Собственная техника
— Как вы узнали о том, что в городе можно заниматься стрельбой из лука?
— С тренером я познакомился в строительном магазине два года назад. Тогда уже была секция, и она набирала новых людей. Нас же сложно найти – все по домам сидят. А тут Ирина Александровна меня увидела, подошла, спросила, заинтересован ли я, есть ли возможность приезжать. Я сказал, что у меня проблемы с руками – не смогу долго удерживать лук, сильно его растягивать. Она предложила попробовать.
— С какими сложностями вы столкнулись на первых тренировках?
— На тот момент я 11 лет просидел в коляске из‑за травмы шейного отдела позвоночника. Общей физической подготовкой я занимаюсь дома, но мышцы всё равно застаиваются. Первые две-три недели я тренировался с резинкой-эспандером, потом мне дали первый деревянный лук. Но была проблема: лук меня перевешивал. Мышцы корпуса не работали, не получалось удержаться. Приходилось всякие подставки сооружать, ремнями себя привязывать. Полгода ушло на то, чтобы просто сидеть с луком. К тому же у меня слабые пальцы, поэтому я не мог сильно натягивать тетиву. Пришлось перейти на блочный лук.
— А чем он отличается от классического?
— Блочный лук, как и классический, есть в олимпийской программе, но лишь у тех, у кого травма шейного отдела и слабые руки. Здесь релиз (спусковой механизм, позволяющий натягивать и удерживать тетиву – прим. авт.) помогает держать тетиву не пальцами, а всем запястьем. У блочного лука дистанция зимой – 18 м, летом – 50 м. У классического лука зимой такая же, а летом – 70 м. Отличаются и мишени: у блочного лука десятка – центр мишени – меньше, чем у классического. Блочный лук считается более технологичным и надёжным. Из такого я здесь один стреляю, остальные – из классического, поэтому я не могу ни с кем посоветоваться. Для здоровых людей есть масса методик, а я, например, не могу назад руку отвести. Вот и приходится придумывать свою технику. Смотрю видео с тренировок иностранных спортсменов на английском языке, там что‑то нахожу.
Азарт соревнований
— Как проходит ваша тренировка?
— Тренируемся мы три раза в неделю по два часа. Чтобы здесь время экономить, я дома разминаюсь с эспандером, мышцы разогреваю. Сюда приезжаю, лук собираю. Когда стреляешь в мишень, внимание фокусируется именно на прицеливании и остальная техника уходит на второй план. Так что сначала я разминаюсь, чтобы восстановить технику, почувствовать мышцы, лук, – выстрелов 20–30 делаю на короткой дистанции без прицеливания. А потом с дистанции 18 м выполняю, как на соревнованиях, по три выстрела десять подходов – первый раунд. Потом ещё десять подходов. Если время остаётся, делаю силовые упражнения, дополнительный груз навешиваю, чтобы создать стрессовую ситуацию. На соревнованиях мало просто отстреляться – важно, чтобы запас прочности был.
— Чего вам не хватает на занятиях?
— В секции занимается шесть человек, но не у всех есть возможность приезжать на каждую тренировку. А одному скучно заниматься: нет состязательности. Тренер Ирина Александровна старается как‑то расшевелить, но когда долго соревнований нет, энтузиазм пропадает. Я получаю удовольствие от самого процесса тренировки. Но для того, чтобы показать, что я не просто хожу сюда развлекаться, нужны результаты. А их можно добиться только на соревнованиях.
— В каких соревнованиях вы участвовали?
— Сначала ездил на областные соревнования по стрельбе из лука в Белгород. Они проходят для всех, и мы вместе со здоровыми стреляем. Только там я место не смогу занять, потому что здоровые лучше стреляют. Зато норматив мне могут официально зачесть. Я стал кандидатом в мастера спорта в начале этого года, выполнив норматив на чемпионате России в Орле. Летом занял четвёртое место на чемпионате и Кубке России для спортсменов с ПОДА в Алексине, Тульская область. Это была уличная дистанция 50 м, а в зале нашей спортшколы – максимум 26 м, поэтому здесь я не смог как следует подготовиться. Да и соперники приезжают сильные, хоть их и мало – восемь человек со всей России, потому что сложно добираться. В январе будут соревнования для лиц с ПОДА в Орле, готовлюсь выполнить норматив мастера спорта.
«Теперь я могу!»
— Вы заметили изменения в своём физическом состоянии после того, как начали тренироваться?
— Я это быстро почувствовал. Раньше при стрельбе я не мог отводить назад локоть. Спустя полгода-год, видя, как стреляют другие, я понял, что надо совершенствовать свою технику. Ирина Александровна напоминает: «Ты же сам говорил, что так не можешь!» А это полгода назад было, теперь я могу! Мышцы разработал, растяжку, более правильная техника стала, легче стрелять, выносливее стал. Физическая форма улучшилась, я стал более социальным.
— Чем вы занимаетесь, помимо спорта?
— По образованию я инженер-эколог, но в коляске работы по этому профилю не найти. Попробовал из дома поработать по телефону в техподдержке – первая стабильная зарплата. Благодаря этому я начал чувствовать себя полноценным человеком! Мне нравилось программирование, решил попробовать. Выбрал самый лёгкий путь – разработка сайтов. Это удалённая работа, есть вакансии для новичков. Я смотрел разные курсы, пытался найти точки соприкосновения. Написал в Интернете, что умею, – позвонили, предложили работу. Путешествовать люблю. В этом году были в Калининграде, в Берлине. Я и на самолёте летал, и на поезде ездил, главное – предупредить, что ты на коляске. И нет ничего невозможного.