Про случай. В 2016 году я окончила Белгородский педагогический колледж по специальности «физическая культура» и поехала к подруге в Москву, которая только начала работать в цирке. Намерений трудоустраиваться у меня не было: ехала отдохнуть и повеселиться. Сходила к ней на репетицию, и один из артистов спросил: «А не хочешь поработать в цирке?» Это даже близко не вписывалось в мои планы, но я всё обдумала и решила: почему нет? Хорошее предложение – грех отказываться.
Работать в Белгороде тренером по художественной гимнастике или в фитнес-клубе я не хотела: мечтала ещё показать себя, на что способна. Меня направили к продюсеру и создателю «Королевского цирка» Гии Эрадзе, о котором раньше я ничего не слышала. Почитала – оказалось, это одно из лучших шоу в России, они неоднократные победители международных цирковых фестивалей.
Про кастинг. Меня сразу предупредили, что берут туда не всех. Есть определённые требования: у девочек это хореографическая подготовка, эффектные внешние данные, рост не менее 170 см. Бывает, что девушка очень красивая и всё при ней, а вот с манежа она не смотрится. Гия с порога видит, будет человек у него работать или нет. Я показала видео со своими выступлениями, рассказала о себе, и меня взяли в «Баронеты».
Про «Баронетов». Есть два шоу – «Королевский цирк» и «Баронеты». Раньше это было одно, называлось «Пять континентов». Коллектив стал разрастаться, появилось больше номеров, и его разделили. «Баронетам» всего полтора-два года. Сейчас я артистка балета, но никто меня не ограничивает: можно попробоваться и в воздушной гимнастике, и в джигитовке (трюки на лошадях). Естественно, кроме дрессуры – учиться этому слишком долго и сложно. На репетициях иногда летаю под куполом, но в шоу пока просто танцую. Задействована во всех номерах.
Про образы и костюмы. Цирк действительно королевский, потому что у нас очень яркие костюмы: всё в стразах, перьях, огромные каркасы, шапки, каблуки – как на карнавале. Всё блестит и переливается. Я была в восторге! Образы разные – то игривая кошка, то кукла, то шахматная королева, то русская девушка-зима в кокошнике, то цыганка. Макияж делаем сами. За два часа до выступления начинаем переодеваться, разминаться, краситься. Со вторым звонком спускаемся в балетку, где находятся все костюмы, и готовимся к началу представления. Обязательно наносим на тело блёстки – возим с собой целый контейнер.
Про трудности. У нас высокие каблуки – около 14 см. Плюс 20 кг весит каркас и 5 кг – шапка. Надо ловить баланс, улыбаться, идти уверенно и красиво, не показывая, что тебе тяжело. В первый выход жутко волновалась, но раза с третьего-четвёртого привыкла и уже не чувствовала эти 25 кг – как будто идёшь по улице с рюкзачком. В некоторых цирках бывает очень мягкое покрытие манежа, в которое каблуки проваливаются. Бывало, каблуки ломались. Что делать? Идти дальше и не подавать виду, что что‑то пошло не так. Нужно спокойно реагировать на любой казус.
Про разницу. Гия любит, когда на манеже от девочек веет сексом. Когда походка от бедра, стреляешь глазами. Ты должна быть вся из себя, должна показать, что ты – королева. В группе поддержки «Белогорья» всё было гораздо скромнее, здесь пришлось сильнее раскрепоститься. Цирк и группа поддержки – совсем разные вещи. В цирке зал всегда заполнен – две-три тысячи человек. Открывается занавес – и ты видишь, что у публики горят глаза, все в ожидании чего‑то необычного. Когда смотришь на эти счастливые лица, хочется работать и дарить им нереальные эмоции. В «Космосе» зритель более скован, и не всегда от него есть такая отдача, как в цирке.
Про зверей. В других цирках, как правило, работают так: силовая пара, акробаты, воздушная гимнастика, жонгляж, и только во втором отделении может быть один аттракцион с животными. У нас же животные почти во всех номерах. Всего – более 200 животных 17 видов. Поначалу было тревожно танцевать на манеже рядом с медведем, но со временем поняла: без дрессировщика они со своих мест не сойдут. Хищников в цирк берут ещё совсем малышами, кормят из бутылочки, с нами они переезжают из города в город. Гия и сам дрессировщик: по‑моему, работал со всеми, кроме слонов и ластоногих, и со всеми находит контакт – животные его слушают. У него природный дар. Есть номер, в котором тигры, пантеры, леопарды и лигры (гибрид между львом-самцом и тигрицей-самкой – прим. авт.) работают на манеже одновременно, хотя в дикой природе они несовместимы, не дружат. В этом же номере пантера взлетает под купол цирка.
Про переезды. За восемь месяцев побывала в Тюмени, Челябинске, Ярославле, Твери, Саратове и Воронеже. У нас нет постоянной дислокации: где гастроли, там и базируемся. Живём в специальных цирковых гостиницах, а если их нет – на съёмных квартирах. С нами ездит 15 фур – с животными, реквизитом, костюмами, личными вещами. Перевозим даже стиральные машины, микроволновки и другие бытовые приборы, а иногда и мебель. Реквизита и животных так много, что мы помещаемся только в стационарных цирках, и то не во всех. Сейчас я приехала из Воронежа в Белгород, потому что отпуск, а так бы помчала дальше. Переезд после гастролей длится неделю. За это время мы пакуем костюмы, приводим в порядок все балетки и гримёрные, чтобы следующие артисты приехали в чистый цирк. Я постоянно в разъездах, и мне это нравится.
Про личное. В цирке отношения завязываются в основном в коллективе, среди цирковых. Даже если где‑то с кем‑то познакомишься, нет смысла дальше общаться и заводить отношения: ты живёшь цирком. В нашем коллективе большинство – семейные пары.
Про родителей. Я с 6 лет занималась гимнастикой и дома бывала мало: школа – тренировки – соревнования – и так 11 лет. Во время учёбы в колледже – то же самое. Когда учёба закончилась, мама радовалась: наконец‑то увижу дочь. Но я внезапно сорвалась на работу. «Какой цирк?!» – удивилась мама. Она была категорически против, не хотела, чтобы я снова уезжала из дома. Но я для себя уже всё решила, и ей пришлось смириться. Недавно вся моя семья приезжала в Воронеж на представление. Они были в восторге! Все очень рады, что я работаю в таком грандиозном шоу, и гордятся мной.