Денис Шпилёв: Футбольный клуб не должен зависеть от бюджетных денег
Президент Федерации футбола Белгородской области подводит промежуточные итоги своей работы
-
Статья
-
Статья
Срок президентских полномочий Дениса Шпилёва истекает весной 2021 года. Продолжит ли он и дальше руководить белгородским любительским футболом? Сколько футбольных школ, по мнению специалиста, нужно Белгороду? Когда лучшие команды региона сыграют против «Салюта»?
На эти и другие вопросы президент Федерации футбола отвечает «БелПрессе».
«За свою работу мне не стыдно»
— Денис Андреевич, вы возглавляете Федерацию футбола уже 6 лет с учётом того, что прежний руководитель Сергей Боженов досрочно ушёл с этого поста. Что в плане развития футбола за это время удалось сделать?
— В первую очередь нужно было начать с развития детско-юношеского футбола в муниципалитетах. Иначе белгородский футбол ждал бы упадок. Считаю, что мы со своей задачей справились. В этом году у нас больше 160 команд только детско-юношеских участвовали в первенстве области. Тренеры повышают квалификацию, проводим полноценные чемпионат и первенство.
А тогда, в 2014 году, было непонятно что, не получалось собрать чемпионат региона, потому что команд не было.
Реабилитировали мини-футбол. Когда я пришёл, проводилась только спартакиада и первенство ветеранов. Сейчас круглогодично турниры по мини-футболу проводим среди детей и юношей. Федерация взаимодействует с комитетом женского футбола: провели первенство области в Старом Осколе с участием пяти команд.
Мне за свою работу не стыдно. Из года в год появляются новые любительские футбольные клубы. Мы создали и активно ведём сайт Федерации, соцсети. Это тоже способствует развитию и популяризации футбола. Ведь основная задача была в том, чтобы люди стали как можно больше интересоваться и развивать любительский футбол.
— Есть что‑то, чего сделать за это время не удалось?
— Совершенству нет предела. Хочется, чтобы некоторые муниципалитеты более ответственно относились к футболу. В федерации работают 4 человека, поэтому мы не можем что‑то делать без людей на местах.
Если в каком‑то районе появляется общественник, который любит футбол, вникает во всё, что‑то проводит – значит, идёт развитие. Но есть районы, которые сидят и ждут: вы нам дайте денег, а мы будем играть, нет – ну и нам ничего не надо. Такой подход. В этом смысле у нас не всё хорошо.
Есть проблемы с уровнем судейства. Не могу поставить судьям отличную оценку.
Всё развитие идёт от того, что тренер закладывает от самого юного возраста до выпускных годов. Поэтому будем продолжать тенденцию тренерских курсов и семинаров.
— В прошлом вы один из самых успешных белгородских арбитров. Почему сейчас ни один белгородский судья не работает в ФНЛ, Премьер-лиге?
— Поколение молодых арбитров отличается от нашего. Иной раз общаешься с ними и видишь, что они не понимают уровень ответственности работы футбольного арбитра. Они это воспринимают как подработку, какое‑то времяпрепровождение. Но нужно выкладываться как в юношеских играх, так и в чемпионате среди взрослых.
Приехал на матч в качестве инспектора Шпилёв – нужно побегать, постараться. Не приехал – можно стоять и из центра поля засчитывать голы. Это неправильное любительское отношение. Если человек к чему‑то стремится, нужно переформатировать себя.
Есть жёсткая конкуренция. Всего в России порядка 300 профессиональных арбитров. И чтобы оказаться в их числе, нужно учитывать все мелочи, быть профессионалом, начиная с самого низкого уровня соревнований. Где‑то слабинку дал – и всё. К сожалению, мы пока только работаем над пониманием этого.
Встроить навыки в большой футбол
— Давайте поговорим о детском футболе. Одной из первых частных футбольных школ стала «Стрела», которую открыли в 2015 году под эгидой федерации. Сейчас подобных школ в регионе очень много. Это хорошо?
— В области их больше 20. Набирают детей от 3 лет. Уже такие школы есть не только в Белгороде и Старом Осколе, но и в других муниципалитетах.
Я этому только рад. Потому что количество всегда будет перерастать в качество. Каждый клуб, школа или центр занимается развитием. От этого только польза. Даже сейчас в каждой команде малышей на первенстве области можно выделить звёздочку. И спасибо людям, которые работают в этих школах. Если у меня есть возможность, я всегда помогу.
