Богатырь от Бога. 40 лет назад Юрий Куценко завоевал серебро Олимпиады-80
На Играх в Москве белгородец с 8 331 очками стал вторым в десятиборье, уступив лишь британцу Дейли Томпсону
-
Статья
-
Статья
Как парню из Таврово удалось подняться на олимпийский пьедестал? Почему после окончания карьеры он не стал тренером, а пошёл на завод? Каким человеком был почётный гражданин Белгорода Юрий Куценко?
Журнал «Спортивная смена» собрал вспоминания тех, кто близко знал Юрия Михайловича.
Александр Горлов, президент областной Федерации лёгкой атлетики:
«Мы познакомились в 1977 году, когда я начинал заниматься лёгкой атлетикой. Он был очень скромным человеком. Настоящий мужик, каких мало.
У Юры однозначно был талант. Он бегал 1 500 м за 4,14 минуты – и это с его ростом 195 см, габаритами! Откройте протоколы любых соревнований последних лет: ни один десятиборец мира так не бегает.
На профессиональные темы мы практически не разговаривали. Больше про жизнь, про рыбалку – он её очень любил. Я ему костюм специальный дарил, чтобы его комары не съедали на рыбалке. И выпить могли, и в баню сходить. Мы дружили, и у нас было много общих друзей.
После Олимпиады Юра какое‑то время ещё занимался, пытался тренировать, но у него не было какого‑то большого желания. Не его это. А потом устроился кузнецом на «Энергомаш» и не пропускал ни одного рабочего дня. Просто забыл всё, что у него было в спорте. Я постоянно звонил ему, приглашал на разные соревнования как почётного гостя.
Когда пришла плохая новость, я как раз был в Белгороде – приехал со сборов. И мой друг, заведующий реанимацией первой горбольницы Саша Анацкий, сказал, что Юрий Михайлович умирает (Куценко умер в 2018 году в 66 лет – прим. авт.). Так я одним из первых узнал, что он не выживет. Давление… Он же его никогда не мерил, что там говорить. Тогда за зиму он ещё как‑то веса поднабрал. Вот и случился инсульт».
Сергей Желанов, бронзовый призёр Олимпиады-80 в десятиборье:
«Он был душой компании. Добрейший, порядочный, светлый человек, я от него плохого слова никогда не слышал. Пришёл в спорт довольно‑таки поздно – после армии. Юра был, бесспорно, очень одарённый. Начать так поздно и добиться таких результатов! Наверное, подобных примеров в истории по пальцам можно пересчитать. Его физическая сила – это природа, конечно. Богатырь от Бога.
На Олимпиаде перед решающим забегом на 1 500 м у меня очень болела нога. Думал, не добегу. Юра постоянно оглядывался, интересовался, как у меня идут дела. И потом, уже метров за 300 до финиша, крикнул: «Ну что, бежишь?» Только убедившись, что у меня всё нормально, он ускорился.
Знаю: когда губернатор узнал, что Юра работает на заводе кузнецом, то очень удивился: как же так, мол, призёр Олимпиады всё‑таки? А Юра ему просто сказал: «Мне нравится эта работа». Это был такой крепкий деревенский парень, работящий. Как‑то на сборах были, и он говорит: «Как вернусь, нужно будет картошку посадить. Огород 40 соток». Спрашиваю: «Трактором?» А он так спокойно: «Нет, лопатой».
Валерий Рудов, тренер Куценко (сейчас – методист в спортивной школе в Строителе):
«Юра был очень способным спортсменом, разносторонним. Он в Шебекинском химико-механическом техникуме учился, бегал там и спортивным ориентированием занимался. Я его непосредственно тренировал четыре года.
Что в нём главное? Трудолюбие и физические способности, конечно. Природа нам всем даёт что‑то, но нужно же ещё уметь это использовать. Юра смог.
Он не выиграл золотую медаль из‑за метания диска. Помню, выходит на разминку спортсмен и метает диск на 51–53 метра. Я в ложе прессы был и видел всё на мониторах. Со мной рядом сидел олимпийский чемпион 1972 года по десятиборью Николай Авилов. Спрашиваю у него: «Кто это там так поливает?». А он: «Ну ты даёшь – своего ученика не узнал!»
То есть всё хорошо складывалось. Но после разминки, уже на соревнованиях, Юра метнул всего лишь на 39 с чем‑то. Отсутствовала психологическая подготовка. А кто ей тогда занимался? Видимо, стресс произошёл, и Юра ничего не смог с собой сделать. А подойти, что‑то подсказать было нельзя – личных тренеров к спортсменам не подпускали. В итоге он на диске проиграл 120 очков, и это стало решающим. Зато после этого завала Юра психанул и прыгнул с шестом на 4,90 м – установил личный рекорд.
У Юры не было каких‑то необоснованных амбиций. Он не стал первым, но пережил это нормально. Да и я к этому отношусь спокойно. Так получилось».
Михаил, старший сын Юрия Куценко, родился в год Олимпиады-80:
«Отец был человеком-глыбой: большая сила воли, целеустремлённость, дух победителя. У него была цель встать на Олимпийский пьедестал, и он добился этого. Но каким трудом, знают только его тренер и члены семьи, близкие люди. Тогда, в 1980-м, весь мир узнал о Белгороде – небольшом городке, который воспитал олимпийца-десятиборца. Можно сказать, папа открыл ворота олимпийским победам наших земляков.
В его честь проводят соревнования, назвали улицу в Таврово, где он родился. Дети, которые учились в тавровской школе, до сих пор помнят его сильные руки, светлые глаза, интересные рассказы, полезные советы. Папа с удовольствием общался с ребятнёй, они его радовали своим стремлением жить и идти вперёд.
На алтарь победы он положил очень много жизненных сил, здоровья и энергии. И в 2018 году папы не стало…
Он воспитал меня и моего брата, построил дом, высадил не одно дерево. Он научил нас ценить дружбу, уважать соперника и передал много других светлых качеств: честь, справедливость, волю к победе. Его доброта и мудрость не имели предела. «Бог для человека – его совесть. Живи по совести, сынок, и высшие силы тебе помогут», – таков был его завет.
Сергей Белых