Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картинге
Мысли вслух двух неопытных пилотов и одного заядлого гонщика записал журнал «Спортивная смена»
-
Статья
-
Статья
Идея погонять на картах у нас возникла после победы пилота АСК «Вираж» Максима Кирпилёва на чемпионате России по ралли-рейдам. Мы в редакции подумали: «А чем мы не гонщики?» – и договорились с директором автоспортивного комплекса Павлом Ушаковым о том, что он предоставит нам трассу и машины.
Александр Куликов: Всё по‑взрослому
«Чтобы сравнить ощущения от гонки у людей с разным уровнем подготовки, мы отобрали трёх пилотов: Лиза Куравина за рулём карта сидела первый раз в жизни, я гонял на этой маленькой машинке года два назад, а вот Григорий Куликов делает это часто – он заядлый гонщик.
Перед заездом – инструктаж. Нельзя врезаться в других гонщиков и ограждения трассы. Если застрял – подними руку, дождись помощи. Следи за флагами: жёлтый – на трассе кто‑то застрял, снизь скорость; красный – остановись; чёрный – ты дисквалифицирован, езжай в паддок. Нельзя одновременно нажимать педали тормоза и газа, ехать с поднятым визором на шлеме, отпускать руль и ехать против движения. Финиш – по клетчатому флагу.
Нам выдали форму: комбинезоны и шлемы – всё по‑настоящему. Предложили выбрать карт. Недолго думая я остановился на машине № 31: номер региона и футболистов Дениса Ткачука и Сергея Бутырина наверняка должен принести мне успех.
Усаживаюсь в кресло. Оказывается, пристёгиваться здесь не нужно. Мне предстоит стартовать с первой линии. Поул-позишн у Лизы, и в первый поворот она зайдёт по внутреннему радиусу. Прикидываю, что на втором повороте я её и обгоню. Старт! Отпускаю тормоз, жму на газ и устремляюсь за русым хвостиком, выглядывающим из‑под шлема.
На первом повороте пытаюсь перекрестить траектории и обойти соперницу по внешнему радиусу, однако не тут‑то было! Я уже почти сравнялся с Лизой, но тут она резко меняет угол входа в поворот и бьёт мою машину. Я впечатываюсь в ограждение. Лиза быстро справляется с ситуацией и резво уезжает, я же плотно застреваю. Пока выехал – отстал уже на полкруга. Нужно догонять, но это не так‑то просто: вроде и сижу правильно, но нажимать на педали могу только пятками. От этого ноги быстро устают.
На третьем круге меня обходит Григорий. Приближение его карта я не слышал – сзади тарахтит мотор моей машины. Когда болид проносится мимо, то тарахтение обволакивает меня полностью. Нервничаю, несколько раз не специально нажимаю сразу обе педали, и еду гораздо медленнее, чем хотелось бы.
К пятому кругу ноги уже изрядно устали. Я кое‑как приноровился нажимать на педали серединой стопы, стало полегче. Но тут уже заныли руки, да к тому же ещё и пот начал заливать глаза. Григорий обгоняет меня каждые два круга. Надоел!
Ноги сводит, руки сводит – когда же это закончится? Надо было выбирать машину не по номеру, а по комфорту. Я уже не обращаю внимания на свою позицию на трассе: соперников не догнать. Просто еду в кайф, экспериментирую на поворотах – пригодится в будущем.
За пару кругов до конца заезда происходит то, к чему я уже привык: меня снова обгоняют. Из‑под шлема моего обидчика выглядывает весёлый русый хвостик… Лиза! Догнать её уже точно не получится, скорей бы финиш. А вот и долгожданный клетчатый флаг. Ура! Я третий, а значит – на подиуме. Хоть и последний в заезде…
Нам выдают распечатку со временем прохождения трассы. У меня совсем всё плохо: лучший круг я проехал за 45:73 секунды. По этому показателю я отстал от Лизы почти на 11 секунд. Ну а у Григория какие‑то космические 25:50. Он обогнал Лизу на семь кругов, а меня – на восемь».
Елизавета Куравина: Новичкам везёт
«К карту я подхожу уверенно – разве может пугать эта игрушечная машинка? Сажусь за руль и понимаю, что для полной смелости мне всё‑таки не хватает ремня безопасности. Инструктор заводит карт, и он начинает урчать, как довольный кот.
Стартую первой. Изгибы трассы прохожу медленно, мысленно напоминая себе: правая педаль – газ, левая – тормоз. Сзади недовольно гудят моторы соперников. На очередном повороте меня обходят. В соревновательном запале я вдавливаю в пол педаль газа. Фоном мелькают яркие бортики заграждения, в фокусе – только чёрная полоса дороги. Ох, зачем я прогуливала уроки вождения?
Через несколько кругов начинаю рулить увереннее, хотя руки, спина и ноги по‑прежнему в напряжении. Внезапно не вписываюсь в крутой поворот и задеваю ограждение. Только бы не застрять – у картов нет заднего хода… Проехала!
На следующем круге этот же поворот снова застаёт меня врасплох. Мы проходим его одновременно с кем‑то из ребят, и я, испугавшись аварии, утыкаюсь в бортик. Снова умудряюсь не застрять, но инструктор грозит мне жёлтым флагом – надо быть осторожнее. Хорошо, не чёрным.