Важно, что дают детям на тренировках: какие‑то индивидуальные действия прививают, умение обыграть один в один. И эти навыки ребята должны закреплять на соревнованиях, а впоследствии – встроить в большой футбол.
— В частных школах родители платят за занятия. В государственной ДЮСШ нет. Но ведь там многое тоже за счёт родителей?
— Да, все частные футбольные школы не имеют никакого бюджетного финансирования, а существуют за счёт родительских денег. Говорить о том, что государственные школы бесплатны – значит лукавить. Всё равно есть родительские комитеты, закупка инвентаря, формы, оплата поездок. Бесплатных школ не существует. Нужно смотреть правде в глаза. Наверное, так не должно быть. Но мы исходим из ситуации, которая сейчас есть.
Больших отличий нет. Можно по любому кошельку найти частную школу, чтобы не сильно нагружать семейный бюджет. Что касается тренеров, считаю, что и там, и там по своей квалификации они примерно на одном уровне.
Не всех детей возьмут в спортивную школу, там есть отбор. В частной могут играть пухлячки, дети, которые спят с мячом, но у них не очень хорошо получается. Пусть они просто играют в футбол и получают от этого удовольствие.
— Насколько детские тренеры соответствуют современным требованиям? Учатся ли они?
— Приходят молодые, амбициозные ребята, которые прошли определённую школу пусть и любительского футбола, некоторые – профессионального. Они передают свой опыт детям и сами развиваются как тренеры. Со своей стороны федерация с 2014 по 2020 год провела несколько тренерских семинаров. Приглашали в Белгород ведущих преподавателей Академии школы тренерского мастерства. Более 20 тренеров сдавали здесь экзамены и получили категории С.
На семинарах собирались разные тренеры. Но после выпускных экзаменов они все были объединены одной целью – развивать детский футбол, делать общее дело.
Вижу по молодым тренерам, что они не стоят на месте: ездят на курсы, смотрят обучающие программы, внедряют что‑то в свои тренировочные процессы. И когда я прихожу на соревнования, эту работу видно.
Бывает так, что меняется родительская философия или ребёнок сам говорит: «Всё – ухожу в плавание или лёгкую атлетику». Мы в «Стреле», например, будем только рады, потому что ребёнок через футбол познакомился со спортом и полюбил его.
Пять отделений футбола
— Может ли ребёнок в Белгороде, не уезжая никуда, дорасти до большого футбола? Достаточно ли у нас полей, тренеров?
— Белгородская область наряду с Воронежской по количеству футбольных полей – лидер в Черноземье. У нас их уже около 30 с искусственным покрытием. Мы конкурентоспособны на детско-юношеском, любительском уровне. Ребята выезжают на всероссийские турниры и привозят оттуда медали. Говорить о том, что мы сейчас что‑то делаем не так или тренерский состав не такой, я бы не стал. Да, надо развиваться, не стоять на месте. Как я говорю своим работникам: «Главное – созидать». Федерация и слово «созидать» должны быть двумя составляющими работы вообще областного футбола.
Что касается перспектив детей, самое главное – чтобы в области была профессиональная футбольная команда. Любой мальчишка будет стремиться туда попасть. Сейчас к руководству ФК «Салют Белгород» пришли профессионалы. Они с распростёртыми объятиями встретят любого одарённого мальчишку. Важно, повторюсь, сохранить профессиональный клуб. Не будет его – не будет развиваться и любительский футбол.
— В Юго-Западном микрорайоне строят футбольный манеж и ещё два полноразмерных поля. Кто будет там играть, тренироваться?
— Одного отделения футбола в ДЮСШ для Белгорода катастрофически мало. Мы обсуждали это с руководством области. Считаю, что нужно создавать футбольную школу. Да, это затратно, но какое‑то отделение при областной СШОР планируется. Потому что этот большой футбольный кластер нужно чем‑то заполнять. В это отделение будут входить лучшие футболисты. И некоторые группы «Стрелы» будут заниматься на новых полях.
Предложил такую инициативу в правительстве и управлении физкультуры и спорта. Меня услышали. Срок окончания строительства – 2022 год.
— Новое футбольное отделение – конкурент футбольной ДЮСШ № 6?
