Как изменились белгородские пациенты за несколько десятков лет
11 февраля – Международный день больного
-
Статья
-
Статья
«Белгородские известия» расспросили врача с 40-летним стажем Нину Дорошкову о том, как менялись пациенты.
Сейчас Нина Петровна – замглавврача по поликлиническому разделу работы Белгородской областной клинической больницы святителя Иоасафа.
О первых пациентах
«По распределению после института я попала в Корочанский район и 30 лет работала там, а последние 10 лет – в областной клинической больнице. По профессии я педиатр. Совмещала работу участкового врача и неонатолога в роддоме. Окончила Самарский государственный медицинский университет, потом ушла в административную стезю.
Одного из первых моих пациентов помню хорошо. Когда транспортировали женщину из дома в больницу на скорой, начались срочные роды. Мальчик родился с асфиксией. Я была как раз ургентным педиатром, меня вызвали… С тех пор я свидетель его жизни, семейного благополучия. Дружу с его родителями, особенно с мамой. Он оставил важный след в моей судьбе.
В Белгороде в первый день работы ко мне обратилась женщина, которая была обеспокоена состоянием здоровья своего супруга. Он действительно сложный пациент, кардиологический. Мы оказали ему квалифицированную помощь, госпитализировали. И вот уже 10 лет дружим с этой семьёй.
Но больше в памяти остаются сложные пациенты. Недавно у нас была жительница одного из районов с диагнозом «боковой амиотрофический склероз» (неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое ведёт к атрофии мышц. Им болел знаменитый британский учёный Стивен Хокинг)».
О самообразовании
«Современный пациент особый с точки зрения его возможностей к самосовершенствованию, использования информационных ресурсов. При этом он стал более недоверчивым. Есть пациенты, которые любят привносить свои познания (не знания, именно познания) о лечении. Бывает, что человек требует обследования или лечения современными методами, которые ему не показаны.
Такой пациент, как правило, заботится не о своём здоровье, а о болезни. Занимаясь самолечением, он упускает период времени, когда надо было обращаться к врачу. Соответственно, утяжеляет течение своего заболевания или вообще обращается на той стадии, когда возможности у нас уже ограничены.
Раньше даже к юным докторам доверие было очень большое, каждое слово ловили. Я работала педиатром, доверяли полностью, слушали беспрекословно. Выполняли все рекомендации, все назначения».
О точках соприкосновения
«Изменилась общая ситуация в мире: нам сложнее найти точки соприкосновения. Прежде чем начать общение – необходимо успокоить человека. Нужно адаптировать, расположить его к себе, а уже потом начинать диалог конкретно по проблеме.
Старение населения, увеличение общей продолжительности жизни, аллергизация, снижение иммунитета – всё это приводит к росту хронических заболеваний и накладывает отпечаток на наших пациентов.
Бывает, когда пациент обращается к медикам, но возможности даже узкой специальности не позволяют поставить диагноз. Надо расширять поиск, привлекать других специалистов, принимать коллегиальное решение.
У нас низкая приверженность к лечению. Анализируя амбулаторные карты, я замечаю, когда по одной и той же проблеме человек многократно обращается. И иногда без положительной динамики. Вроде всё назначили, дали рекомендации, но, к сожалению, ситуация остаётся на месте.
Не все пациенты соблюдают рекомендации врача. Даже не с точки зрения медикаментозной терапии, а рационализации своего образа жизни, питания, режима, отказа от вредных привычек. Элементарный пример. Пациент болеет сахарным диабетом, пьёт препараты, но у него показатели зашкаливают по сахару. Оказывается, что у него в питании преобладают запрещённые продукты. Как только он придерживается здоровой диеты – состояние нормализуется».
О борьбе с самолечением
«Есть пациенты, которые заранее настроены на своё видение проблемы. Мы находим убедительные доказательства того, что человек заблуждается. Например, есть железодефицитная анемия, казалось бы, пей железо – и всё будет хорошо. Нет, это неверно. Причин у этого состояния множество, нужен врачебный осмотр, диагностика. Только после этого мы убедимся в причине дефицита, назначим лечение.
За рубежом часто, прежде чем пойти к врачу, пациент посещает психолога, который корригирует его психосостояние. Должен быть комплаенс (в переводе с английского «соблюдение, согласие, повиновение» – прим. авт.).
Нет такого понятия, как хороший или плохой пациент. Всегда есть жизненные обстоятельства, которые повлияли на его характер. Важно всегда, чтобы пациент слушал рекомендации, выполнял их, доверял своему врачу. Как только возникает доверие – идёт абсолютный положительный эффект и в лечении, и в жизни».
Записала Наталия Козлова