Реформа по заявкам. В Белгородской области перезапускают систему обращения с отходами
Умные технологии обеспечат стабильный вывоз мусора и в больших городах, и в отдалённых хуторах
-
Статья
-
Статья
Глава Центра экологической безопасности Сергей Дуюн рассказал, как жители региона помогают перенастраивать систему вывоза и переработки отходов.
С чего началось?
С 2019 года в Белгородской области стартовала так называемая мусорная реформа. Региональным оператором по обращению с отходами стал подконтрольный правительству региона Центр экологической безопасности, который привлекал для вывоза мусора транспортные компании.
В то же время жители региона стали жаловаться на то, что новая схема обращения с отходами не решила давние вопросы: забитые контейнеры, которые подолгу не вывозились, были ощутимой проблемой для многих городов и сёл области.
Летом 2022 года в руководство Центра экологической безопасности (ЦЭБ) пришёл Сергей Дуюн. Его первостепенной задачей стало проверить финансовую эффективность регионального оператора и перенастроить всю систему вывоза, переработки и обращения с мусором.
В конце декабря 2022 года губернатор Вячеслав Гладков попросил белгородцев помочь новому руководству ЦЭБа провести работу над ошибками, которые были совершены несколько лет назад, ещё при запуске мусорной реформы.
«Уважаемые друзья, если у вас есть какие‑то проблемы с вывозом мусора: вы сталкиваетесь с задержками вывоза и его никто не забирает несколько дней – прошу вас сообщать мне в сообщениях с указанием номера дома, улицы и населённого пункта. Мы постараемся проанализировать ситуацию и максимально быстро решить вопрос. Впереди новогодние праздники, и я хочу, чтобы ничто не омрачало их проведение», – заявил Вячеслав Гладков в утреннем обращении к белгородцам 22 декабря».
Предложения белгородцев, а также внедрение современных IT-технологий лягут в основу качественно новой системы обращения с отходами. Речь идёт не только о решении существующих проблем, но и о цифровизации отрасли, что позволит региону создать одну из самых комфортных в России систем обращения с отходами.
В новом году – чётко по графику
Вячеслав Гладков неслучайно обратился к белгородцам с просьбой направлять свои обращения и жалобы именно в предновогоднее время. Дело в том, что проблемы, которые существовали в отрасли с 2019 года, обострялись именно в новогодние праздники. Мусора по понятным причинам в эти дни становится в несколько раз больше, работают перевозчики медленнее, а гражданам тяжело достучаться до местных чиновников, которые должны на проблему отреагировать.
«Мы изучаем соцсети и видим: многие жители области боятся, что в новогодние праздники случится мусорный коллапс. Мы заключаем контракты с перевозчиками, которые обязаны заниматься перевозкой отходов. В то же время, понимая печальный опыт и опасения белгородцев, мы предусмотрели альтернативный вариант. ЦЭБ заранее направил письма в адрес компаний, которые ведут сбор и перевозку отходов, чтобы при необходимости мы с 1 января 2023 года могли арендовать спецтехнику и самостоятельно заняться вывозом отходов. Таким образом мы обеспечим вывоз отходов чётко по графику в самый напряжённый период в году», – рассказал Сергей Дуюн.
Самая сложная ситуация сложилась в Старооскольском городском округе – муниципалитет лидирует по числу жалоб на вывоз мусора (4/5 всех обращений по ТКО касались именно этого муниципалитета). ЦЭБ вмешался в ситуацию, выделил необходимый для вывоза отходов парк техники, так как перевозчики не справлялись. К концу года оператору удалось восстановить регулярность вывоза. У местных жителей остаются опасения, что в новогодние каникулы ситуация повторится.
