«Врач должен лечить». Как в Белгороде изменят схему работы поликлиник
Многочисленные жалобы пациентов и чрезмерная нагрузка на врачей подтолкнули областное правительство к перестройке работы медучреждений
-
Статья
-
Статья
Уже с 1 октября в поликлиниках Белгорода повсеместно создадут отделения неотложной помощи и введут штат администраторов, которые разгрузят работу участковых терапевтов.
Слабое звено
Вячеслав Гладков уже не раз заявлял, что проблемы в здравоохранении вышли на первый план в жизни региона. При этом дефицит врачей, высокий уровень совмещений и надвигающийся сезон ОРВИ могут привести к ещё большей напряжённости в системе здравоохранения.
В связи с этим Гладков обсудил с главврачами поликлиник региона возможные варианты вывода первичного звена здравоохранения из кризиса: именно здесь врачи нагружены больше всего и именно на поликлиники поступает наибольшее число жалоб от белгородцев.
Главврач Белгородской городской поликлиники Ольга Полякова на совещании 21 сентября представила пилотный проект, который должен спасти ситуацию. Он разработан для поликлиники № 6, которая обслуживает около 62 тыс. горожан. Но внедрить его хотят во всех городских поликлиниках.
Неотложка при поликлинике
Сейчас врачи и средний медперсонал задействованы и в плановом приёме больных, и в неотложной помощи, и в проведении вакцинации, и в борьбе с коронавирусом.
Проект же предполагает создание в поликлинике отделения неотложной помощи, куда войдут две врачебные ковидные бригады, сестринская ковидная бригада (берёт мазки на COVID-19), две вакцинальные бригады из врачей и медсестёр, три бригады на неотложном приёме (врач и медсестра). Также в отделение включат невролога, оториноларинголога с медсестрой, офтальмолога с медсестрой, одного администратора и одного оператора. Итого здесь будут работать 10 врачей, 8 медсестёр и 2 сотрудника вспомогательного персонала.
Ольга Полякова отметила, что работать в отделение пригласят в первую очередь студентов-ординаторов первого и второго года различных специальностей. Специфика работы неотложного отделения такова, что здесь сменяемость врачей не будет столь болезненна для пациентов, как в случае с участковыми терапевтами.
Кроме того, в поликлинике должны усилить отделение профилактики, в котором сейчас работают 1 врач и 6 медсестёр. В него придут 2 врача и 3 медсестры.
Разгрузка терапевтов
Главный эффект пилотного проекта должен заключаться в том, чтобы разгрузить семейных врачей, т. е. участковых терапевтов от работы по неотложной помощи. Сейчас в поликлинике № 6 работает 21 врач на 31 медицинском округе. В итоге на одного врача приходится по полтора округа. С учётом неотложных приёмов нагрузка оказывается запредельной, что, естественно, влияет на качество медицинской помощи.
Пока нет достаточного количества медиков, чтобы работать по схеме «1 врач – 1 округ», врачи в поликлиниках по‑прежнему будут обслуживать полтора округа, но на один округ сохранится одна медсестра. Плюс на каждом участке введут новую штатную единицу – это будет администратор.
«Администраторами будут немедицинские работники, которые возьмут на себя всю работу по обзвону, приглашению пациентов, – отметила Ольга Полякова. – Это человек, которого будет знать население прикреплённого участка, это помощник врача».
Таким образом, только на поликлинику № 6 понадобится 31 администратор.
«Люди просто недосмотрены»
Начальник регионального департамента здравоохранения Андрей Иконников заявил, что разгрузка так называемой зелёной зоны – участковых терапевтов – повлияет на всю систему здравоохранения, в том числе сократит количество вызовов скорой помощи.
«У врача освобождается время. Он будет понимать, что занимается диспансеризацией и диагностикой своего населения. Это основные вещи, за которые он отвечает. Эти функции установлены у него в профстандарте, но сейчас они ушли на второй план – первичной стала неотложная помощь. Когда у врача уберём функции по неотложке, у него будет больше время на качественную работу с населением. Это можно будет отследить в том числе по количеству вызовов скорой помощи, количество обращений в неотложку тоже уменьшится, потому что диспансерное наблюдение будет проведено, будет контроль приёма лекарств, а значит, и обострений не будет. Сейчас многие люди просто недосмотрены. У человека пошло обострение, и он сразу обращается в неотложку», – заявил Иконников.
