После этого турнира он не боксировал четыре месяца. Однако в конце февраля поехал на Кубок Странджа в Болгарию и в финале уже на 40-й секунде нокаутировал местного боксёра, показав, что находится в полном порядке.
Своих конкурентов знаю
— Женя, как ты себя чувствовал в Болгарии, в какой был форме?
— Первый бой дался тяжело. И соперник очень неудобный, и, видимо, сказался четырёхмесячный перерыв в боях. Я не спарринговался очень долго. На сборах перед этим турниром болел. Но в итоге всё получилось. Дальше уже соперники удобные попадались – и чувствовал себя комфортно. Конечно, плана закончить финальный бой досрочно не было. Просто получилось так.
— Как сейчас проходит подготовка к Олимпиаде? Чему уделяется внимание?
— Я недавно вернулся со сборов из Анапы. Потом на небольшом турнире в подмосковной Балашихе провёл два боя. Вышел в полуфинал, но решил сняться и уехал в Белгород – мне было достаточно для практики двух боёв. С 6 апреля вновь командные сборы в Анапе. А 24 апреля переместимся в олимпийский центр «Круглое озеро» в Подмосковье и уже оттуда в Голландию, на международный турнир. Это будут последние предолимпийские соревнования. Потом небольшой отдых и ещё три этапа подготовки к Олимпиаде – в Армении, Кисловодске и Сочи. Насчёт отработки каких‑то элементов: будем отталкиваться от состояния и количества проведённых боёв. Думаю, раньше времени об этом не стоит говорить. Своих основных конкурентов я знаю и под них уже буду подстраиваться в ходе Олимпиады.
— Твой высокий рост и длина рук – это преимущество перед соперниками?
— Да, но этим преимуществом я, к сожалению, не всегда умею пользоваться. И, наоборот, соперники могут воспользоваться тем, что они более скоординированы, опережают меня в скорости. Высокому человеку сложнее в плане движения на ринге.
— А то, что ты левша – это преимущество?
— Думаю, да. Хотя я никогда не был правшой и мне трудно представить. Но считается, что с левшой неудобно боксировать. В сборной России, кстати, много спортсменов-левшей. Наверное, половина состава. Тот же Виталий Дунайцев.
— Как проходит твой тренировочный день?
— Смотря какой этап подготовки. Обычно по три тренировки в день. Если это сбор на выносливость, то зарядка, основная тренировка и вечером либо общефизическая подготовка, либо кросс. Если это уже боевой сбор, то утром зарядка, пробежка, школа бокса, днём – основная боевая тренировка и вечером – кросс или индивидуальная работа с тренером, скоростная работа. Два выходных в неделю. Обычно это четверг и воскресенье. Это нормальный режим, я привык к нему. Физически я уже готов: знаю, как варьировать тренировочный процесс, где сбавить, где, наоборот, добавить. С нами работает команда, массажисты, биохимию сдаём постоянно. Тяжело, конечно, ездить постоянно. 90 % всего времени я на сборах. Буквально неделю в два-три месяца могу побыть дома.
Пример – личный тренер
— Ты выступаешь в весе до 91 кг. Расскажи, трудно ли держать этот вес, приходится ли ограничивать себя в еде?
— Если и приходится контролировать, то чаще всего перед соревнованиями, допустим, за пять дней до их начала. Я могу уменьшить рацион, если у меня будет, например, 2 кг лишнего веса. А так в том режиме, в котором я тренируюсь и выступаю, мой вес стабилен.
— Есть тренерский штаб сборной России. Но всё‑таки присутствие личного тренера играет большую роль. Поедет ли твой наставник Олег Меньшиков в Бразилию?
— Пока мы не говорили об этом, но я очень надеюсь. Во время подготовки Олег Владимирович всегда со мной. Будет возможность – полетит в Рио. Я, конечно, участвовал в соревнованиях и с ним, и без него. Разница чувствуется – с ним гораздо комфортнее. Меньшиков – сильный человек, с которого стоит брать пример. Он обладает качествами, к которым стремлюсь и я: волей, характером, любовью к боксу. Каждый день в зале или на сборах, работает без выходных, несмотря на то что у него шестеро детей. Он тренирует юниорскую сборную России, и я даже езжу с ним на турниры юниоров, где не выступаю. Важно постоянно находиться в режиме, в общении.