Сергей Дуюн заявил, что решение всех проблем найдено:
«31 декабря мы подписываем необходимые договоры, и с 1 января 2023 года в Старооскольском округе начинает работу перевозчик, который выиграл тендер. Это компания «Еврологистик». В её распоряжении более чем достаточно техники для жёсткого соблюдения графика вывоза отходов. Здесь всё будет работать стабильно! В муниципалитете проблему с вывозом отходов, о которой активно сообщали жители, удалось решить», – подчеркнул Сергей Дуюн.
Сделать максимально прозрачным
Сама по себе реформа крайне необходима. Она позволяет создать высокотехнологичную систему перевозки, переработки и захоронения отходов. Благодаря реформе Белгородская область стала одним из регионов-лидеров в России по объёму перемен в отрасли: в регионе обновился парк контейнеров, появилась новая специализированная техника, началась цифровизация отрасли (и даже контейнеров) и предлагаются новые проекты по развитию культуры правильного обращения с отходами.
Однако проблем избежать не удалось. Региональные власти и новое руководство ЦЭБа решили разобраться, почему по всей области постоянно возникают перебои с вывозом отходов. За полгода работы новой команды в ЦЭБе прошёл целый ряд проверок. По словам Сергея Дуюна, они помогли найти менеджменту корень проблем, с которыми сталкивается региональный оператор:
«Есть целый ряд проблем, с которыми я столкнулся с приходом в ЦЭБ. Всё начинается с финансов. Сегодня у регионального оператора есть кредиторская задолженность. С новой командой мы провели аудит и выяснили, что основная часть долгов возникла из‑за некорректных расчётов за услугу по захоронению и транспортированию ТКО. Если точнее – для расчёта неправильно принимались единицы измерения ТКО (было в кубометрах, а надо было – в тоннах – прим. ред.)».
Объём задолженности регионального оператора к моменту смены руководства в ЦЭБе достигал 600 млн рублей.
Несмотря на внушительную сумму долга, менеджменту удалось начать финансовое оздоровление компании без ущерба для её деятельности. Благодаря этому долговая нагрузка уже начала снижаться.
Также ЦЭБ выявил, что перевозчики завышали данные по объёму якобы доставленного на полигоны мусора. Компания провела перерасчёт оплаты за их услуги с учётом реального объёма вывоза и потребовала вернуть часть денег, но с этим пока согласились не все. Также оператор столкнулся с неготовностью отдельных участников рынка работать по новым,прозрачным правилам в жёстком соответствии с законодательством. Те начали вывозить мусор, нарушая график. И это до сих пор приводило к новым и новым жалобам жителей на некачественно оказанные услуги по обращению с отходами.
Сергей Дуюн заявил, что главная задача новой команды ЦЭБа – сделать все шероховатости мусорной реформы незаметными для жителей:
«Идеально работающая система – та, которую люди вообще не замечают. Мы работаем над тем, чтобы выполнить требования жителей. В чём они заключаются? Мусор из контейнеров прежде всего должен вывозиться строго по графику. Отходы должны идти на переработку или утилизироваться в соответствии со всеми требованиями экологического законодательства. Граждане хотят видеть чистые и исправные мусоровозы на улицах. Всё остальные нюансы – экономические споры, расчёты людей не волнуют. И это правильно. Это задача менеджмента. Мы не должны никому рассказывать, почему что‑то не получается. Мы работаем для того, чтобы всё работало как часы».
При существующих настройках, по мнению Сергея Дуюна, система обращения с отходами не могла работать стабильно. Объём ущерба, который нанесён неверными механизмами расчётов, ещё предстоит установить во время судебных разбирательств. Региональный оператор намерен публично говорить обо всех ранее работающих схемах и расчётах, которые считает сомнительными.
К слову, требования жителей сделать расчёты в отрасли максимально прозрачными в руководстве ЦЭБа считают оправданными: вся система построена именно на платежах белгородцев, и они имеют полное право знать, куда расходуется каждый рубль. Такая прозрачность – часть новой политики компании.
Как умные технологии помогут вовремя вывозить мусор?
