Не останавливая сердце. Белгородские хирурги провели две операции за один раз
«БелПресса» рассказывает о высокотехнологичных операциях, которые проводят в Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа
-
Статья
-
Статья
На операционном столе 69-летний мужчина с критическими атеросклеротическими поражениями коронарной и брахиоцефальной артерий. Первые кровоснабжают мышцы сердца, вторые – головной мозг.
«Швейная машинка»
Одновременное проведение двух и более хирургических операций одним или несколькими специалистами называют симультанным оперативным вмешательством.
«Процедура уникальна тем, что после аортокоронарного шунтирования прошла каротидная эндартерэктомия. Это надёжная профилактика и инсульта, и инфаркта. Одна хирургическая бригада выполнила две сложнейшие, высокотехнологичные операции. Мы называем хирурга Алексея Павлова, который и провёл оперативное вмешательство, «швейной машинкой», потому что так, как шьёт он, не делает никто. Работает неимоверно быстро, у него всё доведено до автоматизма», – рассказывает главврач больницы Жанна Чефранова.
Операцию по шунтированию коронарных сосудов проводят на открытом сердце, когда для сердечного кровотока формируется обходной путь, минуя поражённые артерии. Её выполняют с помощью фрагментов других сосудов пациента, которые чаще всего берут с нижних конечностей. Хирургическое вмешательство назначают, когда на стенках сосудов откладываются атеросклеротические бляшки. Они сужаются либо закрываются полностью, и мышечная ткань сердца (миокард) испытывает кислородное голодание.
Между шеей и ключицей находится экстракраниальный отдел сонных артерий. Он обеспечивает кровоток головного мозга. Каротидная эндартерэктомия – операция, помогающая снизить развитие инсульта из‑за сужения этой артерии.
Предупредить инфаркт и инсульт
И. о. завотделением кардиохирургии, хирург Алексей Павлов отмечает, что атеросклероз сейчас приобретает масштабы эпидемии.
«У пациента выраженное критическое поражение. Если закрываются брахиоцефальные артерии, возникает инсульт, а если коронарные – инфаркт. Мужчина вовремя обратился, мы выявили его проблемы до момента катастрофы. Учитывая одинаково критические поражения, мы выполнили одномоментную операцию, то есть прооперировали сонную артерию и убрали атеросклеротическую бляшку. Это минимизирует риск развития инсульта. Также восстановили кровоток по основным артериям коронарного русла на работающем сердце. Сердце не останавливали, аппарат искусственного кровообращения не подключали. Это относительно новая методика, технически требующая наличия хороших навыков у хирурга», – подчёркивает врач.
Есть мнение, что, перед тем как начать оперировать на работающем сердце, нужно выполнить тысячу операций на остановленном.
Павлов говорит, что операции, сделанные на работающем сердце, минимизируют отрицательное воздействие хирургического вмешательства. Учитывая, что у пациента большой объём поражения артерий, врачи выбрали наиболее приемлемую для него методику.
«Пациент поступил в относительно стабильном состоянии, но у него был высокий класс стенокардии – боли, связанные с недостатком мышцы сердца. Риск развития инфаркта был очень высоким, мы быстро приняли решение об операции», – объясняет хирург.
Операция длилась около четырёх часов. Затем пациента перевели в реанимацию, где через несколько часов он пришёл в себя. На следующий день врачи переведут его в отделение, где он пробудет 5–7 дней, и, если всё будет хорошо, пациент отправится домой.
750 операций в год
В кардиоцентре выполняют весь спектр кардиологических операций.
«Много проходит клапоносохраняющих операций. То есть, если функция клапана сердца нарушена, мы стараемся её сохранить. Сейчас внедряем миниинвазивную клапанную хирургию. Она лучше, потому что пациент быстрее восстанавливается, нет больших шрамов после вмешательства. Стараемся, чтобы все новейшие методики кардиохирурги применялись у нас в отделении», – продолжает врач.
В региональном кардиоцентре Белгородской областной больницы святителя Иоасафа делают около 750 операций в год, в том числе 500 – на сердце. Каждый день здесь со всей области принимают около 100 пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К лечению пациента подходят комплексно: часто совместно с кардиологами работают неврологи и другие специалисты.
«Развивается служба аритмологии. У нас есть возможность имплантации кардиостимуляторов, мы используем радиочастотную абляцию. С помощью специального катетера делаются небольшие проколы, через которые воздействуют с помощью высокой температуры на очаг повреждения и убирают его. Нет патологического очага – нет аритмии. Никто из соседних регионов не имеет подобного оборудования и опыта лечения», – делится Чефранова.
Летальность после выполнения высокотехнологичных операций в кардиоцентре – меньше 1 %. Это один из лучших показателей в России. Летальность от инфаркта миокарда за первые полгода по области составляет 5 % (меньше на 1,8 %, чем в прошлом году). А среди всех больных с острой сердечной патологией 38 % получают рентгенохирургическое лечение.
«Хороший показатель, но у нас есть возможность охватить ещё больше пациентов», – считает главврач.
Есть с кем расти
Хирурги берут шефство над молодыми специалистами.
«Можно пригласить любого врача, препятствий для этого нет, но более надёжный метод для стабильной работы отделения – вырастить своих, – признаётся Чефранова. – Хорошо, что есть с кем расти. У нас командная организация – молодым специалистам помогают и врачи-узисты, и кардиологи, и хирурги. Это обучение не только технике, но и умению мыслить системно, воспринимать каждого человека в целом и анализировать весь его организм. Методики и самое главное – люди, которые здесь работают на одном из лучших оборудований в стране, а оно ещё и ежегодно обновляется, – залог наших хороших результатов».
Высокую организованность в работе ценят не только молодые, но и опытные врачи.
«Работаю в кардиоцентре два года, до этого оперировал в Астраханском федеральном центре, в Уфе, в клинике при университете. В Белгороде мне нравится чётко отлаженное взаимодействие между разными отделениями. Логистика качественно развита, что позволяет быстро оперировать больных и охватывать большой объём нуждающихся пациентов. Ведь главное в нашей работе – помочь как можно большему количеству людей», – заключает Алексей Павлов.
Маргарита Грачёва