Причуды тестостерона. Почему появляется акне и как от него избавиться
Врач-косметолог Дарья Исламова раскрыла «Белгородской правде» правду и мифы о подростковых (и не только) прыщах
-
Статья
-
Статья
Приятно видеть, как акне – воспалённая угревая сыпь на лице – преображается в чистую и здоровую кожу. Но за каждым успешным результатом нередко стоит долгая совместная работа врача и пациента.
Жирная кожа, широкие поры
— Дарья Константиновна, к прыщам многие относятся снисходительно. Подросткам обычно говорят: повзрослеешь – всё пройдёт, девушкам заявляют, дескать, родишь и как рукой снимет. Но проходит время, акне не отступает, а на месте воспалений появляются застойные рубцы…
— Главная ошибка состоит в том, что большинство пациентов не воспринимают акне как серьёзную болезнь, а ведь это такой же недуг, как, например, гастрит, язва или гипертония. Как любое хроническое заболевание, оно имеет стадии ремиссии и обострения. При правильно подобранной терапии реально достичь стойкой ремиссии и забыть о воспалениях. Но если не заниматься лечением, то акне может длиться годами.
— Ладно, если бы от акне были только эстетические проблемы. Но для подавляющего большинства это серьёзная психологическая травма: человек теряет уверенность в себе. Особенно это касается подростков. Почему акне появляется не у всех?
— У этого заболевания есть генетическая предрасположенность. Жирная кожа, широкие поры – всё это заложено в наших генах. Акне начинает развиваться при появлении триггеров. В большинстве случаев пусковым фактором становится пубертатный период, причём мальчики и девочки страдают в равной степени. В переходном возрасте усиленно вырабатывается гормон тестостерон. Он несёт физиологическую функцию: ускоряет рост мышечной и костной ткани, а также влияет на работу сальных желёз, усиливая образование кожного сала.
Как только сальные железы начинают усиленно работать, защитный барьер кожи меняется: при чрезмерной выработке себума (секрет сальных желёз – прим. авт.) состав липидов, входящих в кожный барьер, становится неправильным. Ставшее плотным кожное сало выделяется с трудом.
Наша кожа постоянно обновляется, но в этом случае процесс нарушается: плотное кожное сало слепляет роговые чешуйки, протоки сальной железы закупориваются. В микрофлоре на лице постоянно живёт пропионобактерия акне, которая очень любит бескислородные условия. Поэтому, когда проток сальной железы закрывается и формируется бескислородная среда, она начинает стремительно размножаться, провоцируя воспаление.
— И в этот момент, как в острый период начала любой болезни, нужен врач…
— Но в большинстве случаев пациенты время упускают, потому что родители подростков обычно ссылаются на переходный возраст, после которого проблем с кожей, уверены они, не будет. Лечение отсутствует, нет правильного ухода за кожей, и сальные железы из‑за высокой концентрации тестостерона находятся в постоянном напряжении. Они увеличиваются в размере, поры становятся ещё более широкими и выраженными.
Если пациент обращается в первые полгода развития акне, то, как правило, процесс можно быстро остановить местной терапией у косметолога и грамотным домашним уходом. Чем больше он ждёт, тем сложнее становится ситуация: воспаление ведёт к рубцам, изменённой ткани, которые не убрать никакой процедурой. Всё, что вы сможете сделать, – слегка осветлить их, сгладить рельеф. Но не убрать до конца. Поверьте, легче вылечить акне, чем его последствия. Прыщики уходят, а неуверенность в себе остаётся.
Акне нередко сохраняется у взрослых и может появиться в зрелом возрасте, даже если его не было в пубертатном периоде. Причина в гормонах. Из‑за гормональных изменений акне может активизироваться после родов.
Кожный клещ ни при чём
— Как понять, что у человека именно акне? Порой медицинские центры предлагают сделать немало обследований: от бактериологического состояния кожи до качества кишечной микрофлоры.
