Лицом к воде, спиной к суете. Как в Белгороде проходят занятия йогой у Везёлки
Открыть чакры на открытом воздухе пытался корреспондент журнала «Спортивная смена»
-
Статья
-
Статья
Йога – вещь загадочная: и спорт, и мораль, и средство самопознания. Если вы давно хотели попробовать асаны, приходите на набережную Везёлки: утром по средам, пятницам и воскресеньям Ксения Амирбекова проводит занятия для всех желающих.
Даже не думай
Июль, ты такой горячий, даже по утрам. Особенно по утрам – в автобусах, машинах, на тротуарах без деревьев и когда надо идти на работу. Но когда твоя работа – идти на йогу, настроение поднимается, пусть и вместе с температурой воздуха. Занятие начинается в 8:30, я по привычке прихожу раньше. У воды уже кто‑то разминается.
— Здравствуйте, это йога на набережной?
— Нет, это айкуне (гимнастика для позвоночника – прим. авт.). Йога будет скоро – здесь и там, – девушка показывает в разные от себя стороны. – Вы к Ксении? Её группа занимается справа, – показывает в сторону моста.
Странно: будний день, 8:30, три группы занимаются спортом – неожиданно. Может, группы такие себе, человек по пять? Но постепенно на утреннюю йогу собирается разношёрстная компания: несколько девушек, два парня и бабушка. Ксения пришла с кучей инвентаря: коврики для тех, у кого их нет (для меня), ремешки и кирпичи для тех, кто не гибкий (тоже для меня). А одна девушка из группы зачем‑то похвасталась, что взяла подушку.
Всё начинается без лишних слов: разулись и сели на коврики, лицом к ряби на реке, спиной к утренней суете. Это непривычно – сразу усаживаться, потому что традиционная физкультура подразумевает разминку в стойке. Но в йоге разминка иная – дыхательная. Важно настроить именно этот процесс, поэтому Ксения будет постоянно напоминать про правильное дыхание. Наверное, это для фокусировки на организме, а не на прочих, внешних вещах – во время занятия нужно думать только о внутреннем состоянии. Или не думать вообще.
Мордой вниз
Итак, начинаем дышать, причём делать это надо грамотно: наполнять лёгкие воздухом полностью, начиная с живота и заканчивая грудью. Это непросто, потому что обычно мы о своём дыхании не задумываемся, а здесь это принципиальный момент. Расслабляемся, кладём руку на живот и пробуем дышать как положено в течение нескольких циклов.
Во время упражнений тренер общается с нами, и я узнаю, что из двенадцати человек на занятии новичков только двое – остальных тренер знает по именам.
Я не успел научиться дышать, как вдруг мы хитрым образом приступили к интенсивному блоку: силовые упражнения – асаны – подкрались незаметно как продолжение дыхательных. Ксения напомнила: не забываем дышать. Я забывал. Там, где требовался вдох, я делал три вдоха-выдоха, а на выдохе – ещё парочку. В итоге не смог выполнить все упражнения, как мои партнёры по занятию – приходилось периодически отдыхать, потому что, например, поза «собака мордой вниз» изрядно напрягла руки, ноги и спину.
Но «собака» – цветочки по сравнению с какими‑то элементами брейк-данса, которые так легко выполняли вслед за инструктором участники тренировки. Они уверенно поднимали тела на руках, балансируя в таком положении – сначала из положения сидя, а потом лёжа (последнее я даже пробовать не стал). При этом Ксения спросила, получилось ли у занимающейся с нами бабули сделать упражнение на обе стороны. Кажется, получилось. Оказалось, эта пенсионерка – постоянный гость занятий и когда‑то она занималась гимнастикой.
Мышцы стекают
После нагрузок и растяжек по плану идёт шавасана – полное расслабление. Похоже, йога работает по схеме «злой и добрый полицейский»: сначала предлагает всему телу устать, а потом расслабиться и прочувствовать эту усталость.
«Ложитесь удобно, чтобы в ближайшие семь минут вам не приходилось отвлекаться, – говорит инструктор, а я вспоминаю девушку с подушкой и отдаю должное её предусмотрительности. – Закрывайте глаза, руки разверните ладонями вверх, чтобы улучшить поток энергии».
Так под редкие комментарии тренера группа из 12 человек лежит под сенью ив на набережной, дышит запахом воды и пытается абстрагироваться от окружающего мира.
«Посмотрите наверх, запомните пейзаж, а теперь закройте глаза и продолжайте дышать и смотреть».
Шавасана похожа на сон, но в сознании. Мы привыкли либо спать, либо лежать и размышлять, а тут ты лежишь и не думаешь – потому что такие условия, потому что сосредоточен на дыхании, потому что воспроизводишь в темноте пейзаж.
«Просмотрите своё тело: мышцы становятся мягкими и стекают по костям».
Эта анатомия не страшит, а вызывает любопытство – начинаешь действительно чувствовать тело, когда фокусируешься на отдельных его частях. В какой‑то момент я даже подумал, что семь минут маловато для шавасаны.
«Просмотрите голову: затылок, лоб… Отпустите мысли. А теперь возвращайтесь к реальности, снова вспомните пейзаж и откройте глаза».
Признаться, каких‑то внутренних расширений сознания или чего‑то другого сверхъестественного я не ощутил. Но йога – это интересно. Всё‑таки физкультура, к которой мы привыкли в школьном спортзале, не предполагала рефлексии и любования природой. А если вообще отбросить философию, можно сделать практический вывод: заниматься спортом утром у воды очень приятно.
Андрей Шилин