— Боксёры из каких стран могут составить тебе конкуренцию на Олимпиаде?
— Вся Европа сильная сейчас, Азия, Куба, латиноамериканские страны. Наверное, чуть отстают африканцы и Океания. Я думаю, каждый соперник будет сильным и на каждого нужно настраиваться, как на последний бой.
— В одном из интервью в прошлом году ты говорил, что после Олимпиады собираешься перейти в профессиональный бокс. Намерения не изменились?
— Сейчас я думаю только об Олимпиаде. Я еду туда защищать честь страны, Белгорода, людей, которые в меня вкладывали душу, силы, время. А после Игр будет видно. Дай Бог, будет медаль. В любом случае я буду восстанавливаться какое‑то время. И дальше подумаю. Не могу сейчас уверенно сказать, что перейду в профессиональный бокс. Главное – здоровье. Если оно будет, думаю, всё возможно. После олимпийского золота любительский спорт нет смысла продолжать. Но нужна хорошая команда, которая у меня в любительском боксе есть. Если удастся такую же собрать для профессионального, то почему бы и нет.
— Говорят, что боксёрам-профессионалам разрешат участвовать в олимпийском турнире. Многие уже отказались, потому что поражения от любителей сильно ударят по их рейтингу. Что ты об этом думаешь?
— Многие великие спортсмены, специалисты выступают против этого. Лично я в это не верю. Хотя уже отобрались на Олимпиаду некоторые боксёры, у которых есть профессиональные бои. В моём весе лицензия есть у немца Дэвида Графа, которую он завоевал через профессиональную лигу бокса. Честно сказать, я ещё не видел его боёв, не разбирал. Возможно, он станет одним из конкурентов.
— Тебя не пугает возможное участие профессионалов?
— Нет. У нас свой вид спорта, у них свой. У каждого вида есть преимущество. Когда любители переходят в профессиональный бокс, им нужно перестраиваться, и наоборот. Своими основными конкурентами я считаю боксёров из любительского ринга.
Чистый вид спорта
— До сегодняшнего дня главный бой в карьере – это финал прошлогоднего чемпионата мира?
— Да, и этот бой получился очень трудным. Кубинец Эрисленди Савон – неудобный, непростой соперник для меня. Я ему до этого уступил во Всемирной серии бокса. На Олимпиаде, думаю, мы снова встретимся.
— Кто‑то из родных, близких поедет тебя поддерживать в Рио?
— Некоторые друзья планировали, но, думаю, далековато. Поедет президент Федерации бокса области Владимир Михайлович Тебекин, ребята из Белгорода. Без поддержки в любом случае не останемся.
— Сейчас в мире большой резонанс вокруг допингового скандала. Как в боксе с этим?
— Бокс – это не допинговый вид спорта. Нет или практически нет боксёров, которых ловят на допинге. Лично я с этим не сталкивался и, думаю, не столкнусь. Бокс – чистый вид спорта, циклический, скоростной, где можно показывать результат без всякой химии.
— Знаю, что успехи в боксе к тебе пришли не сразу…
— Да, поначалу долго ничего не складывалось. Первые серьёзные победы пошли в 17 лет. А до этого никто меня и не знал: не получалось выиграть первенство округа. В 2008 году не смог попасть на первенство России, а через год выиграл и первенство России, и первенство Европы. Но всё это временно. И успех – тоже временно. Нельзя забывать, что сегодня у тебя есть всё, а завтра может не быть ничего.
«В ночных клубах не был ни разу»
— Без бокса жизнь имела бы смысл?
— Всегда жизнь имеет смысл. Просто бокс – это моя жизнь на данном этапе. Он на первом месте. Это моё любимое дело. Всё, что у меня есть, дал мне бокс. И моё окружение всё боксёрское или как‑то связано с боксом. Но, думаю, пройдёт время, у меня будут другие цели в жизни. Жизнь покажет. Мне ещё в школе говорили, и родителям в том числе: «Что он будет после бокса делать? Голову отобьют – и кроме как охранником в ночном клубе нигде не устроится». В итоге уже многие мнение поменяли: я добился каких‑то успехов. Думаю, и в других сферах смогу. А возможно, когда‑то и в тренерской работе.
— Кем бы ты стал, если бы не бокс?