— Если речь идёт об истинном акне, то достаточно визуального осмотра, чтобы оценить степень и характер заболевания. Акне может стать сопутствующей проблемой, например, при синдроме поликистозных яичников или доброкачественной опухоли гипофиза. Только в этом случае требуются смежные специалисты – эндокринолог, гинеколог, а также специальные анализы. Но это крайне редкие, единичные случаи.
— Знаю людей, которые удивляли разнообразными способами лечения акне. Кто‑то по рекомендации врачей делал переливание крови из вены в мышцу, кто‑то усиленно сражался с кожным клещом и боялся съесть крошечный кусочек шоколада. Печально, что всё это к положительному результату не привело.
— С подобными заблуждениями я часто сталкиваюсь на приёме. Человек жалуется, что убрал из рациона все молочные продукты и сладости, но прыщи остались. Ошибка думать, что акне связано с питанием: это заболевание исключительно кожное.
Следующий миф, что в акне виноват кожный клещ демодекс. Дело в том, что он нормальный участник микрофлоры кожи, на поверхности которой обитает в разном количестве. В этом нет ничего страшного, даже его чрезмерное размножение грозит не более чем небольшим покраснением, и это никак не связано с акне.
Ещё одно заблуждение: чтобы избавиться от чрезмерной жирности кожи, её намывают буквально до скрипа, смазывают цинковыми болтушками. Но кожу нужно не сушить, а увлажнять. Ведь пересушивание только стимулирует выработку кожного сала.
Фора в три месяца
— Насколько логичен приём антибиотиков при акне?
— Сегодня существуют специальные препараты для лечения, которые действуют на сальные железы. Приём антибиотиков оправдан только для местного применения в острый период и не более чем 7–10 дней, ведь патогенная микрофлора быстро к ним привыкает.
Недавно на приём пришла девочка-подросток с запущенной формой акне, и её маме было очень трудно доказать, что антибиотики дочери не требуются. Сегодня действуют современные клинические рекомендации, новые препараты, но не все врачи хотят учиться, развиваться и внедрять их в свою практику.
Для лечения проблемной кожи успешно используют ретиноиды: это класс химических соединений, которые относятся к структурным или функциональным аналогам витамина А.
Активные вещества снижают секрецию кожного сала, растворяют пробки в устьях сальных желёз, прекращают воспалительные процессы в коже. Важно не только принимать эти средства, но и подобрать грамотный домашний уход.
— Каждый человек с акне наверняка пробовал справиться с ним сам, выдавливая ненавистные прыщи.
— Самолечение, удаление акне в домашних условиях практически всегда сопровождается осложнениями: занесением инфекции, ещё большим распространением воспаления, появлением сосудистых пятен, глубоких рубцов. Сейчас много информации и по лечению, и по уходу, но только специалист подберёт то, что необходимо.
— Как проходит лечение акне?
— Терапию подбирают в зависимости от формы заболевания. Начинаем с простого: местного лечения, это возможно даже при устойчивой форме акне.
Я даю трёхмесячную фору. Если вижу, что местная терапия сдерживает воспаление, продолжаем использовать препараты наружно. Если эффекта нет, предлагаю пациенту применять системные ретиноиды.
Препараты пьют только под контролем врача по определённой схеме с учётом веса пациента и степени заболевания. Раз в три месяца делаем биохимический анализ крови, чтобы видеть, как чувствует себя печень и организм в целом.
Но в моей практике нарушений функции печени из‑за приёма этих лекарственных средств не было. После системной терапии постепенно отменяем препараты и оставляем только уход, чтобы поддерживать кожу в здоровом состоянии.
Важно, чтобы врач дистанционно постоянно был на связи. Лечение длится не один месяц, могут возникнуть различные неприятные проявления, например излишняя сухость кожи. При соблюдении рекомендаций врача и правильном домашнем уходе наступившая ремиссия может длиться не один десяток лет.
Елена Мирошниченко