фото из соцсети «ВКонтакте»

– А чирлидерам присваиваются?

– Конечно. Повторяю: это полноценный вид спорта, в котором тоже действует единая всероссийская спортивная классификация – от юношеских разрядов до мастера спорта международного класса. Что касается белгородской федерации, то мы существуем около двух лет, а в Минюсте оформлены всего год. До мастеров пока не дотренировались, но восемь человек у нас имеют звание КМС. Пока высшее достижение белгородских спортсменов – второе место на чемпионате России прошлого года.

– А в более престижных турнирах были успехи?

– Самый престижный – чемпионат мира, но на него мы пока не попадаем. Там участвует только команда, занявшая первое место в России. Но по мере возможностей соревнуемся в Кубке России (в этом году стали там серебряными призёрами), в открытых чемпионатах областей. В ноябре, кстати, проводится чемпионат Белгородской области. В прошлом году к нам приезжали чирлидеры из Нижнего Новгорода, Тулы, Орла. Всё проходит в Губкине, в комплексе «Горняк». Участвуют спортсмены всех возрастов, есть на что посмотреть.

– Как чирлидеры распределяются по возрастам?

– Есть дети (6–12 лет), юниоры (12–16) и взрослые (старше 16). Но с 14 лет юниоры уже могут принимать участие во взрослых чемпионатах. Также мы практикуем так называемый бэби-чир – это малыши 3–5 лет, которые уже пытаются двигаться, что-то с помпончиками делать.

– Это чисто женский вид спорта, или им могут заниматься и представители сильной половины человечества?

– Мальчики тоже есть, но их немного. На команду приходится 3–5 юношей из расчёта, что команда – 24 человека (это максимальная численность команды в чирлидинге).

Фото из архива Федерации чирлидинга Белгородской области

– Сколько всего людей в Белгородской области занимается чирлидингом?

– Их число растёт. Не так быстро, как хотелось бы, но растёт. В Белгороде – около ста. Плюс в этом году к нам подключились районы – открываются филиалы в Губкине, Короче, прорабатываем и близлежащие к областному центру территории. В клубах вне Белгорода сегодня занимается где-то 80 человек.

– Кто руководит этими клубами? Где берёте специалистов?

– Проводим агитационную работу, общаемся с тренерами. Как правило, это тренеры по художественной гимнастике либо по акробатике или танцоры. Они переходят в чирлидинг, создают свои команды и работают.

Выложиться за полторы минуты

– Насколько мне известно, соревнования по чирлидингу проходят в нескольких номинациях. Расскажите о них поподробнее.

– Чирлидинг грубо можно разделить на два направления: акробатический и танцевальный. В акробатическом есть, например, командная номинация – называется «чир». Там спортсмены выступают с выбросами, поддержками, пирамидами. А танцевальный, или чир-данс, – вообще отдельное течение. Это дисциплины с помпонами. Есть чир-хип-хоп, чир-джаз и так далее. Мы как раз пытаемся привлекать те же коллективы хип-хоп, чтобы они немного переориентировались и выставлялись в чир-хип-хопе и зарабатывали разряды! Но сложно с этим: они привыкли к своим батлам, и им, бывает, не объяснишь, что у нас можно получить статус профессионального спортсмена.

– Какие из направлений, о которых Вы упомянули (или не упомянули), развиты у нас больше других?

– Больше всего развит чир-фристайл – разновидность чир-данса. Во-первых, это помпоны. А помпоны для детей как игрушка – что-то блестящее, интересное и потому привлекательное. Плюс в Белгородской области очень много танцевальных коллективов, эстрадников, и чир-данс для них та самая альтернатива, где можно заслужить спортивное звание. С акробатическим направлением, скажу откровенно, сложно. Есть спортсмены, которые этим занимаются, но таких по пальцам можно пересчитать.

– Сколько длится выступление чирлидеров на официальных соревнованиях?

