«За себя не переживаю». С чего начнёт работу Андрей Иконников
Первое интервью новый начальник департамента здравоохранения Белгородской области дал «БелПрессе»
-
Статья
-
Статья
Назначение главного врача Белгородской детской областной больницы Андрея Иконникова на должность начальника регионального департамента здравоохранения стало, пожалуй, самым обсуждаемым событием последних дней – причём не только в медицинском сообществе.
К нему внимательно присматриваются все, кто на разных площадках заявлял, что ведомством должен руководить именно врач, человек в белом халате.
Иконников, собственно, и не прячется от этих взглядов. Он родился в селе – в Большебыково Красногвардейского района. После окончания Воронежской медицинской академии им. Бурденко (сейчас это медуниверситет) начинал врачом-неврологом в Алексеевской районной больнице, затем возглавил Красногвардейскую ЦРБ. Детской ОКБ руководил с августа 2019-го.
При этом Андрей Александрович признаётся, что предложение возглавить депздрав стало для него неожиданностью. А своё назначение воспринимает как возможность сделать что‑то полезное для родной области.
На стадион через картошку
— Андрей Александрович, принимая предложение возглавить департамент, советовались с кем‑нибудь?
— С родителями – я всегда с ними советуюсь. Отец каждый раз против моих должностей, он всегда хотел, чтобы я был именно врачом. Мы поговорили, я привёл свои доводы. В общем, родители меня благословили.
— Вы могли продолжить сельскохозяйственную династию, наверняка, с детства помогали родителям?
— Обязательно помогал, сколько себя помню. И я, и брат Алексей. Мой активный детский возраст пришёлся на 1990-е годы, зарплаты тогда были небольшие, и сельский житель сам себя очень выручал – хозяйством, огородом. У нас был огород 40 соток, коровы, куры. Чтобы пойти на стадион в футбол поиграть, нужно было сначала дома всё сделать.
— В детстве, наверное, этот труд воспринимался иначе, хотелось побольше погулять, в речке искупаться, а не картошку полоть?
— Никогда не держал обиды на отца и маму за то, что нужно было помогать. Только благодарность, что приучали к труду. Сейчас время изменилось, мы разъехались, но когда с братом приезжаем к родителям, обязательно помогаем. И детей своих воспитываем так.
— Почему вы выбрали именно профессию врача?
— В школьные годы участвовал в различных смотрах-конкурсах по ОБЖ. Большой блок в них занимала первая медицинская помощь. Мне это очень хорошо давалось, нравилось. В 9-м классе началось изучение анатомии человека – очень интересно, и вообще биология и химия – самые любимые предметы. Постепенно картинка сложилась, в 11-м классе я уже понимал, что буду поступать в мединститут.
— Конец 1990-х и начало 2000-х – время, когда профессия врача не сулила больших заработков…
— В 11-м классе как‑то не думаешь о деньгах, а мыслишь высокими материями. Мне всегда хотелось помогать людям – всем, чем смогу. Поэтому я выбрал профессию помогать людям.
Красивая профессия
— Когда пришло чёткое понимание, что выбор сделан правильно?
— У меня ни разу не возникало сомнения в правильности выбора профессии. Учёба в академии увлекла сразу же. С первого курса я почувствовал, какой это новый, большой, неизвестный пока мне мир – медицина. После 5-го курса выбрал специализацию. Неврология – очень интересная, красивая профессия.
— Красивая?
— Да. Есть специализации узконаправленные, а неврология – очень широкая, всеохватывающая, её нужно познавать долго, всю жизнь. Ни разу я не пожалел, что стал неврологом.
— Наверняка во врачебной практике был случай, который утвердил вас в этой мысли?
— Ординатуру я проходил в Воронежской областной больнице и с самого начала брался за все дела, которые мне поручали. Наверное, моим учителям это приглянулось, и меня к концу первого года [ординатуры], под присмотром наставника, оставляли на дежурство в нейробите – это палата интенсивной терапии для неврологических больных.
Помню, заступил я на дежурство в 16 часов, а в 17:30 – звонок скорой помощи. Везут пациента: мужчина 50 лет, инсульт, ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения). Не разговаривает, правые конечности не работают. С момента приступа прошло 40 минут. Я понимаю, что есть терапевтическое окно – 4,5 часа, когда можно провести тромболизис, убрать тромб и восстановить кровоток в том участке мозга, где произошла катастрофа. Я видел, как это делали старшие товарищи, но чтобы самому, на первом дежурстве… Позвонил заведующему, он говорит: «Ты ведь теорию знаешь? Значит, занимайся. Если что – звони».
