Всё началось с All Blacks
Сегодня никто уже точно и не вспомнит, какое событие стало отправной точкой создания белгородской команды. Известны лишь имена двух парней, с которых «Белая крепость» началась, – Илья Звягинцев и Кирилл Гаврилов.
«С 2003 года мы с отцом по телевизору следили за Кубком мира по регби, – вспоминает Звягинцев. – На тот момент в нём первенствовала Англия. Потом были ежегодные Кубок шести наций и Кубок трёх наций, трансляции которых я тоже старался не пропускать».
До лета 2007-го Илья так и оставался зрителем, пока не рассказал о своём увлечении другу Кириллу Гаврилову. Будь это художественное произведение, здесь следовало бы написать что‑нибудь такое: «Кирилл сразу же загорелся идеей создать в городе свой регбийный клуб». Но на самом деле всё было иначе: Кириллу это было неинтересно. Нет, спортом он интересовался, но регби в список его увлечений явно не входило.
Всё так бы и закончилось, если бы однажды Илья не уговорил своего товарища посмотреть трансляцию одного из матчей Кубка трёх наций. Играла команда All Blacks – великая и ужасная сборная Новой Зеландии, живая легенда в мире регби. Увидев хака – устрашающий танец индейцев маори, который новозеландцы традиционно исполняют перед игрой, а потом и саму игру, Кирилл понял, что регби – это то, чего ему всё это время не хватало.
От «дыни» к «Белой крепости»
Вскоре друзья решили купить регбийный мяч. На городском интернет-форуме (напомним, на дворе был 2007 год – популярные ныне соцсети только начинали появляться) Кирилл создал тему о наборе желающих покидать «дыню» – так на сленге называют продолговатый мяч для регби. Звягинцев и Гаврилов агитировали своих друзей и знакомых, призывая их попробовать себя в новом, необычном для города виде спорта.
21 октября 2007 года прошла первая тренировка. На неё пришло всего пять игроков. Но молва о необычной игре быстро разошлась среди молодёжи, и на следующей тренировке было уже 16 человек.
«Первое время тренировались, что называется, на ощупь – без необходимых знаний, навыков и опыта, – вспоминают отцы-основатели «Белой крепости» Кирилл Гаврилов и Илья Звягинцев. – Нам повезло, что нашу активность на одном из интернет-форумов заметил Дмитрий Тюрин – регбист из Москвы. У него за плечами уже был опыт создания любительского регбийного клуба «Форум» и годы игры в регби. Он очень помог нашей команде советами и рекомендациями. Дмитрий переслал в Белгород уникальные методические и тренировочные материалы, которые стали отличным подспорьем для молодого клуба».
В январе 2008-го в Белгород приехал Влад Тюрин – сын Дмитрия, игрок регбийного клуба «Форум» и сборной по регби МГТУ им. Баумана. Он провёл показательную тренировку, которая, по словам белгородских регбистов, дала серьёзный толчок в развитии команды и стоила всех предыдущих.
Примерно в это же время команда определилась с названием, которое выбрали голосованием среди всех игроков, – любительский регбийный клуб «Белая крепость». По задумке авторов, оно символизирует крепость духа, а также связывает клуб с историей родного города. Ведь, как известно, Белгород возник в конце XVI века именно как крепость, которая была важной частью засечной черты и одним из первых рубежей обороны страны от набегов с юга.
В «Белую крепость» приходили всё новые люди: кто‑то находил информацию в Интернете, а кто‑то замечал объявления о наборе в команды, которые по всему городу расклеивали регбисты. Выяснилось, что многие из этих парней давно мечтали поиграть в регби, но было не с кем. К команде присоединились иностранные студенты, учившиеся в Белгороде, которые занимались регби дома. Например, именно так в «Белую крепость» пришёл Юлиам Кальдерон, до этого пять лет игравший в регби в университете родной Колумбии.
Мистер Саймон Грей
Вообще интернациональная тема очень плотно связана с появлением «Белой крепости» в Белгороде. Историю, достойную сценария кинофильма, рассказал Кирилл Гаврилов.
«В ту пятницу мы с парнями из команды просто зашли в магазин за соком и булочками с кремом – такие пекли только в том месте, – вспоминает Гаврилов. – Стоя у кассы, один из наших товарищей, Марк, заметил в очереди мужчину лет 50, на одежде которого красовались три магические для любого регбиста буквы – ССС (новозеландский бренд Canterbury Clothing Company, выпускающий одежду для регби – прим. ред.). Секундой позже Илья разглядел в футболке шотландские корни – это действительно была настоящая регбийка сборной Шотландии!»