– Помимо командных выступлений есть «двойки», то есть когда выступают два чирлидера. Так вот стандарт для «двойки» – это минута тридцать, для команды – две тридцать. Хронометраж маленький, но за это время нужно показать максимум элементов. Поверьте, это очень сложно. Спортсмены за эту минуту тридцать выкладываются и выдыхаются полностью.

Фото из архива Федерации чирлидинга Белгородской области

– А оценивается выступление по аналогии с фигурным катанием за определённый набор элементов?

– В каком-то смысле да. Есть десять критериев. В расчёт берётся чистота выполнения элементов, перестроения, сама композиция, а также внешний вид спортсменов плюс общее впечатление.

– К внешнему виду предъявляются какие-то особые требования?

– Да, масса нюансов. В акробатических номинациях у спортсменов не должно быть никаких камней, цепочек и прочих аксессуаров. Плюс – во всех номинациях – у чирлидеров должна быть одежда с длинными рукавами. Обувь тоже специальная. Это кроссовки, но необычные – со специальной разделённой подошвой.

– Такая экипировка, наверное, немалых денег стоит.

– По поводу финансирования. Это сложный вопрос, который, как я думаю, стоит перед любой спортивной федерацией. Пока всё делаем за свой счёт, за счёт родителей, за счёт самих спортсменов. Ставится композиция, оговариваются костюмы, заказывается швея, которая изготавливает одежду персонально под спортсмена.

Каждая секунда как фотография

– Где я как рядовой белгородец могу увидеть настоящих чирлидеров?

– На спортивных праздниках. Не так часто нас на них приглашают, но приглашают. И на соревнованиях, конечно. Мы сотрудничаем с Федерацией пляжного футбола – уже второй год выступаем на их чемпионатах. Сейчас прорабатываем баскетбол. Но это немножко другое направление, не спортивное. Здесь задача – поддержать команду, завести зрителей. Тем более на том же песке акробатику никакую не сделаешь.

Фото из архива Федерации чирлидинга Белгородской области

– А на волейболе в «Космосе» не ваши подопечные выступают?

– Нет, это не чирлидеры. Это просто танцоры с помпонами. Чтобы о нас получше узнали, мы планируем где-то в апреле 2015 года сделать городской фестиваль чирлидинга. Пока с местом не определились, но это будет на открытом воздухе, чтобы кто угодно мог прийти и посмотреть. И главное – понять, что чирлидинг в первую очередь – вид спорта, а группа поддержки – во вторую.

– Вы наверняка бывали на многих соревнованиях и видели законодателей мод в этом виде спорта – американцев. Чему у них стоит поучиться?

– У них это в крови. Потрясающая подача упражнений, улыбки, бодрость. Ну и техника, конечно, идеальная, чистая. Всё делают резко, всё синхронно. Вообще, это настолько яркое зрелище, когда 24 человека танцуют синхронно! Каждое движение, каждая секунда как фотография. Безумно красиво.

– Ладно, давайте всё-таки о наших героях. Назовёте имена белгородских чирлидеров, которыми город, возможно, будет гордиться?

– С удовольствием. Анна Зимоглядова, Мария Дынжанская, Ирина Землякова, Виктория Бабюк, Владислава Шестакова, Ольга Иванова. Они наши выпускницы, занимаются дольше всех. Вот заканчивают институты и, возможно, скоро разъедутся. Точно знаю только, что Анна Зимоглядова планирует остаться в Белгороде и в дальнейшем заниматься тренерской работой.

– Какое самое крупное соревнование, в котором наши будут участвовать в ближайшее время?

– Мы бы хотели в этом году поехать на открытый чемпионат Азии. Но всё опять-таки упирается в деньги. Такие поездки, к сожалению, недешёвые.


 

Этот и другие материалы на спортивную тематику читайте в сегодняшней «Смене». Купить
номер спортивного издания от 20 августа  можно в киосках «Роспечати». Если вам некогда искать газеты в киосках, не забудьте подписаться на «Смену» (подписной индекс 70833). Стоимость подписки на I полугодие 2015-го в отделениях связи пока остаётся прежней: 289 руб. 92 коп. А можно успеть выписать газету на оставшиеся месяцы этого года через онлайн-подписку.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×