Олимпийский танец. Как брейк-данс стал спортом и чего от этого ждать
О танцах, спорте, олимпийских надеждах и брейкинге в Белгородской области журналу «Спортивная смена» рассказал тренер Игорь Дробот
-
Статья
-
Статья
Пока мир ждёт отложенную из‑за пандемии Олимпиаду-2020, появилась новость о следующих Играх, 2024 года, которые пройдут в Париже. Международный олимпийский комитет включил в их соревновательную программу брейкинг.
Первая волна
— Расскажите о себе.
— Меня зовут Игорь Дробот, в хип-хоп-сообществе известен как Bboy Mad (Bboy – парень, который танцует брейкинг; Bgirl – девушка, которая танцует брейкинг – прим. авт.). Я директор хип-хоп-центра «Четыре/Четверти», преподаю брейкинг, занимаюсь им уже больше 20 лет.
— Где и как начинали?
— Я из Губкина, увлёкся этим лет в 12–13. В конце 1990-х были популярны рэп, металл, какая‑то такая волна. Я захотел стать рэпером – тогда брейк ещё не был брейком, его тоже называли рэпом. Увидел, как ребята танцуют, – прикольнуло, решил научиться. Походил в несколько школ, которые тогда уже открывались. И в 13 лет нашёл людей, которые занимаются именно брейкингом – с тех пор пошло-поехало без остановки.
— Как правильно называть этот танец: брейк-данс или брейкинг?
— Тут всё сложно. Изначально, ещё в 1970-х годах в Нью-Йорке, появился термин «брейкинг». Но в начале 1980-х, когда танцующих ребят заметили и решили показать публике, СМИ назвали это брейк-дансом, чтобы аудитории было понятнее. С тех пор такое название и приклеилось, особенно в русскоязычной среде. Но корректно всё‑таки «брейкинг», недаром именно так назвали олимпийскую дисциплину.
— Когда брейкинг пришёл в Россию, и Белгород в частности?
— Точно не скажу, но это примерно середина 1980-х – через фильмы, через первые поездки за границу. В России выделяют определённую хронологию: первая волна (середина 1980-х), вторая (с начала 1990-х по 2000 год), третья (с начала 2000-х по сегодняшний день). Так вот в Белгороде были представители первой волны: путешествовали по Союзу, развивались, ездили на соревнования в Европу.
Не быть как все
— Почему брейкинг – спорт?
— Думаю, потому что это самый сложный танец в физическом плане. Он совмещает в себе силовые нагрузки и эффектную технику исполнения, всё делается красиво, под музыку. Возможно, эксперты МОК увидели в брейкинге сходство с условной художественной гимнастикой, но не берусь утверждать.
— Так всё‑таки: спорт или танец?
— Брейкинг был придуман как танец, и только на основе его энергетического посыла люди стали привносить какие‑то сложные элементы, заимствовать их из других видов танцев, боевых искусств, духовных практик. Так что в первую очередь это танец, однозначно.
— Но теперь уже не однозначно.
— Да, после юношеских Олимпийских игр 2018 года брейкинг всё чаще упоминается как спорт. Однако это не спонтанное решение. Просто брейк-данс привлёк крупные корпорации: RedBull, Burn, Monster, многие азиатские компании. Они начали выводить брейкинг на большую сцену, проводить крупные международные чемпионаты. Это и стало предпосылкой того, что брейкинг включили в программу ОИ. Среди новых спортивных дисциплин он чуть ли не самый рейтинговый.
— Как оценивать спортсменов-брейкеров?
— Есть три основных критерия: техника исполнения, артистизм и стиль. В брейкинге и вообще в хип-хоп-культуре ценится оригинальность, стремление не быть как все: кто‑то двигается мягко, кто‑то жёстко, кто‑то растянуто… Поощряются какие‑то авторские движения, переходы, наработки. Всё это и составляет критерий «стиль».
— У вас ведь есть судейская категория?
— У меня третья категория судейства. Она даёт право судить спортивные мероприятия по брейкингу городского и регионального уровней.
— Как получают эти категории?
— Для начала нужно состоять в Федерации танцевального спорта. Оттуда уже направляют на получение судейской категории: сдаёшь теорию (историю, структуру танца) и практику (танцевать тоже надо круто, для судьи это обязательно). После экзамена приезжаешь с сертификатом и получаешь в спорткомитете города судейскую книжку.
— Расскажите подробнее, как проходят соревнования.
— В режиме баттла: один на один или пять на пять – зависит от регламента. Соперники встают друг напротив друга, диджей включает музыку, и спортсмены по очереди делают по одному, два или три выхода – зависит от стадии турнира. Судьи после каждого раунда голосуют и в конце выбирают победителя. Выиграл – проходишь дальше.
— Участники заранее знают музыку или оппонента? Как им готовиться?
— Заранее ничего неизвестно – ни на какого соперника попадёшь, ни под какой трек будешь выступать. Диджей не будет ставить вашу музыку – он готовит свою, на весь турнир. К этому никто никогда не готов, соревнование предполагает импровизацию. В этом и заключается суть дисциплины: показать то, что умеешь, на незнакомой площадке под незнакомую музыку.
Комитет из би-боев
— Если есть вид спорта, значит, должна быть сборная. Есть ли сборная России по брейкингу?
— Сейчас сформирована всероссийская команда, и у них проходят сборы: в Сочи, Москве, на других базах. В России есть Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР), куда включили брейкинг как отдельный вид спорта и где создали специальный комитет из би-боев. Этот комитет и начал заниматься созданием баз в регионах страны.
— В Белгородской области такая база есть?