С 1 января 2023 года ЦЭБ оптимизирует всю работу по транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Термин «оптимизация» часто ассоциируется с чем‑то негативным, но не в этом случае: оптимизация как раз должна решить целый ряд проблем со сбором отходов.
Оздоровление всей системы ЦЭБ решил вести при помощи умных технологий, чтобы исключить человеческий фактор и, наконец‑то, показать жителям области реальную пользу от мусорной реформы.
Для этого всё, что связано с отходами, переводят в цифру. В 2022 году оцифровали контейнеры и площадки в общегородских местах сбора мусора и у юридических лиц – это первый этап. Кроме того, ЦЭБ модернизирует базовый программный продукт «Управление отходами» от крупной российской IT-компании «Большая тройка». Софт позволяет выстроить оптимальную логистику вывоза мусора и его доставки к полигонам и местам переработки.
Также ЦЭБ обратил внимание на то, что отходы в контейнеры, предназначенные для жителей, часто выбрасывают юрлица и предприниматели, которые уклоняются от заключения договора с региональным оператором.
«К сожалению, не все хозяйствующие субъекты в регионе заключили договор на оказание услуги «обращение с ТКО» и выбрасывают отходы в контейнеры, предназначенные для населения, тем самым перекладывая бремя оплаты на физических лиц», – подчеркнул Сергей Вячеславович.
Зачастую объём мусора у предприятий оказывается в несколько раз выше, чем у местных жителей. В итоге люди вынуждены наблюдать на площадке для сбора ТКО постоянно переполненные контейнеры.
Сергей Дуюн отметил, что ещё с 1 января 2019 года все ИП и юрлица обязаны заключить договор с регоператором. В противном случае ЦЭБ вправе обращаться в арбитражный суд и взыскивать задолженность, так как всё это время фактически компания выбрасывала мусор, а оператор его вывозил и утилизировал. В 2023 году оператор ужесточит контроль за заключением договоров. Когда бизнес перестанет использовать контейнеры для населения, люди заметят разницу.
Как помочь ЦЭБу улучшить систему обращения с отходами?
Сергей Дуюн отмечает, что жалобы и обращения белгородцев крайне важны: основываясь на них, оператор исправляется все недостатки мусорной реформы и выстраивает новую систему, к которой у жителей области не будет столько претензий. Мусорная реформа 2.0 станет качественно новым шагом развития отрасли.
«Идёт перенастройка системы, мы оптимизируем процессы, чтобы выйти на качественно новый уровень. Для этого важно получать обратную связь от людей. Без такого взаимодействия, без информации о проблемах, с которыми сталкиваются жители области при получении услуг по вывозу мусора, мы не сможем вывести предприятие на качественно новый уровень. Поэтому ждём информацию о проблемах и будем рады конструктивным предложениям», – указал руководитель ЦЭБа.
Поэтому предложение Вячеслава Гладкова в адрес жителей сигнализировать о недостатках по‑прежнему актуально. Также белгородцы могут направлять свои идеи, которые позволят оптимальнее настроить вывоз мусора.
На сайте ЦЭБа есть кнопка «Сообщить о проблеме». У регионального оператора работает горячая линия 8 800 200–75–19. Также ЦЭБ начал принимать сообщения в мессенджерах WhatsApp, Telegram, Viber. Номер телефона для связи в них +7 929 003–74–39.
«Сюда можно писать круглосуточно, а заявки рассматриваем в течение рабочего дня и оказываем помощь потребителям по вопросам, связанным с вывозом ТКО, корректировкой начислений за услугу, заключением договоров. Мы открыты для потребителей: я и мои заместители по направлениям деятельности еженедельно проводим личные приёмы. Мы всегда рады обратной связи, поскольку именно это позволяет нам совершенствоваться и повышать качество обращения с ТКО», – заключил Сергей Дуюн.
Записаться на личный приём можно по телефону (4722) 25–70–44, доб. 334.
Сергей Шевченко