— Наверное, трактористом. Многие в нашей станице шли в ПТУ и учились на трактористов и машинистов. Но в пятом классе я пошёл на бокс и всё… Кстати, мой брат с семьёй до сих пор живёт в Краснодарском крае, у него трое детей.
— Сам о создании семьи пока не думал?
— Отвечу так: жениться пока не собираюсь.
— Если говорить о знаменитых боксёрах, чей стиль тебе нравится?
— Я фанат Сергея Ковалёва. Когда‑то нравились Рой Джонс, Мигель Котто ярко начинал свою карьеру. У Сергея Ковалёва не получилось в любительском боксе добиться больших результатов, но потом он стал жить в спортзале, усиленно тренироваться, и сейчас я не вижу человека, который сможет у него выиграть.
— Свободного времени хоть и мало, но всё‑таки как ты его проводишь?
— Отдыхаю, живу. О здоровье забочусь, подлечиваюсь. По возможности на охоту хожу, на рыбалку. Бокс занимает большую часть времени, но я сам это выбрал. Могу же от некоторых этапов подготовки отказаться, побыть дома, потренироваться. Мне комфортнее на сборах, я в режиме, меня ничего не отвлекает. У меня пока нет семьи, детей, поэтому могу посвятить всего себя спорту.
— А как успеваешь совмещать бокс с учёбой?
— В БелГУ я уже закончил магистратуру на кафедре физкультуры, защитился на пять. Ещё учусь в аспирантуре на кафедре машиностроения в «технологе» – поступил туда после окончания горного университета в Москве. Защищаться пока не планирую – надо выступить на Олимпиаде. А дальше буду готовиться. Проблем с учёбой никогда не возникало. В Белгороде то же самое. Меня даже в «технологе» перевели с платного на бюджет после победы на чемпионате мира.
— Приходилось ли когда‑то пользоваться своими боксёрскими навыками вне ринга?
— Давно это было. Ещё когда начинал учиться в горном университете, насколько я помню. Но подробности не буду рассказывать. Стараюсь сглаживать все конфликты. Да я в принципе не бываю в таких местах, где они могут возникнуть. Ни разу не был ни в одном ночном клубе ни в Белгороде, ни в Москве. Люблю где‑то посидеть в спокойной обстановке.
Три желания
— Ты побывал во многих городах мира. Есть ли среди них любимый?
— Белгород для меня стал родным и в плане карьеры, и в плане отношения людей. В Москве я учился долго, но так и не привык. В Белгороде себя чувствую комфортно. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить президента Федерации бокса Белгородской области Владимира Михайловича Тебекина и всю федерацию. Когда я приехал в Белгород, я уже был боксёром неплохого уровня. Но если бы не помощь федерации – начиная от поездок на соревнования и заканчивая какими‑то бытовыми вопросами, – то дальше я ничего бы не добился.
— Какое твоё любимое блюдо?
— Те, которые приготовлены из морепродуктов.
— Какую музыку слушаешь?
— Высоцкий, Розенбаум.
— Любимая книга?
— «Ликвидатор» Алексея Шерстобитова. В последнее время больше я всё‑таки в Интернете какие‑то фильмы, сериалы смотрю.
— А какие фильмы?
— Понравились военные фильмы: «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие…» – новая экранизация. Правда, старую версию я не смотрел. Вот недавно ещё посмотрел последнюю часть «Чемпионов», «Легенда № 17», «Околофутбола». Не соглашусь с теми, кто говорит, что русского кинематографа нет. Может быть, они ещё не научились снимать, но сам сюжет цепляет.
— Если бы пригласили сыграть в кино, согласился бы?
— Нет, я не учился на актёра. Да и вообще думаю, что спортсмену это не нужно. Нужно заниматься своим делом.
— Ты суеверный?
— Нет. Просто верю в Бога, молюсь. К сожалению, не всегда это делаю. Но перед боями, во время боёв молюсь. Мама молится. От неё и пошло, наверное. Думаю, вера помогает по жизни.
— Если бы золотая рыбка позволила тебе загадать три желания, что бы это было?
— Самое главное – здоровья всем близким, всем, с кем я по жизни связан. Второе – это побольше детей, семью. И третье – добиться успеха в боксе.
— Каков личный девиз Евгения Тищенко?
— Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.