Как играть в пинг-понг с травмой позвоночника
Об этом журналу «Спортивная смена» рассказал любитель настольного тенниса, спортсмен-адаптивник из Белгорода Дмитрий Мирошников
-
Статья
-
Статья
В шахматно-шашечном клубе в Белгороде на улице Некрасова можно услышать два ритмичных стука. Первый – передвижение по доске деревянных фигурок. Второй – удары мячиков о стол: здесь проходит тренировка по настольному теннису для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
Один из них проезжает на коляске по небольшому залу, специальным сачком ловко поднимает с пола разлетевшиеся шарики и складывает в пластмассовый контейнер. И игра снова продолжается.
В поисках азарта
Сейчас настольным теннисом занимаются всего четверо белгородцев с ПОДА. В их числе 28-летний Дмитрий Мирошников. В 2010 году он попал в автомобильную аварию, получил травму позвоночника – несколько операций, реабилитация. Уже в коляске Дмитрий окончил институт, получил юридическое образование. Но чем заниматься дальше, не представлял. А потом познакомился с белгородским спортсменом-паралимпийцем Андреем Кожемякиным – чемпионом Европы и мира по пулевой стрельбе.
«Пример Андрея меня вдохновил, тоже захотелось чем‑то заниматься. Тогда был единственный вариант – пулевая стрельба, – вспоминает Дмитрий. – Я отзанимался года полтора, но полюбить этот спорт так и не сумел. Какой‑то он слишком статичный, мне в нём не хватало азарта. Так что наши пути разошлись».
Пришлось искать что‑то другое. С детства Дмитрия больше других интересовали два вида спорта: футбол и настольный теннис. С мечтой о первом пришлось распрощаться. А вот мысль о пинг-понге показалась интересной. В 2015 году в белгородской коррекционной школе № 23 для детей с нарушениями здоровья появилась секция настольного тенниса. Правда, обстановка не вдохновляла: тренироваться приходилось посреди коридора.
«Первые пару лет было тяжело: раскачивались, никто не понимал, как всё правильно организовать. А потом начали потихоньку выезжать на соревнования, смотреть, понимать, что и как должно быть устроено», – рассказывает Мирошников.
Навязать стиль
В 2017 году спортсменам выделили новую площадку – с тех пор они занимаются в клубе рядом с шахматистами. Увеличилось и количество тренировок. Если поначалу Дмитрий с товарищами занимались всего два раза в неделю по часу, то сейчас тренировки проходят четыре раза в неделю и длятся около трёх часов. Под руководством тренера Вадима Воеводенко белгородцы отрабатывают игровые элементы, которые наиболее эффективны для спортсменов-адаптивников.
«Здесь самая главная проблема в ограниченности движений, из‑за этого много стандартных элементов ребята просто не могут выполнить, – объясняет Воеводенко. – Но то, что им под силу, мы отшлифовываем, стараемся многократным повторением довести до идеала. Например, это короткие подачи или свечи, которые не достанешь: мяч летит с обратным вращением, и взять его практически невозможно».
По словам тренера, в такой игре важно делать упор не на силу удара, а на его точность: подавать мяч в максимально неудобную для соперника зону стола, навязывать ему свой стиль и темп игры. Бывает, что какие‑то отработанные приёмы в игре оказываются совершенно неэффективными. Тогда приходится менять всю стратегию прямо на ходу.
«Расстраивает, что нам не хватает игровой практики, нет разнообразия в игре, – сетует Дмитрий. – Мы тренируемся у одного тренера, играем всё время друг с другом, а когда приезжаешь на соревнования, это очень заметно. Там ты встречаешься с абсолютно другим, непривычным стилем игры и зачастую теряешься».
На свои первые крупные соревнования Мирошников выехал в 2016 году, это был Кубок России в Санкт-Петербурге. Он же и запомнился белгородцу больше всех.