Молодые люди решили во что бы то ни стало узнать, какое отношение мужчина имеет к их любимой игре. На вопрос продавщицы «Пакет нужен?» «шотландец» чётко по‑русски ответил: «Да». Пока ребята размышляли, мужчина уверенной походкой двинулся к выходу из магазина.
«Пожалуйста, подождите!» – окликнул его Илья, но мужчина, видимо не приняв это на свой счёт, продолжал удаляться.
Через несколько секунд Кирилл и Илья его догнали. Незнакомец внимательно посмотрел на парней, улыбнулся и сказал:
— Hi, I'm an Englishman! («Привет, я англичанин!» – прим. ред.).
Далее общение пошло на английском языке.
– Мы просто увидели вашу регбийку… – подбирая слова, объяснил причину своего интереса Илья.
– О да, это шотландская!
– А вы случаем не имеете отношения к регби? – робко задал вопрос Кирилл.
– Имею, – улыбаясь, ответил англичанин. – Сам играл десять лет, а потом тренировал.
– Мы тоже играем в регби! И у нас есть команда – вон те парни! – выпалил Илья и указал на игроков «Белой крепости», которые переминались чуть поодаль и, мягко говоря, пребывали в лёгком недоумении от происходящего.
– У нас в воскресенье тренировка, и, если у вас есть желание и возможность, мы бы были рады вас пригласить на неё! – максимально вежливо объяснял Кирилл, понимая, что такой шанс упускать нельзя.
– Никаких проблем! – неожиданно легко согласился иностранец. – Позвони мне завтра в 21:00.
Они обменялись телефонами.
– Кирилл! – наконец‑то представился один из основателей «Белой крепости».
– Саймон, – пожал ему руку будущий тренер команды.
Так у «Белой крепости» появился первый, самый настоящий иностранный тренер. Саймон Грей работал в Белгороде по контракту на одном из предприятий. Позже к тренировкам белгородцев подключился ещё один его соотечественник – Джон Уильямс. Вместе они серьёзно помогли «Белой крепости» в момент её становления и задали правильный вектор в развитии команды.
Даёшь регби для детей!
21 октября любительский регбийный клуб «Белая крепость» отпраздновал своё десятилетие. О том, чего за это время удалось достичь и какие планы у белгородских регбистов на будущее, рассказал тренер команды Илья Звягинцев.
— Илья, можете назвать самые значимые достижения команды за десять лет её существования?
— Конечно: это победа на Кубке Белогорья в 2011 году и участие в чемпионате России по пляжному регби в 2016 году. Кубок Белогорья – это наш регулярный домашний турнир. В 2011-м, когда мы победили, у нас были очень серьёзные соперники, а у «Белой крепости» – пожалуй, самый сильный за всё это время состав. А на чемпионат России по пляжному регби мы отобрались через турнир ЦФО и достойно выступили.
— Сколько человек прошло за это время через регбийный клуб и сколько игроков составляют костяк команды сегодня?
— За десять лет через «Белую крепость» прошло более сотни человек. Сегодня на постоянной основе с нами играют и тренируются 35–40 человек.
— Кто эти люди и как они попали в регби?
— Народ у нас играет самый разный: и студенты, и уже взрослые, состоявшиеся люди, которые работают в разных сферах. Сегодня к нам приходят, прочитав о «Белой крепости» в Интернете. А раньше находили нас по объявлениям, которые мы расклеивали по городу.
— Недавно попечительский совет Федерации регби Белгородской области возглавил руководитель регионального УФАС Сергей Петров. Как это повлияет на развитие регби в регионе?
— Мы надеемся, что сможем более активно заняться детским регби. Нам уже начали помогать с созданием детских секций. Планируется, что секции регби для детей появятся в Разумном и Стрелецком. Сейчас мы набираем мальчиков и девочек 2007–2010 годов рождения. Думаю, что к концу года закончим эту работу и начнём постоянные занятия.
— Какие планы у клуба на ближайшие десять лет?
— Достаточно амбициозные: мы надеемся, что из секций вырастет полноценное детское отделение регби в детско-юношеской спортивной школе, а в течение ближайших пяти лет количество занимающихся регби юношей и девушек достигнет 300 и более человек. Очень бы хотелось создать студенческие регбийные команды в вузах. Пока это идёт тяжеловато, но мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему.