Как работает приложение «Госуслуги.Дом» и почему оно набирает популярность у белгородцев
Сервис в мобильной версии установили уже более 6,5 тысячи жителей
-
Статья
-
Статья
Регион одним из первых в России начал эксперимент по запуску приложения, которое должно сделать прозрачными отношения жителей с организациями в сфере ЖКХ и исключить фальсификации.
Что это за приложение и кто за ним стоит?
Федеральный Минстрой с 2022 года начал апробацию сервиса «Госуслуги.Дом» в пяти регионах России. Белгородская область оказалась в пилоте благодаря высокой цифровизации вместе с Калужской, Омской, Челябинской областями и Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой.
Суть сервиса проста: все отношения в отрасли ЖКХ по всей стране цифровизируются и переводятся в ГИС (геоинформационную систему) ЖКХ.
Созданное на базе этой системы мобильное приложение решили назвать «Госуслуги.Дом» – удобный и уже знакомый россиянам по сервису госуслуг интерфейс позволил быстро адаптировать жителей к использованию нового приложения, которое до конца 2023 года распространят по всем регионам России.
«Основная задача приложения – помочь жителям многоквартирных домов решать вопросы ЖКХ с управляющими организациями. С помощью сервиса пользователи могут направлять заявки, контролировать их исполнение и получать обратную связь. Если ответ управляющей организации их не удовлетворит, то в приложении можно направить обращение в госжилинспекцию», – объяснил суть проекта замминистра строительства Константин Михайлик.
Насколько оно распространено?
К концу февраля 2023 года в Белгородской области приложение установили 1 500 жителей, в конце июня число пользователей перешагнуло за отметку 4 000, а к середине августа, по словам министра цифрового развития региона Сергея Четверикова, составило 6,5 тыс.
Процесс фактически односторонний – те, кто начал пользоваться приложением, уже не возвращаются к очным визитам в управляющие компании и другие структуры.
Сервис «Госуслуги.Дом» стал прорывом для всей отрасли ЖКХ, как и в своё время портал госуслуг или МФЦ, поскольку многократно экономит время и сокращает препоны.
«Приложение «Госуслуги.Дом» позволяет иметь прозрачный доступ к начислениям, возможность оплаты в онлайне и вообще понимать, кто и за что платит в ЖКХ», – подчеркнул Четвериков.
В систему ГИС ЖКХ в регионе уже завели свыше сотни организаций, в том числе управляющие компании, с которыми больше всего сталкиваются люди в повседневности и на работу которых также довольно часто жалуются.
Как зарегистрироваться в системе?
9 из 10 жителей Белгородской области зарегистрированы на портале госуслуг, поэтому с регистрацией на «Госуслуги.Дом» проблем не будет: для входа можно использовать уже имеющийся аккаунт. Эта операция подтвердит личность, что позволит управлять объектами недвижимости, которыми владеет человек.
Если человек ещё не зарегистрирован на «Госуслугах», то сама процедура займёт около 10 минут, а затем при помощи учётной записи следует войти в приложение «Госуслуги.Дом».
Где скачать приложение?
Оно доступно в магазинах приложений RuStore, App Store, Google Play, AppGallery.
При этом если возникают проблемы с поиском приложения в магазинах приложений, то скачать его можно на официальном сайте сервиса дом-госуслуги.рф по QR-коду на картинке.
Как начать работать с приложением?
Как только пользователь авторизировался, он попадает в приложении в раздел «Моя недвижимость». Там размещены данные из базы Росреестра. Проверить наличие сведений о себе можно по ссылке.
Пока отображаются только многоквартирные дома, так как сервис в первую очередь ориентирован на владельцев такого жилья. Но в будущем сервис будет работать и в сегменте ИЖС.
Если в указанном разделе вдруг не оказалось квартиры, которой владеет человек, можно прямо из приложения отправить заявку на добавление недвижимости – после её обработки квартира должна появиться в списке. До того момента, пока техподдержка не проверит данные о квартире, она будет находиться в списке неподтверждённой недвижимости.
Также человек может столкнуться с тем, что данные о его недвижимости в базе есть, но её кадастрового номера нет. В данном случае можно подать заявку в управляющую компанию прямо из приложения, чтобы они добавили номер в систему ГИС ЖКХ. Это происходит в ситуациях, когда у Росреестра объект в базе есть, а в системе коммунальщиков ещё нет.
Как можно взаимодействовать с управляющей компанией в приложении?
Информация об управляющей компании есть на главной странице приложения. Здесь же можно нажать на кнопку «Подать заявку» и официально обратиться в свою УК.
Например, если по дороге домой вы заметили поломанный замок, перила или что‑то ещё, что требует ремонта, можно это сфотографировать (чтобы ремонтники понимали, что именно нужно сделать) и отправить в УК. Важно, что всё взаимодействие фиксируется и на такую заявку компания обязана реагировать. При этом сервис позволяет отслеживать, в какой стадии находится работа по заявке и не просрочена ли она.
В разделе «Куда были потрачены деньги» можно ознакомиться с отчётами УК о том, куда и как были направлены деньги, которые они собирают с жильцов на обслуживание. На главном экране в разделе «Обязанности управляющей организации» можно посмотреть, что должны делать коммунальщики в вашем доме, а также принять участие в опросе о качестве услуг.
Важнейшей функцией «Госуслуги.Дом» стала возможность в онлайне проводить собрания собственников жилья и голосования, которые имеют юридическую силу. Во‑первых, такая схема делает саму процедуру максимально прозрачной и лишает возможности фальсификации – управляющая компания не имеет доступа к систему подсчёта голосов. Во‑вторых, такой способ голосование решает многолетнюю проблему, когда собрания собственников проводились в рабочее время, когда никого нет дома, что лишало собственников возможности принимать ключевые решения о развитии инфраструктуры своего дома.
Все голосования хранятся в архиве, чтобы можно было вернуться к вопросу в случае спорных ситуаций.
В приложении также есть доступ к передаче показаний счётчиков и оплате услуг ЖКХ (как УК, так и поставщикам ресурсов) без комиссии. Это самый удобный способ оплаты коммуналки.
Как контролировать капитальный ремонт?
Специальный раздел «Как изменится ваш дом» на главной странице позволяет отслеживать детали капитального ремонта, в том числе и отчёты строителей. Там находится перечень работ, сроки проведения, статус, информация о взносах и т. д.
Как пожаловаться на коммунальщиков?
Если человек сталкивается с какой‑либо проблемой, он может подать заявку на её исправление. Если УК ответила, но на самом деле проблема не решена, нужно выбрать оценку «Ответом не удовлетворён», а если управляющая организация не ответила на заявку вовремя – «Нет, ничего не изменилось».
Если владелец жилья выбрал эти варианты, он может создать жалобу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и в приложении контролировать, что ответят инспекторы после проверки обращения.
У меня есть другие вопросы о работе приложения
Большинство ответов можно найти в специальном руководстве пользователя, которое создали разработчики приложения или написать по электронной почте организации, которая обслуживает работу сервиса: mpdom@dom.gosuslugi.ru
Сергей Шевченко