— Я вхожу в Федерацию танцевального спорта «Белогорье» и являюсь руководителем направления «брейкинг», есть небольшая команда. Наша цель – проводить соревнования и формировать сборную области. В 2019 году мы провели определённую подготовительную работу, например получили судейские книжки. На 2020-й у нас было запланировано три мероприятия, но мы ничего не смогли провести из‑за пандемии. Поэтому и базу спортсменов не сформировали – не было соревнований.
— Вы бы сами хотели поехать на Олимпиаду?
— Я себя адекватно оцениваю и вижу, что не готов выйти спортсменом: мне уже за 30, а брейкинг – это тяжёлый труд, и Олимпиада требует серьёзной подготовки. Я взял на себя роль создателя платформы, где люди будут тренироваться и развиваться. Это мне интересно. Поехал бы в качестве наставника, тренера.
— То, что брейкинг теперь олимпийский вид, – радостная новость?
— Если говорить про меня, то определённо радостная: наше направление получило новый виток развития. Но многие против: считают, что брейкинг должен оставаться исключительно танцем. В общем, два лагеря.
— Российских би-боев считают сильными. Почему?
— У нас несколько команд, которые отлично себя проявили на мировой арене. В начале 2000-х они начали регулярно выезжать в Европу и Штаты и показывать, что у нас сильная школа брейкинга. Сегодня есть рейтинги, которые говорят, что Россия входит в мировой топ-3 наряду с США и Кореей.
— Но ведь раньше эти мировые чемпионаты не имели такого статуса. Насколько они котировались именно как спортивные события?
— Эти чемпионаты судятся авторитетными людьми. И если они тебя признают победителем, то ты по умолчанию становишься признанным в широких кругах представителей хип-хоп-культуры, с тобой подписывают контракты, приглашают на другие турниры, где организаторы готовы платить просто за участие. Зафиксированных рейтингов с фамилиями, как, например, в большом теннисе, я в брейкинге не видел. Но в общем практика такая: выиграл – становишься авторитетным лицом.
— Брейкинг разделится на спорт и андерграунд?
— Сложно прогнозировать. Наверное, кто‑то будет пропагандировать брейкинг как спорт в противовес приверженности хип-хоп-культуре. Но мне в это с трудом верится. Всё‑таки этим надо жить, так что культура и спорт здесь неразделимы.
— Где сейчас брейк-столица России?
— Москва объединила всех – там большая концентрация танцоров, большая конкуренция. Питер тоже всегда был в лидерах – там есть команда «Top 9», которая показала миру российский брейк. Ещё Сочи, Казань, Екатеринбург – в последнем благодаря поддержке города за последние лет пять прошло много крутых событий.
— Если бы Олимпиада была уже в январе 2021-го, как бы мы себя показали?
— Что тут говорить: юношеские Олимпийские игры выиграл Сергей Чернышёв (Bboy Bumblebee) из Воронежа. Сейчас наши спортсмены одни из лучших на планете, а дальше уже дело случая – какой танцпол, свет, музыка…
Возродить школу
— Какова роль белгородской школы в российском брейке?
— Как я уже говорил, в Белгороде брейкинг зародился с первой волны, были танцоры, которые в 1990-е создавали команды в Губкине, Старом Осколе, Короче, Шебекино. Около 30 лет назад сформировалась одна из известнейших российских команд «Облако 9», которую знают в СНГ. Люди приезжали в Белгород и учились, наша школа обладала уникальным стилем. Ближе к 2000-м она сформировала чемпионов мира – они объездили весь мир, выступали на крупных турнирах и фестивалях. Я думаю, вклад довольно большой.
— На каком уровне мы сейчас? Можем дать представителей для олимпийской сборной России?
— Наверное, можем, но это будут единицы, сейчас у нас временный кризис. Где‑то в районе 2015 года количество учеников уменьшилось. Было сильное комьюнити, но, когда танцорам исполнилось за 20 лет, многие разъехались и сообщество подрассыпалось, не оставив после себя сильных ребят. Мы ведём работу, чтобы возродить эту школу. Сейчас появилась довольно сильная команда в Губкине у Евгения Мартышёва (BboySlon): его ученица Кира Кондратьева (Bgirl Кирюха) заняла 4-е место на всероссийском чемпионате в Москве. Я в Борисовке преподаю, там тоже подрастают сильные дети.
— Сколько им лет?
— По 12–13. А пришли они, когда им было 9. Чтобы сформироваться, танцору нужно тренироваться лет 5, а чтобы стать сильнейшим – 8–10.
— Кто кроме Кирюхи, кто потенциально может попасть в сборную?
— Из Губкина есть парень Никита (Bboy Nick One), но ему только 13, об этом рано говорить. Можно отметить ещё одну девушку, Алину Везенцеву (Bgirl Алина Ра), – она хорошо себя показала в 2019 году на всероссийских соревнованиях в Сочи, заняла 4-е место. Сейчас ей 19, и она регулярно ездит по крупным соревнованиям. Но вообще это сложный вопрос. Надо ещё у самих ребят спросить, хотят ли они в сборную. Горящих глаз у тех, кому в районе 20 лет, мало. Есть желающие или младше, или старше.
— Что нужно, чтобы поднять уровень белгородского брейкинга как спортивной дисциплины?
— В принципе, у нас есть готовая база и команда людей, но не хватает административных ресурсов. Где‑то нужна поддержка материальная, где‑то нематериальная. Прямого диалога со спортивным руководством региона у нас ещё не было, но я надеюсь, что скоро он состоится. Думаю, в сотрудничестве с администрацией мы могли бы дать хороший результат в короткие сроки.
Беседовал Андрей Шилин