Ждали Алёшку
Родители Светланы, Любовь Алексеевна и Василий Васильевич, узнав о том, что ждут ребёнка, были уверены, что родится мальчик. Пол на тот момент медики ещё не определяли. Но будущие родители уже придумали имя для сына – Алёшка.
«Общались со мной до моего появления на свет как с мальчиком. Может, именно поэтому я и была в детстве такой сорвиголовой с абсолютно мальчишеским характером», – пишет Хоркина в своей автобиографической книге «Кульбиты на шпильках».
Занятно, что когда мама Светланы была беременна её младшей сестрой – Юлией, родители тоже думали, что будет мальчик. Маленькая Света даже просила маму поберечь себя, когда они бежали на автобус, чтобы успеть в «Спартак» на тренировки юной гимнастки.
«Мамуля! Юрика береги! Юрика!» – кричала девочка.
«Высокая, худая и силёнок маловато»
Гениальный тренер Борис Пилкин, с которым Хоркина прошла весь свой путь к олимпу, не сразу взял к себе девочку: поначалу с ней занималась его супруга – Анна Ивановна. Она уговаривала мужа обратить внимание на Светлану, на то, как та упорно идёт к своей цели.
«Да куда ж мне её, такую длинную, ты только посмотри: высокая, худая, да и силенок у неё маловато. Что я с ней делать то буду?!» – отвечал Борис Васильевич.
Анна Ивановна не сдавалась, она была уверена, что из Хоркиной выйдет большой спортсмен.
«Ты с ума сошла! Она же… она – длинный крючок, что я с этой коломенской верстой буду делать?» – сказал однажды ей Пилкин.
Этот разговор услышала и сама Света. Обидные для любого ребёнка слова оказались для неё чудодейственными: она захотела во что бы то ни стало попасть именно к этому тренеру, доказать ему, что он ошибался.
«Это у меня в крови: уж если очень захочу, то обязательно добьюсь, чего бы мне это ни стоило. И некоторое время спустя Пилкин сдался. Своей первой большой победой я, пожалуй, могу назвать то, что Борис Васильевич Пилкин всё таки начал со мной работать», – пишет Светлана в книге.
Горшочек, не вари
Когда Пилкин всерьёз занялся Хоркиной, то столкнулся с проблемой: Света росла слишком быстро, по 7 см в год. И рост не играл спортсменке на руку. Тогда тренеру пришлось начать бороться с ростом, а замедлить его могли только серьёзные физические нагрузки.
«Я не валилась с ног от усталости. Но даже летом, когда все дети, тренировавшиеся в «Спартаке», выезжали в спортивный лагерь и нагрузки у всех снижались, мне поблажек Борис Васильевич старался не давать, чтобы хоть немного притормозить мой рост. Благодаря этому я росла уже чуть медленнее – не по 7, а по 4 см за год. Однако это вовсе не означает, что у меня не было отдыха и нормального девчачьего детства. Напротив, этого хватало с лихвой», – вспоминает Светлана в книге.
Хоркина против боли
Во время подготовки к чемпионату мира по гимнастике (он прошёл в октябре 1995-го в японском Сабаэ) Светлана упала на тренировке с резкой болью в спине, но лечиться отказалась и заявила, что продолжит готовиться к турниру. В сборной решили, что, если белгородка сможет выполнить упражнения на «прикидке» (просмотре) перед ЧМ, её возьмут в Японию. Тренироваться гимнастка почти не могла: все движения сопровождала адская боль.
Самыми сложными на тестовых выступлениях были вольные упражнения. Хоркиной нужно было перетерпеть невероятную боль в спине и полторы минуты выполнять упражнения так, чтобы у тренеров не возникло желания снять её с турнира.
«Я не чувствовала ни боли, ни прыжков, ни приземлений. Я вообще больше не чувствовала своего тела, как будто наблюдала за всем происходящим со стороны. Нет, я не теряла сознания, я видела всё вокруг и понимала, что я делаю свою программу. И в то же время я ничего не ощущала. В этом же состоянии нереальной отрешённости от реального мира я сделала свои вольные упражнения. Но боль тут же вернулась, как только я закончила упражнение и ушла с ковра. Это состояние стало для меня самым настоящим открытием. Уж не знаю, что это было, но явно не второе дыхание, и даже не третье. Наверное, именно таким образом индийские йоги умудряются ходить по стеклу и лежать на гвоздях. Но самое главное, что я тогда поняла, что можно абстрагироваться от боли, если очень сильно чего то хочешь и у тебя есть большая цель. И раз это состояние пришло ко мне один раз, значит, оно вернётся снова. И я смогу сделать всё, на что способна. Значит, я могу ехать на чемпионат мира и я смогу победить. А настроена я была исключительно на победу», – вспоминает о том моменте Светлана.
