Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 августа 2015, 17:52
 Елена Байтингер 6388

Фёдор Жерновой: Литра два из Босфора я выпил!

Как белгородский спортсмен переплыл пролив, разделяющий Европу и Азию

Фёдор Жерновой: Литра два из Босфора я выпил! Фёдор Жерновой. Фото со страницы в «Фейсбуке»
  • Елена Байтингер
  • Статья

Около 2 000 участников. Более 1 300 финишировавших. Расстояние – 6,5 км. Заплыв через Босфор, организованный олимпийским комитетом Турции, стал одним из самых ярких спортивных мероприятий лета. Белгородец Фёдор Жерновой преодолел дистанцию за 1 час 27 минут 33 секунды и поделился впечатлениями со «Сменой».

– Фёдор, как ты решился на эту авантюру?

– Заплыв через Босфор – это одно из знаковых событий, в которых хочет поучаствовать, наверное, каждый пловец или триатлет. А поскольку в моей спортивной жизни были и более серьёзные авантюры, то заплыв через Босфор стал делом техники. Мы в прошлом году уже регистрировались на этот старт, но не успели оформить документы.

В этом году я зарегистрировался на Босфор ещё в январе. Причём уже через несколько минут регистрация была закрыта – все кинулись разбирать слоты. От каждой страны допустимый лимит участников – 200 человек, и русские обычно первыми места раскупают. Я регистрировался несколько раз и несколько раз переводил деньги с карточки, пока они не закончились… Банк списывал деньги, но сайт выдавал ошибку, поэтому я пару недель не знал, удалось ли всем попасть в список участвующих или нет. В итоге лишние деньги вернули, но мой друг Женя, к примеру, остался без регистрации.

– А почему Босфор собирает так много участников?

– Этот заплыв интересен тем, что каждый раз он непредсказуем. В один год можно проплыть легко, а во второй вообще не финишировать. Там важно уметь ориентироваться в воде: в середине пролива есть течение, которое помогает плыть, а ближе к берегам идёт встречное течение. В этом году попутное течение было слабым, поэтому все проплыли на 20–30 минут медленнее. Нельзя заранее гарантировать какой-то исход. Поэтому, наверное, есть смысл поучаствовать в нём несколько раз.

А вообще, Босфор – это звучит. Ты не можешь похвастаться, скажем, что переплыл сто бассейнов, а Босфор – другое дело. Все реагируют на громкие географические названия. Самое сложное, что со мной происходило, – это забег TransAlpine Run по горам (280 км за восемь дней), но он практически ни у кого подобной реакции не вызывает. А вот переплыть Босфор – это звучит ярко. И мне кажется, это очень важно, потому что такие бренды и продвигают спорт в массы. Красивые старты, больше похожие на праздники, могут стать для кого-то важной ступенькой в спорте.

– Поделись же впечатлениями от заплыва! Как водичка?

– Вода отличная – градусов 20. Чистая, вкусная. Да, я много пил (смеётся). На длинных дистанциях спортсменов сопровождают лодочки, к которым можно подплыть и попить. Но Босфор – относительно короткая дистанция, поэтому лодок с водой не было. Солёную воду тоже можно пить – во мне, наверное, пару литров оказалось!

Было круто, конечно, но в плане эмоций я могу быть не совсем объективным. Если бы это был мой первый заплыв, наверное, впечатления были бы более яркими. Мы стартовали вдвоём с моим другом Алексеем – он тоже триатлет, но чуть менее опытный. Для него это был первый заплыв на открытой воде с большим количеством участников. Он был счастлив. Приплыл на пару минут позже, поэтому я видел, какой радостный он выбрался из воды на понтон, полный счастья, и сказал, что это лучшее, что с ним случалось за последнее время. Я же подсознательно сравнивал Босфор с другими стартами, поэтому градус моих эмоций чуть ниже, но не намного.

Фото со страницы Фёдора Жернового в «Фейсбуке»

– В «Фейсбуке» ты написал, что «как соревнование это непонятно». Что ты имел в виду?

– Для меня каждое любительское соревнование, особенно на длинные дистанции, – это некое преодоление себя. Босфор – это отличное, яркое, маркетинговое мероприятие. Заплыв по силам любому достаточно подготовленному пловцу. Поэтому я и написал, что эмоции хорошие, там было очень красиво, но с точки зрения спорта непонятно: у меня было ощущение, что это классный праздник, но не было чувства, что ты что-то преодолел или сам себе доказал. У Лёши, наверное, более правильные ощущения – квинтэссенция эмоций и счастья, потому что для него это впервые. В любом случае заплыв отличный, а всё остальное субъективно.

– Как обеспечивали безопасность участников заплыва? Что нужно было делать пловцу, если он устал и не мог дальше плыть?