Но коварный поворот не оставляет меня в покое. Через несколько кругов я снова оказываюсь на нём не одна. Мы едем почти параллельно, я давлю на газ и вырываюсь вперёд! Ура, это мой первый обгон!
А вот и клетчатый флаг – финиш. Соблазн сделать вид, что я его не заметила, был велик, но я сбавляю скорость, сворачиваю с трассы и паркую карт в ряд с его собратьями.
На табло результат заезда: у меня второе место! То ли новичкам везёт, то ли я всё‑таки неплохо рулю. Надо будет проверить в следующий раз».
Григорий Куликов: Газ в пол
«Я очень люблю гонки, стараюсь не пропускать ни одного Гран-при «Формулы-1». Раньше, когда было больше свободного времени, следил даже за ралли и гонками на выносливость. Вы ведь в курсе, что все звёзды мирового автоспорта начинали свой путь с картинга? Здесь, на «Вираже», можно немного к ним приблизиться, почувствовать себя настоящим пилотом, получить дозу адреналина в погоне за лучшим временем.
Трасса в Белгороде не очень сложная. Есть лишь одна коварная связка поворотов, где легко ошибиться и потерять много времени. 90 % круга можно пройти в режиме «газ в пол», тормозить нужно лишь в «улитке» в начале круга и на S-образном повороте в конце. Всё остальное время просто крепче держите руль и сильнее давите на газ.
А вот обгонять соперников тут не так уж просто: трасса довольно узкая. Ещё одна сложность заключается в том, что оппоненты тебя не видят: зеркал заднего вида у картов нет. Для чистого обгона нужно убедиться, что идущий впереди не «захлопнет калитку».
В прокатном картинге запрещена контактная борьба, за это могут даже снять с заезда. Поэтому, чтобы опередить соперника, нужно изучить его технику вождения на поворотах. Как правило, непрофессиональный гонщик входит в повороты одинаково круг за кругом. Для обгона необходимо максимально приблизиться к сопернику и найти подходящий момент для манёвра.
Время на трассе пролетает стремительно. Увидев на финише клетчатый флаг, я всегда испытываю разочарование. Хочется вновь и вновь сюда возвращаться. Карт имеет потрясающее сцепление с дорогой, низкий центр тяжести и отличную динамику разгона. Ни один автомобиль не даст тех ощущений и эмоций, которые дарит картинг.
Не стоит забывать и о физических нагрузках. У картов нет усилителя руля, поэтому, если ехать быстро и агрессивно, можно получить неплохую нагрузку на руки. Мой знакомый однажды не доехал до финиша буквально два поворота. В самом конце у него кончились силы, он больше не мог поворачивать руль и просто поехал прямо, завершив заезд в ограждении трассы».
Павел Ушаков, директор АСК «Вираж»: Тратить деньги на прикладные вещи
— Павел Павлович, в картинге начинали свои гоночные карьеры все известные пилоты «Формулы-1», это основа основ автоспорта?
— Можно и так сказать. Дети начинают заниматься картингом с шести лет, но есть и те, кто с пяти катается. Вы сейчас гонялись на прокатных картах с моторами по 9 л. с. У нас есть ещё машины с моторами 5,5 и 13 л. с. Самые мощные мы используем только летом на открытом треке. Эти карты отличаются от гоночных.
— На прокатном карте можно перевернуться?
— У нас за всё время таких случаев не было. Изредка машины наскакивают друг на друга, но чтобы перевернулись – никогда. Вообще, конечно, перевернуть можно всё. Но с точки зрения физики это практически невозможно.
— Как часто обновляете машины?
— По мере износа. Используем подменные машины, покупаем моторы, рамы, расходники: шины, сцепления и прочее.
— Есть приз за рекорд трассы?
— Мы такое не практикуем. Во‑первых, если говорить о крытой трассе, то раз в год меняем её конфигурацию или направление движения. Меняем иногда кардинально, иногда чуть-чуть, чтобы людям было интересно. Когда проводим корпоративные гонки, то по желанию клиента награждаем победителей, призёров.
— Существует какая‑нибудь гоночная серия на прокатных картах?
— В России есть проект Sodikart, это монодисциплина. Организатор из Санкт-Петербурга купил новые машины и привозит на соревнования свой автопарк. У нас в этом году проходила 12-часовая гонка, в которой участвовали десять команд из разных городов. Это самое глобальное мероприятие в России из прокатного картинга. Мы же проводим внутри- и межвузовские соревнования, турниры среди предприятий.
— А среди школ?
— Нет, здесь вопрос в деньгах: кто за это платить будет? Мы бы с удовольствием, но бесплатно это себе не можем позволить. Может, когда‑нибудь нас услышат и поймут, что надо тратить деньги на прикладные вещи.
— Сколько детей занимается в вашей школе картинга?
— Набор только пошёл, сейчас есть около 20 человек. С ними работают три тренера. Они же возят детей по соревнованиям. Все наши картингисты очень неплохо проехали этот сезон, есть победители различных турниров.
Александр Куликов, Елизавета Куравина, Григорий Куликов