В Японии Хоркина завоевала золото на брусьях и серебро в индивидуальном многоборье. Именно здесь она впервые в карьере стала чемпионкой мира.
«Ну, Светка, а теперь давай!»
Олимпиада в Сиднее 2000 года была для Светланы пиком карьеры. В мире гимнастики все понимали: Хоркину невозможно остановить. В командном первенстве она исполняет прыжок, который назовут её именем. В многоборье Хоркина была фаворитом, но неожиданно после упражнения на коне упала на колени, разбив их. Деморализованная Светлана падает после этого и с брусьев. Выясняется, что конь, с которого она упала, был ниже положенного на 5 см, это привело к ошибкам у целого ряда спортсменов. Скандал пытаются как‑то замять. Судьи разрешают гимнасткам сделать новую попытку, а вот повторить упражнения на других снарядах уже нельзя. Очевидно, что Хоркина упала с брусьев будучи уже уверенной, что золота в многоборье ей не видать. Если бы не было падения с «бракованного» коня, не было бы и падения на брусьях. Судьи неумолимы. Светлана отказывается от повторного прыжка на коне и в слезах покидает помост.
И все же «королева брусьев» смогла завоевать золотую медаль на своём коронном снаряде. И в этом ей очень помогла сестра Юля. Эта история осталась за кадром. Хоркина уже готовилась к выходу на помост, и тут раздался звонок от сестры: «Света, я здесь, около зала». Обнявшись, они плакали, и Юля дала финальное напутствие: «Ну, Светка, а теперь давай! Сделай их всех!..»
«Я сказала: «Иди на трибуну и будь со мной мысленно рядом…» А сама, воодушевлённая присутствием рядом родного человека и возбуждённая, поспешила на помост, молясь и благодаря Всевышнего: «Господи, спасибо тебе, как же вовремя ты прислал мне в поддержку мою сестрёнку!..» Ведь Юлька тут же подняла мое настроение, – мне ведь так не хватало рядом близкого человека! Эта моя победа стала и её победой одновременно», – писала в книге Хоркина.
Упражнения на брусьях она выполнила идеально.
Неожиданная роль Голикова
После Олимпиады в Сиднее Светлана Хоркина возвращалась домой в Белгород. В одном вагоне с ней ехал тогдашний мэр Белгорода Георгий Голиков. Хоркина думала: как быть дальше, готовиться ли к Олимпиаде в Афинах 2004 года или закончить с гимнастикой? Размышляла, чем жить дальше.
«Георгий Георгиевич вдруг поделился: «Знаешь, я очень жалею, что в своё время не занялся научной работой и не написал диссертацию… Может быть, ты соберёшься с силами и возьмёшься за этот нелёгкий труд, тем более что тебе ведь не привыкать бороться с трудностями. Я точно знаю, что ты никогда об этом не пожалеешь!» Для меня эти слова стали такой неожиданностью, что я пришла в ужас», – вспоминает Светлана.
Гимнастка вышла на Российскую госакадемию по физкультуре и спорту и решила писать диссертацию на тему «Изучение спортивно гимнастических упражнений с применением линейно дидактического программирования». Хоркина работала над диссертацией и продолжала тренироваться. Через два года она защитилась. На её защите присутствовал Георгий Голиков. Будучи уже выдающейся спортсменкой, Светлана жутко волновалась…
Вскоре на профессорский совет для оглашения результатов защиты пригласили уже кандидата педагогических наук Хоркину.
То самое фото с зайкой
С 2007 по 2011 год Светлана Хоркина была депутатом Госдумы. И вот однажды в медиа попал кадр, на котором она в стенах Думы общается с Алиной Кабаевой и показывает уши зайца. Фото долго обсуждалось с намёком на то, что депутаты не очень‑то серьёзно работают. Этот кадр Хоркина вспомнила в своей книге «Кульбиты на шпильках», чтобы разложить всё по полочкам:
«Я понимаю, что фотографы решили изобразить из себя папарацци, сделав несколько кадров во время тридцатиминутного перерыва между заседаниями, когда депутаты, как нормальные люди, неформально общаются между собой, обсуждают какие‑то личные вопросы или поздравляют друг друга с праздниками. Не морды друг другу бьют, как в некоторых зарубежных парламентах, а могут немного встряхнуться, пошутить-поюморить… Я помню, рассказывала своей давней подруге Алине Кабаевой, что накануне покупала своему сынишке костюмчик для новогоднего праздника и выбрала забавный наряд зайчика с ушками торчком. И именно в этот момент, когда я показывала Алине, как выглядят эти ушки на костюмчике, фотограф нас щёлкал. Жаль только, что фотографии не способны передать атмосферу зала и звуковой ряд, тогда бы всё встало на свои места, а фотограф сел в лужу».