«Мы на этом не зарабатываем». Что происходит с тарифами на ВДГО в Белгородской области
Белгородская облдума считает, что тариф на обслуживание газового оборудования должно регулировать государство
-
Статья
-
Статья
Газовики заявляют, что не зарабатывают на обслуживании оборудования и пытаются выйти в ноль, оказывая эту услугу. Однако тарифы в нашей области существенно выше, чем в соседних регионах.
«Жалоб пошёл вал»
С сентября 2017 года периодичность обязательной проверки и обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) изменилась с 1 раза в 3 года до ежегодной. Так решили в федеральном правительстве, учитывая большое количество в России ЧП с газом из‑за неисправности оборудования.
В то же время тарифы на обслуживание не снизились – фактически на владельцев жилья легло повышенное финансовое бремя. Это вызвало шквал жалоб и со стороны белгородцев.
Глава региона Вячеслав Гладков в марте провёл переговоры о снижении тарифов с гендиректором компании «Газпром межрегионгаз» Николаем Головкиным. Руководитель области обратил внимание на тарифы из‑за непрекращающихся просьб белгородцев повлиять на ситуацию.
«Общаемся уже практически три месяца после того, как они повысили стоимость своих услуг. Повышение очень большое было – по девяти позициям. На проточные водогрейные котлы повышение было с 600 до 1 000 рублей. Жалоб пошёл вал», – отметил Гладков в марте 2021 года, комментируя переговоры с газовиками.
В итоге главе региона удалось договориться о снижении тарифов на ВДГО с 1 апреля в среднем на 20 % по сравнению с теми, что действовали на 1 января 2021 года. А областная Дума обратилась в региональное управление Федеральной антимонопольной службы и попросила проверить обоснованность таких тарифов. ФАС пришёл к выводу, что цены были завышены.
Тарифы снизились, но не все
27 мая на заседание облдумы пришёл гендиректор компании «Газпром межрегионгаз Белгород» Александр Камолин, чтобы обсудить с депутатами ситуацию с тарифами. Он подчеркнул, что рынок не монополизирован и право проводить обслуживание ВДГО в области имеют более 50 организаций. Что касается договорённостей о снижении тарифов, то 20 % – это средний показатель. По некоторым видам оборудования снижение составляет и 40 %, а, например, тарифы на обслуживание газовых котлов остались неизменными.
В то же время спикер облдумы Ольга Павлова отметила, что люди фактически не увидели это снижение и продолжают жаловаться на высокие тарифы.
«Если мы говорим о котле, то в 2020 году это было 1 710 рублей, а с 1 января стало 1 770 рублей и 1 апреля осталось 1 770. Я была в Ровеньском районе, и люди видят, что понижения не произошло, а даже там, где оно случилось, – всё по сути вернулось в прежнее русло, – посетовала Ольга Альбертовна. – Например, проточный водонагреватель в год – 660 рублей было в 2020 году, на 1 января 2021 года стало 1 000 рублей и к 1 апреля снизилось до 745 рублей. То есть если мы сравниваем именно с 2020 годом (а не с 1 января 2021-го), то у нас всё равно рост».
У соседей – иначе
Павлова отметила, что уже обсудила ситуацию с Вячеславом Гладковым:
«Я поставила Вячеслава Владимировича в известность, что есть большие вопросы. Мы с ним обсудили эту тему, я показала разночтения, которые есть. Он озадачен и сказал, что будет глубоко заниматься этим вопросом».
Также спикер привела в сравнение тарифы на ВДГО в соседних областях. На этот фактор тоже зачастую ссылаются белгородцы в своих жалобах. Например, обслуживание четырёхгорелочной плиты в Белгородской области стоит 711 рублей, в Воронежской – 305, в Курской – 397. Обслуживание проточного водонагревателя у нас 745 рублей, в Воронежской области – 495, в Курской – 382. Работа с газовыми котлами в Белгородской области стоит 1 770 рублей, в Воронеже – 608, а в Курске – 917.
По словам Александра Камолина, компания «Газпром межрегионгаз Белгород» формирует тарифы исходя из того, чтобы сделать их окупаемыми. Штатная численность службы, которая занимается ВДГО, составляет 650 человек, но 200 мест остаются вакантными из‑за того, что зарплата тут лишь 23 тыс. рублей – платить больше при текущих тарифах невозможно.
«Я не знаю, как они (соседние регионы) строят свою экономику. Варятся в котле или экономически обоснованным делают каждый вид деятельности. У нас экономика строится на том, что каждый вид деятельности должен быть окупаем, – подчеркнул Александр Валерьевич. – Я не зря сказал, что у нас 200 вакансий и мы не можем на 23 тыс. рублей людей принять. У нас 100 приходят и 120 увольняются. И человек, прежде чем выйти на работу, обучается от полутора до трёх месяцев. Мы на этом не зарабатываем. В 2021 году, дай бог, в ноль сведём».
Замкнутый круг
Камолин отметил, что существенных прибылей в компании нет. При выручке 33 млрд рублей годовая прибыль составляет лишь 3 млн рублей.
«Вопрос: за счёт чего платить? Замкнутый круг. А ведь и безопасность надо обеспечивать. В области с начала года по причине дымовых каналов (забитых) – шесть летальных случаев», – рассказал он.
Вице-спикер облдумы Валерий Сергачёв отметил, что все ветви власти в регионе должны добиваться решения о снижении тарифов на федеральном уровне. Он отметил, что «Газпром межрегионгаз Белгород» работает строго по регламентам и лишь выполняет функции, которые диктует экономика. Однако учитывая, что контрольным пакетом компании «Газпром» владеет государство, именно оно и должно принимать решения по проблеме.
«Государство должно принимать решение по дотированию малообеспеченных, либо решение о том, чтобы включить обслуживание ВДГО в регулируемый тариф, то есть в перечень услуг, которые регулируются государством», – заявил он.
Сергачёв предложил подготовить обращение к правительству РФ и также попросил областное правительство начать переговоры с федеральными властями по проблеме.
Ольга Павлова отметила, что если по итогам разбирательств ФАС и прокуратура признает, что тариф всё‑таки обоснованный, то необходимо будет принимать решение по льготам на ВДГО для малообеспеченных белгородцев. К слову, компания намерена оспорить выводы ФАС о завышенности тарифов в суде.
Если же тариф всё‑таки окажется завышенным, то Дума будет настаивать на их снижении. Также она поддержала предложение Валерия Сергачёва о введении ВДГО в число тарифов, которые регулирует государство. Если федеральное правительство примет такое решение, то тарифы на обслуживание каждого вида оборудования ежегодно будет устанавливать не бизнес, как сейчас, а региональная комиссия по ценам и тарифам.
Сергей Шевченко