Как добраться
Из Белгорода после почти полного закрытия украинской границы добираться на Кавказ стало не очень удобно: сначала пилишь на автобусе до Россоши (Воронежская область) и только оттуда поездом отправляешься в Сочи. Мне повезло: успел ухватить билет на верхнюю полку в купе, обратно ехал так же. До автодрома от адлерского вокзала без пробок на автобусе ехать минут 15, с пробками – 40. Билеты на поезд туда и обратно обошлись мне в 5 тыс. рублей.
Где жить
Чтобы терять как можно меньше времени на дорогу, жильё выбирал как можно ближе к автодрому. Цены на проживание различаются: от полутора до 80 тыс. рублей в сутки. Есть и более дешёвые варианты, но в курятнике мне жить не хотелось.
В итоге поселился в домике за полторы тысячи в сутки в Имеретинской низменности. Её перед Олимпиадой-2014 капитально застроили, и теперь в этом районе есть как обычные сельские домики, так и многоэтажные отели. Выбор жилья огромный.
С квартирным вопросом в Сочи связана интересная ситуация. В 2014 и 2015 годах «Формулу-1» проводили в октябре, а в последние два года она проходит перед майскими праздниками. Некоторые домовладельцы забыли об этом переносе и в конце апреля оставили цены типичного межсезонья. А когда увидели, что люди почему‑то активно стали бронировать комнаты, то сообразили, что что‑то не так – слишком большой ажиотаж. Знаю несколько случаев, когда владельцы пытались менять цену в большую сторону уже после бронирования.
Я забронировал комнату в домике за пару недель до Гран-при – так вышло дешевле. В итоге я отдал 6,5 тыс. рублей за пять дней и четыре ночи. И всё это в полукилометре от автодрома.
Что есть и пить
Вопрос с питанием также решился достаточно бюджетно: рядом с домом был сетевой супермаркет. На самом автодроме цены заоблачные: пирожок с картошкой стоит 40–50 рублей, бокал пива Heineken – 200. Эта компания – официальный спонсор «Формулы-1». На территории автодрома можно купить только это пиво.
Если хотите сэкономить на еде, то лучше как следует подкрепиться дома. Пронести что‑то с собой на автодром очень сложно: воды – не больше 500 мл. Можно взять и больше, а охранникам сказать, что это для ребёнка. Но для такого финта вам потребуется ребёнок. Из еды же проносить вообще ничего нельзя, кроме детского питания.
Чем заняться до гонки
Все три дня Гран-при на автодроме и в Олимпийском парке что‑то происходит. В этом сезоне из звёзд выступала группа «Любэ». И я бы даже пошёл на концерт, но в этот раз у меня была журналистская аккредитация, поэтому я почти всё время проводил в паддоке. Там другой мир. Об этом позже.
Покупая билет на гонку, ты получаешь доступ ко всей программе развлечений. Там есть автомобильный музей, в котором можно увидеть Ferrari F40 и знаменитый DeLorean DMC-12 из фильма «Назад в будущее». В Олимпийском парке постоянно проводят какие‑то розыгрыши, мероприятия и автограф-сессии бывших и нынешних пилотов «Формулы-1».
На самой трассе все дни проходили гонки поддержки. Одна из них – довольно свежая серия Mitjet 2L. Её фишка в том, что одни и те же машины могут выглядеть как BMW, Audi, Mercedes и даже ВАЗ. На каркас надевается карбоновый кузов, как оболочка. А так все машины одинаковые. Здесь же проходила гоночная серия Mercedes. Получается, что на трассе почти всё время находятся какие‑то машины.
И самое главное: помимо гонки и квалификации, у пилотов есть ещё три практики, то есть свободных заезда. То есть можно увидеть пилотов и гоночные болиды ещё до квалификации, которая начинается позже.
Гонка
Гран-при «Формулы-1» длится три дня, поэтому такого ажиотажа, как, например, на футбольном дерби «Спартак» – ЦСКА, тут нет. Но когда в день гонки подходишь к автодрому, то видишь тысячи людей в атрибутике F1. Перед самой гонкой проходит парад пилотов. Это, наверное, единственный момент, когда зрители могут увидеть спортсменов без шлемов.
Сочинский этап среди пилотов считается неинтересным – здесь сложно обгонять. На всю трассу есть всего пара участков, где это реально сделать. Но приехать и посмотреть на королевские гонки хотя бы один раз в жизни стоит. Да, машины проносятся мимо трибун очень быстро. Но это же «Формула-1»! Нужно просто услышать этот звук, увидеть своими глазами, как это происходит. Телевизионная картинка с наездами, крупными планами и проводкой машины по дистанции этого ощущения не даёт.
Есть в живом присутствии на гонке и свои минусы. Главный – это отсутствие телеэкранов в зоне свободного размещения (что‑то вроде лужайки на возвышенности, откуда видно проносящиеся машины – прим. авт.). Организовать такие зоны – идея интересная, потому что ты не прикован к своему месту и можешь перемещаться. Но из‑за того, что экрана нет, нереально уследить, кто за кем едет. Это осложняет жизнь тем, кто купил сюда билет (он стоит 5 тыс. рублей на все три дня). На других трибунах экраны есть, и за ходом гонки следить гораздо проще.
Болельщики
Большинство россиян болеют за Даниила Квята, а из иностранных пилотов наши соотечественники, как мне показалось, больше других поддерживают Кими Райкконена. Когда на подиуме объявили победителя Валттери Боттаса, его поприветствовала в основном его же команда Mercedes. А когда назвали имя Райкконена, люди стали скандировать: «Ким-ми! Ким-ми!»
Другой мир
Как я уже говорил, на этом Гран-при у меня была аккредитация от журнала «Спортивная смена». Она позволила мне попасть в паддок – место, где размещены команды, где живут и готовятся к гонке пилоты. Туда даже не всем сотрудникам автодрома можно заходить.
Когда ты идёшь по паддоку, а навстречу тебе шуруют Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Макс Ферстаппен и другие звёзды «Формулы» – те, кого ты до этого видел только по телевизору, а без шлема не увидишь даже на Гран-при, – это очень круто! Можно встретить гонщиков прошлых лет, начиная от Дэвида Култхарда, заканчивая Ники Лаудой. Старина Берни Экклстоун – один из отцов-основателей «Формулы-1» – тоже там регулярно появлялся.
Специально для читателей «Спортивной смены» я попросил Даниила Квята расписаться на обложке апрельского номера журнала, а для мамы взял автограф Дэвида Култхарда: она его просто обожает.