«Всё было в новинку, непонятно и интересно! Именно тогда я впервые ощутил масштаб серьёзного турнира: большой зал, много людей… Правда, в тот год почему‑то в моём классе играло всего лишь четыре человека. Из них трое были членами сборной России. Поэтому, конечно, я занял последнее место. Но опыт получил колоссальный».
Кроме опыта, участие в соревнованиях ценно ещё и возможностью получить спортивный разряд. Сейчас у Дмитрия второй взрослый по настольному теннису, его присудили на областной спартакиаде несколько лет назад. Это – минимальный уровень для участия в крупных турнирах. Получить разряд выше пока не удалось, и дело не столько в навыках спортсмена: чтобы присваивать разряды, нужно собрать на соревнованиях не меньше десяти участников, а такое случается редко. Бывают и другие препятствия. Например, Дима вспоминает турнир в Брянске: там и соперников было достаточно, и результат достойный – третье место. Но организаторы не зарегистрировали его как всероссийское соревнование, и из‑за этого разряд получить тоже не удалось. Впрочем, спортсмен уверен, что всё впереди.
Колёса как обувь
«В игре очень важен психологический настрой, – убеждён Дмитрий. – Когда встречаются два равных по мастерству соперника, именно психология играет решающую роль. У меня с этим есть проблемы, но я стараюсь их исправить».
Немалую роль играет и техническая сторона: то, с каким счётом закончится игра, зависит от коляски.
«Для нас хорошая коляска как удобная обувь для обычного спортсмена. Она обязательно подгоняется индивидуально, постоянно проходит через какие‑то модернизации».
Недавно в подарок от спонсоров Мирошников получил новую технологичную коляску активного типа. Спортсмен надеется, что она поможет ему играть ещё лучше и достойно выступить на чемпионате России в апреле.
На соревнованиях игроки делятся по классам. Первый и второй – люди, у которых поражены не только ноги, но и руки. Дмитрий играет во втором классе, у него травма шейного отдела позвоночника, задеты руки. С третьего по пятый класс спортсмены делятся в зависимости от уровня повреждения позвоночника.
Правила пинг-понга для игроков с ПОДА несильно отличаются от обычных. Главное – нельзя подавать мяч косо, по диагонали. Непрямые подачи переигрываются. Под запретом подачи с обратным вращением. Есть и другие послабления: например, мяч необязательно подавать с открытой ладони, как написано в стандартных правилах. А после того как спортсмен отбил мяч, рукой с ракеткой можно коснуться стола.
«Совсем другие правила в парной игре, – дополняет тренер. – Если обычные спортсмены играют через один удар, отбивая мяч по очереди, то здесь удар выполняет тот, кто находится ближе к мячу».
Don’t stop me now
Для Дмитрия Мирошникова выражение «спорт – это жизнь» не пустые слова. Ведь именно благодаря ему белгородец смог увидеть, что после травмы ничего не останавливается. Сейчас он работает, тренируется, купил себе машину. С гордостью отмечает, что буквально с каждым годом становится всё более независимым.
«Я работаю в экспертно-консультационном центре «Доступный город». Мы делаем паспорта доступности для объектов, которые оказывают какие‑либо услуги населению: проводим экспертизу и даём рекомендации, как сделать объект доступным для людей с инвалидностью».
В этом году спортсмен закончил магистратуру с красным дипломом, специальность «адаптивная физкультура». Говорит, что нередко понимать какие‑то моменты в учёбе ему было легче, чем одногруппникам – потому что он всё это уже знал, через всё проходил. Теперь в планах – выполнить норматив мастера спорта, попробовать себя в роли тренера и продолжать развиваться в любимом деле.
«Изначально спорт для меня был причиной выходить из дома. Не проводить всю жизнь в четырёх стенах. А теперь уже просто не хочется останавливаться, – признаётся Дмитрий. – Есть желание привлечь к нам на тренировки новых людей, показать им, что не всё в жизни плохо, что можно реализовываться через спорт».
Вадим Воеводенко добавляет:
«Все наши спортсмены – большие молодцы. У них есть желание тренироваться, выигрывать и достигать высоких результатов. Это самое главное».
Александра Токтарёва