«Нужно федеральное финансирование»
– В области всего один автодром – автоспортивный комплекс «Вираж». Как же у нас картинг развивается?
Павел Ушаков: Есть секции в Губкине и Старом Осколе на станциях юных техников, где картинг ещё остался. Но полноценный картодром со всей необходимой инфраструктурой – только в Белгороде. Он категории А, здесь можно проводить этапы первенства России. Когда сезон начинается, все сюда приезжают. Массовым видом спорта сейчас картинг нельзя назвать, а в СССР им занимались в ДОСААФ, на производствах. Технические виды спорта культивировали, но сегодня должной поддержки государства нет. Спонсоров тоже практически нет. Поэтому на первых этапах должны быть детские спортивные школы. Тогда наши пилоты – не одиночки, как сейчас, – появятся в «Формуле-1», европейских гонках. Отсюда же вырастут инженеры, конструкторы, изобретатели, технические специалисты. Но по сравнению с тем, что было пять лет назад, картингистов всё же стало больше.
– Сколько их у нас?
– Спортсменов около 50. Есть победители первенства России в национальных и европейских классах. Наши юные гонщики достаточно успешны, они уже конкурируют курянами и москвичами. Девочки тоже занимаются – две из Белгорода и одна из Шебекино. Ездят на одном уровне с ребятами. Гонки выигрывают, в призёры часто попадают.
– Зрительский интерес есть?
– На домашних гонках трибуны полупустые. Можно же просто прийти, посмотреть, поболеть – всё это бесплатно. Людям это не интересно, хотя дисциплина зрелищная, стадионная. Не развита у нас спортивная автокультура.
«Если за спиной нет денег, то шансов мало»
– Что нужно для занятия картингом?
– В первую очередь – желание ребёнка и родителей. На первом этапе всё достаточно дёшево. А потом встаёт вопрос о покупке спортивной техники. Машинка, техническое обслуживание, экипировка – траты большие. Поэтому многие талантливые дети заниматься автоспортом не могут. Спонсорство у нас на начальном этапе не развито. И законодательство отчасти этому способствует – у спонсоров нет никаких льгот. Заработанные деньги нужно просто отдать. Кроме престижа, это ничего не даёт.
– Сколько это стоит?
– Хороший, безопасный шлем – 40 тыс. рублей. Комбинезон – порядка 10 тыс. К нему нужно бельё. Ботинки – 6–7 тыс., перчатки – 3–4 тыс., защита рёбер – 5–6 тыс. Машинка в разных классах – по-разному. Шасси – от 2 до 3 тыс. евро. Мотор – столько же. Сиденье, руль, тормоза – ещё 6–7 тыс. евро. В национальном классе машинка дешевле, но потом её обслуживание обойдётся примерно в такую же сумму. И наша промышленность почти ничего для картинга не выпускает. Конкурентных российских шасси нет вообще. Как и качественных шин. В основном всё делается в Германии и Италии.
Автоспорт, как и остальной спорт – бизнес. Здесь есть поставщики запчастей, двигателей, моторов, шин. Есть только идеи сделать национальные классы на российском оборудовании.
– Если какой-нибудь российский картингист громко заявит о себе, то какие у него перспективы? Был Михаил Алёшин, у которого на «Формулу-1» просто не было денег, а нужную сумму он так и не смог набрать.
– Конечно, может такая ситуация возникнуть, когда талантливый человек дойдёт до какой-то ступени, а потом станет никому не нужен. Хорошо, если его где-то заметят, найдут спонсоров, в команду пристроят. Есть такие программы, но они европейские. Там замечают какого-то талантливого мальчишку и ведут его, финансово помогают. В России тоже такое есть, но не в самом начале. И опять же это бизнес. Все знают, что сколько стоит. Например, место в «Феррари» – 30 млн евро. Топовый пилот приведёт с собой ещё спонсора. Все эти вещи взаимосвязаны. И команда получит прибыль от спонсора и гонщика, а спонсор – рекламу.
А что касается заинтересованности... Возьмём не картинг, а другие автогонки. Недавно питерец Алексей Лукьянюк выиграл два этапа раллийного чемпионата Европы. А на третий денег не хватило. Пришлось ехать домой. Если у гонщика за спиной нет денег, то шансов у него мало.
– Что у нас, кроме картинга, в области в автоспорте развивается?
– Да ничего. Всё держится на энтузиастах, которые достают деньги из кошелька и едут представлять наш регион. Картинг тоже лежит на плечах родителей. Мы в этом можем участвовать только трассой и инфраструктурой.
– Как оцените выступления Руслана Фомина?
– В классе «супермини» он самый быстрый и один из самых опытных. Потом будет выступать в KF, KZ.
«Я лучше в «Формуле» буду ездить», – заявил юный гонщик, который находился рядом.
Тренер – это больше, чем тренер
Встретились мы и с механиком и тренером по картингу АСК «Вираж» Денисом Василенко. Он работает механиком в России и в Италии.
– Как удаётся совмещать?
– Да никак, в ущерб семье. По приезде стараюсь заменить отца Фомина – Романа – и ещё одного человека. Потому что, когда меня здесь нет, они всё время трудятся. Помимо тренерства, у меня работа с возможными спонсорами, детвору на медкомиссию вожу, оргвопросы внутри команды решаю. А ещё для подготовки к сезону нужно материалы закупить, с токарями, фрезеровщиками договориться. И тружусь в мастерской по вечерам.
– То есть тренер, получается, чуть ли не всё делает?
Павел: По-хорошему, должно всё это разделяться. Механик, моторист должны заниматься своей работой. Но наши тренеры ещё и настройщики, и логистикой занимаются.
Денис: Да много чем ещё. Например, сегодня занимался доработкой двигателя для радиоуправляемой бензиновой машинки. Подпилил бормашиной цилиндр. В общем, не скучаю.
– Расскажите, как в Италии относятся к автоспорту?
Денис: Я из Москвы гонял туда техничку. Проехал всю страну. Итальянцы повёрнуты на технических видах спорта, с севера до середины страны почти все ими болеют. На границе меня остановила полиция проверить документы. Открыл заднюю дверь, они увидели спецоборудование. Объяснил на ломаном английском, что еду менять картинговые технички. Ну а там имя Фомина написано. И полицейский говорит: «O, Ruslan Fomin!» То есть они знали его. До автодрома, на котором проходили соревнования, было ещё 350 км.
Павел: Ещё один поразительный момент. У нас есть двукратный чемпион мира по квадроциклам Дмитрий Павлов. Про него писали специализированные журналы. Больше его никто здесь не знает. В Португалии, Испании и Италии он звезда! Люди его останавливают сфотографироваться. А в России он никому не нужен.