Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 августа 2017, 12:48
 Алина Борисенко 4803

Воздухоплавательный спорт в вопросах и ответах

Объясняем тонкости соревнований на воздушных шарах

Воздухоплавательный спорт в вопросах и ответах На этот крест спортсмены должны как можно точнее сбросить маркер. Фото Алины Борисенко
  • Алина Борисенко
  • Статья

С 31 июля над Белгородским районом шёл чемпионат ЦФО по воздухоплавательному спорту. Объясняем, в чём соревнуются пилоты тепловых аэростатов.

Чемпионат ЦФО – это престижные соревнования?

Да. По значимости это третий-четвёртый турнир воздухоплавателей в стране. Его результаты идут в общий рейтинг пилотов, поэтому сюда традиционно приезжают очень опытные спортсмены. В прошлом году за кубок в числе прочих боролись мастера спорта из Москвы и Великих Лук Сергей Баженов и Сергей Виноградов, традиционно приезжает кандидат в мастера спорта туляк Олег Снетков.

Почему Белгород?

Раньше чемпионат ЦФО проходил в Московской области. А потом его спортивный директор и главный судья Евгений Чубаров полетал в нашем регионе и решил попробовать в 2014 году провести соревнования здесь. И чемпионат прижился.

«У вас очень интересный рельеф. Овраги и балки дают интересные ветры. Порой поднимаешься в воздух – кажется, что ветра нет. Приблизишься к оврагу – он тебя подкрутит, подхватит и вывернет, куда нужно. Хороший ветер – главная ценность для спортсменов-воздухоплавателей. Кроме того, у вас тут очень красиво», – говорит Евгений.

 

Евгений Чубаров.
Евгений Чубаров.
Фото Алины Борисенко

Как можно управлять аэростатом?

Его главная движущая сила – ветер. На разной высоте его направление разное, и, лавируя между потоками, можно вырулить на разный маршрут. Нащупать нужную траекторию пилоту-спортсмену помогает штурман. Он же контролирует выполнение заданий, пока пилот занят управлением.

Поднимать и опускать аэростат можно с помощью горелки и клапана на куполе. Если нужно подняться выше – поддают жару, если опуститься – сдвигают клапан и выпускают тёплый воздух. Но, хоть аэростат управляем, даже очень опытные спортсмены порой ошибаются, потому что ветер – двигатель очень непредсказуемый и может стать как союзником, так и противником.

Участвовать в соревнованиях можно на любом аэростате?

В принципе, да, ограничений нет. Но чем аэростат меньше, тем он подвижней. Поэтому профессиональные спортсмены, как правило, летают на спортивных оболочках – объёмом не более 2 000 кубометров и слегка вытянутых, в виде капли. По той же причине в спортивные полёты не берут пассажиров: балласт ни к чему. Некоторые пилоты, чтобы уменьшить вес аэростата, даже отказываются от штурманов и выполняют все задания самостоятельно.

В белгородской федерации есть с десяток оболочек, но спортивной среди них нет. Поэтому наши пилоты соревнуются на больших аэростатах.

 

Спортивные оболочки.
Спортивные оболочки.
Фото Алины Борисенко

Кто подбирает задания?

Задолго до старта соревнований Евгений Чубаров и другие судьи объезжают окрестности города в поисках подходящих площадок для старта, проверяют, точно ли привязана карта к координатной сетке. Затем ежедневно составляют листки заданий, которые команды получают на предполётных брифингах. Однако из‑за ветра состав заданий может смениться за 15 минут до старта.

В чём суть заданий?

Наблюдая за некоторыми из них, человек несведущий даже не поймёт, что аэростаты не просто так парят в воздухе. Все задания базируются на следовании по заданным траекториям и маршрутам. По GPS-приборам, которые прикреплены на каждый шар, точность прохождения отслеживает компьютер.

Например, в задании «Пирог» шар должен очертить круг вокруг определённой точки, затем набрать высоту и снова очертить круг, и снова… Получается что‑то вроде трехъярусного торта. Чем правильнее получается фигура, тем больше баллов зарабатывает пилот.

В задании «Заяц и собаки» нужно следовать за аэростатом с красным флагом (он и есть заяц). Спортсмен должен максимально точно повторить его маршрут, а после сесть в том же месте.

 

Фото Юрия Бограда

Получается, благодаря компьютеру в чемпионате нет судей?

Есть. Без судей-измерителей не обойтись в заданиях с реальными объектами и снарядами. Самое популярное из них – «Цель, заявленная судьёй». На поле расстилают крест, и задача пилотов – провести аэростат аккурат над этой точкой и сбросить специальный маркер с привязанной лентой как можно ближе к центру креста.

Судьи должны расстелить кресты, замерить расстояние, на которое упал маркер, внести результаты в протокол. Порой в одном вылете бывает несколько крестов и приходится задействовать 15, 20, а то и больше измерителей.

Где берут столько судей?

Многие из них приезжают из разных городов, как и воздухоплаватели. Для большинства измерителей это просто интересное хобби.

В принципе, измерителем может стать каждый: достаточно записаться в волонтёры чемпионата, рассказать о своём желании и внимательно следить за тем, как работают опытные судьи. Со временем можно даже получить квалификацию. В прошлом году в Белгороде несколько человек прошли обучение, получили рекомендации от федерации и судейскую категорию.

 

Как подсчитываются результаты?

В одном спортивном вылете может быть разное количество заданий. За выполнение каждого из них пилотам начисляют определённое количество баллов. По ходу чемпионата очки суммируются, и тому, кто получает наивысший результат, достаётся кубок.

Как прошёл и чем закончился чемпионат ЦФО в этом году?

В турнире участвовали десять команд – из Белгорода, Воронежа, Тулы, Курска, Москвы и Московской области. Полёты проходили два раза в день: на рассвете и на закате. Всего состоялось пять вылетов, в ходе которых аэронавты выполнили 25 заданий. Победителем стал Дмитрий Жохов из Тулы. Совсем немного уступил ему его земляк Олег Снетков, а третье место – у команды Дениса Володина из Павловского Посада Московской области.

К слову, у Дмитрия Жохова в копилке наград уже есть Кубок ЦФО – он увёз его из Белгорода в 2015 году.

А как выступили белгородцы?

У них седьмое, девятое и десятое места.

«Наши пилоты хорошо выступают на выездных соревнованиях, но на домашних они никогда не гонятся за результатом. Потому что у них много разных задач, – пояснил на пресс-конференции президент Федерации воздухоплавания области Вадим Радченко. – На них лежит организация фестиваля. А Игорь Поликаренко, например, наш самый сильный спортсмен, традиционно выполняет роль инспектора по безопасности. Поэтому он взлетает первым и садится последним, а выполнение заданий для него – цель второстепенная».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×