Как в Белгородской области развивается телемедицина
«Белгородские известия» рассказывают о белгородском Центре телемедицины, который работает уже второй год
-
Статья
-
Статья
Достаточно зайти на сайт Gostelemed.ru, указать свой регион и ввести данные медицинского полиса, чтобы получить онлайн-консультацию врача общей практики или узнать об особенностях лечения ковида на дому. Центр телемедицины действует на базе областного центра медпрофилактики.
Не выходя из дома
«Этот сайт привязан к порталу госуслуг, – комментирует врач областного центра медпрофилактики Маргарита Подобед. – Все консультации у нас бесплатные. Главное, иметь под рукой смартфон или ноутбук. А дальше в личном кабинете можно выбрать любое удобное время для консультации и записаться к доктору. Но надо понимать, что задача Центра телемедицины – это больше профилактика различных заболеваний или контроль лечения. И такой видеоприём возможна уже после того, как пациент был осмотрен очно».
По словам специалиста, сайт позволяет даже загрузить результаты всевозможных исследований, которые уже успел пройти пациент. С этими данными доктор и будет работать. В штате врачей Центра телемедицины есть свой лаборант, интерпретирующий результаты анализов, а также педиатр на случай, если подобная консультация потребовалась ребёнку. Такой подход позволяет разгрузить врачей в поликлиниках, назначить или скорректировать лечение, если возникли какие‑то побочные эффекты или не подошёл тот или иной препарат. А также экономит время и нервы пациентов, которые могут получить консультацию грамотного специалиста не выходя из дома.
Всё о ковиде
Однако, как отмечает Маргарита Александровна, львиная доля обращений за последний год связана, конечно, с ковидом.
«Мы проводим очень много консультаций, которые касаются реабилитации пациентов после перенесённой коронавирусной инфекции, – подчёркивает доктор. – В том числе рассказываем о методах восстановления, рекомендуем дыхательные практики. Более того, мы отслеживаем состояние пациентов, поддерживаем с ними связь, чтобы узнать, как они чувствуют себя, и, если это требуется, корректируем план лечения».
По словам Маргариты Подобед, многие пациенты обращаются в Центр телемедицины, чтобы получить консультацию по вакцинации от ковида. Одни опасаются делать прививку и выясняют, нет ли у них противопоказаний, другие уточняют, какие побочные эффекты возможны после процедуры и как правильно на них реагировать.
Одна онлайн-консультация рассчитана на 15 минут. Однако довольно часто пациент записывается повторно, если он не успел получить ответы на какие‑либо вопросы.
В одной команде
У общения с доктором через Центр телемедицины есть и ещё одно неоспоримое преимущество. Перед приёмом пациент имеет возможность сформулировать свои вопросы для врача и оставить их на сайте. А он в свою очередь может изучить их до видеозвонка и обсудить какие‑то спорные моменты с коллегами.
«Ситуации бывают разные, – поясняет Маргарита Подобед. – Иногда обращаются люди с детьми. Тогда мы привлекаем штатного педиатра. Лаборант оценивает результаты анализов. Есть врач общей практики. В итоге принимаем коллегиальное решение по разным вопросам. Это тоже большой плюс, когда несколько специалистов работают в одной команде».
Однако, если заходит речь об узких специалистах, врачи отвечают однозначно. Такие доктора могут проконсультировать исключительно после личного общения. Ведь пациента нужно не только опросить, но ещё и осмотреть.
«Какие‑то состояния мы не можем лечить дистанционно, – говорит Маргарита Александровна. – Лично я, например, учитывая свой опыт, не рискнула бы делать назначения на первом онлайн-приёме. Разве что какой‑то комплекс обследований можно предложить пациенту, УЗИ или назначить анализы, учитывая его жалобы. Потому что одно дело, как пациент описывает своё самочувствие, другое, – как он при этом выглядит, каково состояние кожных покровов, дыхание и так далее. Ведь клиническое мышление нарабатывается годами».
Нужно время
Тем не менее, как отмечает врач, далеко не каждый готов к общению с доктором в таком новом формате. У кого‑то существует определённое недоверие к онлайн-консультациям, кто‑то не понимает, как это сделать технически. Но успешное функционирование Центра телемедицины доказывает, что такая помощь всё‑таки востребована. И с каждым днём желающих получить онлайн-консультацию становится всё больше.
«Нужно время, чтобы привыкнуть, – подводит итог Маргарита Подобед. – Мы постепенно придём к такому формату работы. Особенно учитывая наши нынешние ограничения и нежелание обращаться по каким‑то незначительным поводам в лечебное учреждение. Я считаю: лучше задать вопрос грамотному специалисту хотя бы таким образом, чем ждать, что тот или иной симптом пройдёт самостоятельно».
А как в частных клиниках
Опыт некоторых частных клиник Белгорода говорит о том, что общение с узкими специалистами посредством видеосвязи всё же возможно, но с некоторыми оговорками:
«Наша клиника подключена к всероссийскому приложению iBolit, которое пациент может установить на свой смартфон совершенно бесплатно, – рассказывает врач-невролог Сергей Стороженко. – В нём он указывает свой пол и возраст, а дальше может записаться на приём в ту или иную клинику, которая предоставляет такую услугу, к узкому специалисту в аудио- или видеоформате. В защищённом чате пациент может загрузить файлы своих обследований и результаты анализов, чтобы доктор мог изучить их до консультации. Но есть свои нюансы».
По словам невролога, первичный приём через такое приложение невозможен, потому что грамотно поставить диагноз и назначить дополнительные обследования пациента можно только после его осмотра. Но вторичную консультацию для изучения результатов полученных анализов и назначения или коррекции лечения можно смело проводить в видеоформате. Это удобно как доктору, так и самим пациентам, особенно если они из отдалённых районов области. С финансовой точки зрения такая консультация также обходится дешевле в среднем на 200 рублей.
Анастасия Состина