Как тренируются белгородские чирлидеры
Журнал «ОнОнас» напросился на занятие в клуб «Орбита» и узнал, что скрывается за эффектными акробатическими элементами
-
Статья
-
Статья
Что ты представляешь, услышав слово «чирлидинг»? Девочек в мини-юбках, которые танцуют в перерывах на хоккейных и баскетбольных матчах? А ведь чирлидинг – вид спорта, причём очень и очень сложный.
Разминка
Заходим в зал с высокими потолками и белыми стенами. Тренировка ещё не началась, поэтому слышен смехи отвлечённые разговоры. Проходит несколько минут, и начинается круговая разминка. Руководит процессом мастер спорта Кристина Кривогузова. Ей 23 года, она занимается чирлидингом с 2016-го, а около года назад решила открыть свою секцию.
«Мы начали искать залы, зарегистрировали клуб в Федерации Белгородской области по чирлидингу и объявили первый набор детей. Поначалу их было много, но потом случайные отсеялись, остались те, кому действительно хочется заниматься чирлидингом, – вспоминает она. – Сейчас в «Орбите» тренируется 14 человек».
Пока большинство спортсменов разминается, в углу второй тренер – Станислав Григорович – подсказывает старшим ребятам, как правильно делать поддержку. Оставив их оттачивать мастерство, он на минуту отвлекается, чтобы поговорить со мной:
«Вопреки всем стереотипам, чирлидинг – это, по сути, спортивная акробатика, направленная на то, чтобы показать побольше элементов наверху. Я раньше выступал, а потом получил травму и стал натаскивать других. Им вроде интересно. Сейчас получаю второе высшее образование – педагога, чтобы заниматься тренерством. Хотя, если честно, с детьми мне тяжеловато».
Под потолок
Тем временем спортсмены заканчивают разминку и отправляются надевать кроссовки. Сейчас будет отработка основных элементов. Мы в ожидании зрелища. И оно не заставляет себя долго ждать.
Один из опытных спортсменов подбрасывает девушку и ловит её на две руки на уровне плеч, а потом на одной вытянутой руке держит над собой. В это время младшие спортсмены втроём поднимают одну из девочек, она фиксирует стойку и соскакивает.
Один из тренеров занимается со старшими и опытными, демонстрируя сложные элементы, а другой в это время работает с детьми и ставит им базовые стойки и соскоки с переворотом. Помимо акробатических элементов, в тренировке присутствуют танцы. Музыка, играющая в зале, помогает ловить ритм.
Стас пропустил выступление младших воспитанников на последних соревнованиях, поэтому просит их показать номер от начала до конца. Старшие присоединяются к нему и смотрят за выступлением ребят.
— Очень хорошо выступили, – радостно говорит тренер и пожимает руку всем участникам номера.
— Ты бы видел, как на соревнованиях было! Я горло сорвал, поддерживая, – говорит ему один из уже опытных спортсменов.
Теперь старшая группа показывает сложные элементы. Начинают с выбрасывания вверх девушки. Она подлетает под потолок, а после приземляется в крепкие руки партнёров.
— А с какого возраста и как долго нужно учиться, чтобы выполнять такие трюки? – спрашиваю.
— Мы набираем детей от 6–7 лет. Но к нам могут приходить даже взрослые парни и девушки – мы обучаем с нуля, – говорит Кристина. – Эти ребята тоже пришли и ничего не умели. Мы начали учить их, показывать, рассказывать, и они достигли такого уровня, когда могут делать сложные элементы. Научиться этому не проблема, главное – желание.
Последнее из отработанных трюков – сальто, которое крутит девушка, подброшенная двумя крепкими парнями. На этом практическая часть подходит к концу, а Кристина отвечает мне на вопрос о страхах.
«Каждый вид спорта травмоопасный, даже шахматы. Просто нужно доверять тренеру и общатьсяс ним. Можно приходить на тренировки, спрашивать и узнавать всё, что волнует. Помню, ко мне приходили два мальчика по 11 лет. Им понравилось, глаза загорелись, а потом мне позвонила мама одного из них и сказала, что это опасно и ребята не будут ходить. А я подумала: ну вы же мужчин растите, как так? Тем более это дети – они могут плакать, а через минуту уже смеяться».
Тянем-потянем
Когда все упражнения выполнены и самое страшное позади, все приступают к растяжке. Шпагат, который многим кажется чем‑то сложным, тут – самый обыденный элемент. И дети, и взрослые подходятк выдвинутой скамье, кладут одну ногу на неё, а другую на пол и спокойно опускаются вниз. В таком положении проводят с минуту, после чего тренеры по очереди тянут каждого спортсмена. Видно, что многим маленьким чирлидерам трудно, они едва сдерживают слёзы, но не сдаются и тянутся до нужного результата.
Видя мою взволнованность, Кристина поясняет:
«Да, растяжка – это тяжело. Результат достигается через боль и слёзы, но им это нравится. Ведь они знают, как это важно в нашем виде спорта.
Растяжка заканчивается, и тренировка подходит к концу. Все прощаются с тренерами и идут в раздевалку. Мы остаёмся наедине с Кристиной и Стасом.
«Наша главная мотивация – развить чирлидинг в Белгороде. В плане выручки зачастую мы уходим в ноль, иногда даже в минус, но, надеюсь, дальше будет лучше и мы сможем открыть свой зал», – говорит Кристина.
А Стас добавляет:
«Амбиций много, когда‑нибудь и в Европу поедем. Но пока мы не входим в сборную Белгородской области: у нас мало человек. Однако можно выезжать на чемпионаты России, что мы и планируем сделать в будущем году».
Андрей Монид