Trofeo Margutti
– Руслан, расскажи про начало своей международной карьеры.
– Участвовал в европейской гонке во второй раз. В первой, в февральском Winter Cup, неудачно прошёл квалификацию, поэтому всё время стартовал чуть ли не последним. Даже в финал не попал.
– А здесь ты в квалификации пришёл вторым.
– Тут было не важно: первый, второй, третий. У нас была командная тактика: главное – в четвёрку попасть. И мы взяли первые два места. Мой сокомандник первый из-за того, что он сзади меня ехал. Он меня расталкивал. Расталкивающий всегда быстрее лидера.
– Гонка как прошла?
– На старте машинка залилась (когда нажимаешь на газ, а машина не разгоняется – прим. авт.), поэтому из первого поворота я вышел вторым. И попал на внешний радиус. А если туда попал, то один начинает обгонять – и за ним хвост пошёл. Я стал шестым. Мог и раньше всех обогнать, но действовал по стратегии, чтобы не было лишнего обмена позициями. Потому что когда ты обгоняешь кого-то, то к тебе сзади подъезжают. Всё делал аккуратно, за два круга до финиша вернул лидерство. В моём заезде было 55 гонщиков со всей Европы. Самый тяжёлый – Gamoto, одна из лучших команд. Очень быстрая и мощная, но и её смог объехать.
– Сам тактику придумываешь?
– Нет, папа, он же тренер. Очень помогает. Объясняет ошибки, рассказывает про соперников. Он со мной на каждой гонке. В Италии пришлось тактику менять на ходу. Изначально мне нужно было отъехать первым и уехать. А получилась импровизация.
Кумиры и наклейки
– Зрители на картинг ходят?
– Трибуны были заняты: в Италии очень любят гонки. В России ходят меньше, на моей памяти больше всего в Ростове.
– До тебя эту гонку выигрывали Квят и Вартанян.
– Вартанян – великий и очень известный русский автогонщик. Он начал, как только перешёл в супермини, выигрывал, выигрывал и выигрывал – и так до KF дошёл. У него очень хорошая езда и мышление во время гонки.
– Хочешь ездить, как он?
– Нет, я вообще-то хочу, как Квят.
– Кто ещё гоночный кумир?
– Раньше был Себастьян Феттель. Но он перешёл в «Феррари», и теперь за него не болею. Я за «Ред Булл». Обожаю эту команду! Каждый сезон выбираю себе там одного любимчика. Сейчас это Квят.
– Шлем на всех гонках один и тот же?
– У меня их три – для каждой стихии. Гонка и солнечная погода, если погода пасмурная и не гонка, то надеваю другой шлем. И есть дождевой. Они ничем, кроме окраски, не отличаются. А стекло можно менять в зависимости от стихии. Картов тоже несколько, каждый для разной погоды. Моя любимая сухая трасса – солнце. Когда сыро, надо дождевик надевать, одеваться. Мерзнёшь сидишь, холодно.
– Что на шлеме за наклейки?
– Они показывают, в каких гонках я участвовал. Моргутти – самая любимая. Все они могут о чём-то рассказать. Со временем оставляю только самые значимые. У меня один шлем был полностью обклеен.
– Когда картингом начал заниматься, в другой спорт не тянуло?
– С четырёх лет только картинг, больше ничем не занимался. Сейчас ещё шахматами занимаюсь, третий разряд. Учу английский и в спортзал хожу. А свободное от этого время занимаюсь в основном уроками. В этой четверти я много пропускал, поэтому у меня семь четвёрок, троек нет.
– То есть гонки мешают учёбе?
– Не мешают, просто контрольные иногда пропускал.
– Какой любимый предмет?
– Физкультура и труд. Труд очень люблю. Очень интересный урок. Пилишь, строгаешь, по металлу работаешь, чертишь. Это так интересно. Просто обожаю этот предмет!
– Сам можешь машинку починить?