— Хочу, чтобы в Белгороде их было минимум пять. Сейчас в одной школе занимается несколько сотен детей. А у нас их тысячи. И в большей степени они ложатся на плечи частных футбольных школ.
— Если откроют государственные школы, что будет с частными?
— Буду только рад отдать детей, но вместе тренерами, которые их ведут. Когда «Стрела» только начиналась, я приходил на планёрки ДЮСШ № 6 и говорил: «Кто набирает такой‑то год рождения, приходите, помогайте нашим тренерам и лучших забирайте». Ни один тренер не пришёл! Потому что для них тогда это было стрессом: что‑то новое, альтернатива традиционной спортивной школе. Постоянно я сталкивался с негативом, всё воспринимали в штыки. Сейчас всё сгладилось.
Частной школе тяжело финансово выполнять такие объёмы работы: каждый год добавляется новый возраст, всё расширяется.
«Всё равно останусь в футболе»
— Весной 2021 года пройдёт отчётно-выборная конференция, где определится, кто будет следующим президентом Федерации футбола. Вы собираетесь выдвигать свою кандидатуру?
— У меня есть силы и желание продолжить работу во главе Федерации. Ещё есть время пообщаться с членами федерации и получить их поддержку.
Но если придёт какой‑то меценат, который скажет, к примеру, что хочет построить восемь крытых манежей и ему нужен статус президента федерации, пусть приходит на моё место. Если я если буду видеть, что человек действительно хочет развивать футбол. А я найду чем заниматься. Останусь всё равно в футболе, есть определённые проекты.
Областная федерация без людей, которые работают в футбольных клубах, спортшколах, просто ничего не значит. Нужно взаимодействие управления спорта региона, правительства, людей на местах и федерации. Если я буду видеть поддержку, то продолжу.
— У вас уже есть какая‑то программа дальнейшего развития?
— Программа у меня одна – нужно продолжать то, что начали. Считаю, мы двигаемся в правильном направлении в плане детско-юношеского, взрослого, женского футбола.
Необходимо дальше обучать наших тренеров, взаимодействовать с органами власти, РФС, консолидировать все усилия, всю футбольную общественность, организации, которые могут участвовать в едином процессе и помогать нам.
— Ветераны белгородского футбола часто вспоминают абсолютное первенство, которое раньше проводилось: «Салют» и тройка лучших команд региона. Почему уже много лет этого нет?
— Нужна заинтересованность всех сторон. Раньше играли с весны до осени, сейчас – наоборот. У «Салюта» свой график. Иной раз окончание сезона или перерыв в ПФЛ не совпадает с окончанием чемпионата области. Люди разъехались, у них свои планы. Много нюансов. Если будет инициатива команд, мы всегда это поддержим двумя руками.
Сейчас «Салют» распустил игроков, в области чемпионат закончился. В организационном плане нужно услышать каждого участника. Ко мне обращались болельщики по этому вопросу, но от самих команд такой инициативы не было.
Футбол и бизнес
— Интересно ваше мнение о том, как правильно должен строиться профессиональный футбольный клуб: за счёт бюджетных или каких‑то частных денег? В России подавляющее большинство клубов финансируют региональные бюджеты.
— Я за то, чтобы любой футбольный клуб не зависел от бюджетного финансирования. Пусть это будет не на 100 %. Но мы видим, что бизнес неохотно идёт в футбол – хоть в любительский, хоть в профессиональный.
В области есть много крупных предприятий, агрохолдингов. Хочется, чтобы они приходили в футбол не потому, что их кто‑то попросил, заставил, а сами этого хотели, получая какие‑то преференции. Например, в виде налоговых послаблений, выделения каких‑то земельных участков. И у клуба должен быть, на мой взгляд, не один спонсор, а несколько.
Хороший пример – детская школа «Спартак Юниор». Туда пришёл человек, который безумно любит футбол. Он бизнесмен. Выкупил франшизу, построил футбольный манеж на ул. Сумской. У него есть планы, он вкладывает деньги и его никто не заставляет это делать. К сожалению, это единичный случай.
— Что с белгородским футболом будет через 4 года, когда закончатся полномочия следующего президента федерации?
— Вижу только положительные тенденции. Люди не хотят стоять на месте. Мы будем двигать друг друга вперёд, привносить что‑то новое. А что‑то новое – это всегда развитие.
Беседовал Сергей Белых