– Если кто-то заметит, что у пловца проблемы, его тут же вытащат. Над нами всегда летал вертолёт, а в воде был выстроен коридор из лодок со спасателями. В принципе, можно было зарегистрировать и восемь тысяч участников, но тогда обеспечить безопасность всех было бы сложнее. И, наверное, у кого-то были такие проблемы – усталость или судороги, потому что финишировали не все.
Кстати, о безопасности. В этот раз на Босфоре была приглашённая звезда – австралиец, один из лучших пловцов на открытой воде. На него однажды во время заплыва напали две акулы, а потом появились десять дельфинов и отбили его.

– А в Босфоре нет акул?

– Я не видел. В любом случае нас было больше, и мы могли бы дать им отпор (улыбается). Акулы чаще на сёрферов нападают всё же.

– Босфор переплывали одновременно около двух тысяч человек. Понятно, что все плыли с разной скоростью, но всё же – не было ли давки в воде? Пловцы не мешали друг другу?

– Мы стартовали с трёхэтажного корабля: каждые три секунды в воду прыгали человек по 10–20. Это растянутый процесс. Поэтому давки в воде не было, все быстро расплывались. Сначала я натыкался на чьи-то ноги и руки, но это не мешало. В какой-то момент я даже решил потратить немного времени и плыть медленнее, чтобы всё вокруг рассмотреть. Ведь именно для нас пролив перекрыли на целых четыре часа – такое не часто бывает! Там очень красиво: вокруг виллы, мосты, холмы, деревья, мечети, и ты один посреди залива. Не считая пары человек в радиусе десятка метров.

Фёдор Жерновой с супругой перед стартом в Стамбуле.
Фёдор Жерновой с супругой перед стартом в Стамбуле.
Фото со страницы в «Фейсбуке»

– Как ты готовился к заплыву?

– Опыт старта на воде у меня уже был в рамках Ironman (международные соревнования по триатлону – прим. ред.), но на этот раз я решил позаниматься с тренером, чтобы улучшить технику. Пользуясь случаем, хочу передать моему тренеру Полине Проценко огромную благодарность за тренировки и надзор за мной. Над техникой работать можно бесконечно, и это даёт очень хорошие результаты: ты уже чувствуешь скольжение по воде, понимаешь, как правильно грести. Именно занятия с тренером показали, что я могу плыть лучше и достичь большего. В принципе, я бы проплыл и без этих занятий, но тренер, во-первых, всегда мотивирует, и ты меньше халявишь. Во-вторых, он выжимает из тебя максимум, что ты можешь, и результат оказывается лучше.

– Группа поддержки у тебя была?

– Конечно! Жена и мама. Они уже болельщики с огромным стажем. С женой у нас спортивные соревнования зачастую заменяют пляжный отдых. Маму стараюсь брать с собой как можно чаще: у неё уже много знакомых пловцов, марафонцев и триатлетов. Мне кажется, что наши родители – это одни из самых серьёзных фанатов: у меня мама каждый день читает отчёты триатлетов на сайте trilife.ru и постоянно мне рассказывает, кто где бегает и плавает. Ну и за меня переживает, конечно. Она уже посмотрела два Ironman, TransAlpine Run и вот теперь Босфор. По Альпам я пару дней бегал с перебинтованной, заклеенной ногой, и я даже не знаю, что мама себе думала. Боялась, что у меня всё рассыплется. За Босфор переживала уже гораздо меньше.

– Из каких краёв ждать следующих новостей о спортсмене Фёдоре Жерновом?

– Я мечтаю об ультрамарафоне вокруг Монблана, беге по горам на большое расстояние. Я захотел туда после ультрамарафона в Альпах, но в этом году не набрал нужных очков и не прошёл лотерею. Это очень тяжело, сейчас я к нему однозначно не готов, но именно поэтому и хочется в нём поучаствовать. А из заплывов мечтаю о Ла-Манше. Там холодно, нужно плыть в гидрокостюме порядка 40 км. Пока вообще не понимаю, как это сделать, но это не отрицает того, что это реально. Некоторые мои одноклубники по «Трилайф» переплывали Ла-Манш. У нас вообще такое спортивное сообщество умеренно сумасшедших людей, которое не даёт тебе остановиться. И это здорово! Ведь жизнь – это как велосипед: ты либо двигаешься вперёд, либо падаешь.



Справка. Босфор – это пролив между Европой и Азией, который соединяет Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданелльским проливом он соединяет Чёрное море с Эгейским, которое в свою очередь является частью моря Средиземного. На европейском и азиатском берегах Босфора расположен Стамбул – один из крупнейших городов Турции. Длина пролива составляет около 30 км, глубина на фарватере варьируется от 33 до 80 м. Минимальная ширина Босфора в самом узком месте – 700 м. По одной из легенд, Босфор получил своё название благодаря дочери правителя Аргоса по имени Ио. Она стала возлюбленной Зевса, и, чтобы избежать гнева законной супруги – богини Геры, громовержец превратил прекрасную девушку в белую корову. Чтобы спастись, Ио нырнула в воды пролива, который с тех пор называется «коровьим бродом», или Босфором.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×