Вячеслав Гладков согласился с тем, что врачам нужны помощники.
«Я категорически согласен с тем, чтобы вывести из зоны ответственности врача всю бумажную работу и ввести администраторов. Это даже не обсуждается – администраторы нужны. Потому что врач должен лечить, для всего остального нужно вводить других людей», – сказал он.
Но 1 врач на 1,5 участка – это, по мнению Гладкова, мало. Он предложил как можно быстрее, в том числе и через федеральные квоты для белгородского медицинского вуза, увеличить число целевых студентов, которые придут в первичное звено.
«Что нам мешает изменить федеральные квоты в университете, чтобы восполнить свою потребность? Мы же этим просто не занимались», – констатировал он.
Своих и чужих больше не будет
Даже сами медики признали, что сейчас врачи делят пациентов на своих (прикреплённых к их участку) и чужих (которые относятся к тому участку, где терапевта нет).
Главврач Старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского Светлана Немцева заявила, что в поликлиниках начали фиксировать аномальную статистику, когда врачи ведут большой ежедневный приём, но диспансерное наблюдение оказывают не всем.
«Теперь же мы официально говорим: пока на вакантный участок врач не пришёл, ты должен отвечать за здоровье пациентов. Это очень важная официальная идеология. Потому что мы заметили ситуацию, когда врач принимает по 60 пациентов, а диспансерное наблюдение ведёт только у 7 из них. Начали разбираться, что происходит? Оказалось, что из 60 только 15 пациентов были с его участка, все остальные – с чужого, и он просто не хочет нести ответственность за их здоровье. Теперь же мы вводим всё официально. Придётся отвечать за этих людей», – отметила Светлана Немцева.
Главврач Губкинской ЦРБ Ирина Кротова отметила, что такая ответственность будет обоснованна, так как с терапевта снимают лишнюю нагрузку и он может увеличить время приёма, чтобы качественно поработать с каждым пациентом, в том числе не с родного участка.
Возвращение врачей
Ольга Полякова отметила, что с запуском пилотного проекта здравоохранение рассчитывает на массовое возвращение врачей, которые покинули свои посты из‑за большой загрузки.
«Вот нам задавали вопрос: куда врачи уходят? А вникуда. Они сидят дома. Говорят, что они идут в частные, но они туда не идут, потому что нет опыта частной работы. Просто сидят и ждут, когда станет лучше. У нас была ситуация, когда медсёстры плакали, но уходили с работы, пока не кончится пандемия, когда они смогут домой вовремя приходить с работы к семьям», – заметила она.
Полякова считает, что если с врачей снимут существующую сейчас нагрузку, часть из них вернётся.
Дальше – Губкин и Старый Оскол
Вячеслав Гладков отметил: если в медицинском сообществе уверены, что новая схема работы поликлиник принесёт реальные перемены, то проект с 1 октября нужно запускать во всех поликлиниках Белгорода. Слишком много сейчас жалоб, и времени на раскачку нет.
«Осень началась, а мы уже с вами испытываем проблемы. Дальше будет только хуже, потому что начнут и дети болеть», – констатировал он.
Только для поликлиник Белгорода на шесть месяцев пилотного проекта (IV квартал 2021 года и I квартал 2022 года) потребуется дополнительно порядка 80 млн рублей. Деньги нужны на привлечение новых врачей и медсестёр, оплату труда администраторов.
Старооскольские и губкинские медики пока будут наблюдать за тем, как пойдёт проект в
поликлиниках Белгорода. Если у них тоже возникнет необходимость в подобной перестройке, правительство готово выделить на это деньги.
«Вопрос стоит не в деньгах. Вопрос всегда в самоорганизации: сможем ли мы этот проект потянуть. У нас самые большие проблемы в Белгороде. Если есть проблемы на таком уровне в Старом Осколе и Губкине, мы готовы их поддержать», – заключил глава региона.
Сергей Шевченко