– Мне не нравится техническая сторона, мне нравится ездить. Механика – это совсем не моё. Уроки труда другое – это успокоение и интерес.
– Травмы в гонках получал?
– В последней гонке того сезона на Кубке России в Ростове-на-Дону на последнем круге из последнего поворота нас выходило четверо. Я попал в серединку, меня окружили. Левый подставил колесо, и я перевернулся. Повредил ключицу. Первые секунды боли вообще не чувствовал. Злился, что перевернулся. Самое больное было то, что меня карт накрыл. Больно, когда на тебе 70 кг лежит.
– С четырёх лет ты в картинге. Первый раз помнишь?
– Мой первый тренер – Сергей Подкорытов. У него есть сын Виталик. У нас трассы не было, и мы поехали в Курск. И вот я помню, как он мне показывал трассу. И в первый заезд я не понимал ничего. Потом запомнил трассу. Знаю все трассы чемпионата России. Нет самой простой или лёгкой – все они своеобразны. Дольше всего запоминал Зеленоград.
– Какие планы на сезон?
– В этом поеду в чемпионате России в классе «супермини». В прошлом в мини стал четвёртым, в позапрошлом – третьим. Зимний кубок России выиграл, а в обычном не выступал: там собралось слишком мало участников, и мы решили не ехать.
– Собираешься гонщиком стать?
– Да, выступать в «Формуле-1» мечтаю.
Взгляд из паддока
Елена, мама Руслана, поделилась своими ощущениями от его участия в гонках.
– Муж отдал сына в гонки?
– Да, помню первый раз в Строителе, как он ринулся с места. Страшно было. Понимаю, что это мальчик, надо, чтобы всё-таки мужскими видами спорта занимался, а не девичьими.
– В другой спорт не пытались пойти?
– Футбол ему не нравится. Когда на лёд привели, он сказал: «Вы тут покатайтесь пока, а я вас на бордюрчиках подожду». Не впечатлило его. Так что только гонки. Ещё на скрипке хотел играть. Но мы сначала не повели его, а потом Руслан передумал.
– Какие перспективы в автоспорте?
– Знаете, в Италии нам сказали: «Приезжайте к нам, и будет второй Квят». Ну всё-таки Россия есть Россия... Пока не думали об этом, будем здесь пока ездить. Конечно, хочется увидеть его в «Формуле». В жизни ж всякое бывает. Вот как в Италии получилось: бац! – и первое место. Мы всегда считали, что он может, но в глубине души понимали, что это очень тяжело. В России-то он выигрывает. Это наш первый международный сезон, а в чемпионате России с семи лет ездим.
– Как на гонки добиратесь? Машинку постоянно с собой возите?
– В Белгороде есть картодром, поэтому смысла оставлять карт в какой-то команде нет. Машинка стоит в гараже, возим её на соревнования. У нас есть техничка – фургон «Пежо». Она разделена на две части. Первая часть – диван, телевизор, холодильник, микроволновка. Вторая – для картов и оборудования. Две-три рамы берём с собой на гонки, потому что мало ли что может произойти. За две недели до гонки едем на трассу, тренируемся несколько дней. Потом техничку оставляем там, а сами домой. Без тренировок никак – трассу ту же вспомнить надо, прочувствовать, как они говорят, каждый камушек на трассе.
– Дорогое это дело?
– Да, но в России у нас есть спонсор – SMP Racing. Комбинезон они покупают. А наша первая машинка сейчас в Египте. Мы повезли её туда тренироваться, а потом посчитали, что дешевле её будет там оставить.
– Страшно наблюдать за сыном на гонках?
– Очень. Поэтому я смотрю из зоны механиков. Так спокойнее. К тому же на трибуне кричат всё время «чтоб тебя развернуло», «чтоб он сошёл». В Италии с этим хорошо было – не понимаешь языка. А так да, стыдно сказать, но предпочитаю смотреть из паддока.