Сделали пациенту томографию, кардиолог посмотрел – противопоказаний для тромболизиса нет. Провели процедуру, и буквально на моих глазах, через два часа у мужчины полностью восстановилось движение руки и ноги. Признаков инсульта не осталось. А ведь человек как минимум мог стать инвалидом. Этот случай очень сильно меня воодушевил.
Включать голову
— Кого вы считаете учителем в профессии?
— Практику я проходил в Воронеже – в областной больнице, а после окончания академии пришёл работать в Алексеевскую ЦРБ. У каждого учреждения своя специфика. В областной больнице широкие возможности для обследований, на основании которых врач ставит пациенту диагноз. У районной возможности поскромнее, здесь врачу нужно больше голову включать.
Светлана Леонтьевна Шаповалова, первая завотделением, под руководством которой я работал, помогала как наставник в очень сложных вопросах. А они, разумеется, возникали на старте карьеры. До сих пор могу позвонить ей, знаю, что не откажет в совете.
Когда заместитель главного врача ушла в декрет и мне предложили временно занять её место, я подумал: почему бы и нет? Административные навыки есть: в студенческие годы был старостой общежития.
Первый мой учитель в административной работе – Александр Михайлович Ситник, возглавлявший тогда Алексеевскую ЦРБ. Очень многому научился у него. Тоже до сих пор могу позвонить ему. Год работал под руководством главного врача Ирины Ханиной, учился у неё. Потом мне предложили возглавить Красногвардейскую ЦРБ.
Я никогда не боюсь и не стесняюсь спрашивать. Это правильно. Я же не считаю себя самым умным. Если вижу, что могу больше узнать в профессии, ничего зазорного не нахожу, чтобы спросить.
— Вы с детства стремились к активности, к лидерству?
— Задатки, наверное, есть. Сам себя никогда не хвалю, критику воспринимаю адекватно, если она конструктивная, естественно.
— А были амбиции стать главврачом?
— Даже не думал об этом. После ординатуры собирался работать неврологом, заниматься делом, которому меня научили. Но судьба повернула чуть-чуть в другую сторону – и тут тоже вроде бы получилось, со стороны оценки неплохие.
— Доверяете судьбе?
— Да. Несколько эпизодов в жизни было, когда сомневался, а потом оказывалось, что ситуация сложилась лучшим образом. Поэтому я доверяю судьбе.
Задача поставлена
— Решение возглавить детскую областную клиническую больницу трудно далось?
— Нелегко. Я, в принципе, готов работать. Понимаю, каким образом устроены первичка и стационар. Но есть ещё жена, дети, работа, школа. Больше этот, бытовой момент, волновал – как правильно его организовать. За себя я не переживаю. Задача поставлена работать – я работаю.
— Не было ли у вас внутреннего конфликта между двумя ипостасями – врача и администратора?
— Ещё когда замещал заместителя главврача в Алексеевке, пришлось делать выбор. В ЦРБ поступил томограф. Я пошёл к главврачу: разрешите мне отучиться на рентгенологии, чтобы работать на СКТ. Он ответил: «Ты подумай, кем хочешь быть: администратором или врачом. Административные способности у тебя есть. Если идти по этому пути, то неврологии достаточно». Подумали-подумали, и на рентгенологию я не пошёл.
Внутреннего конфликта нет. Административная работа – тоже ведь очень интересная. Когда организовываешь лечебный процесс и видишь, что он работает, это доставляет удовольствие. Правильно организованный процесс помогает улучшить качество медицинской помощи. По сути, выполняешь ту же задачу, но в большем масштабе.
— В целом у вас уже сложилось мнение о первоочередных болевых точках региональной системы здравоохранения?
— Мой взгляд на систему здравоохранения в целом всё‑таки ещё поверхностный. Кроме тех учреждений, где я успел поработать. Нужно познакомиться с медицинскими учреждениями, накидать себе картину с положением дел в каждом районе и городском округе, поговорить с главами, с главврачами. Тогда я буду понимать, кому и как нужно помочь. Это надо сделать максимально быстро, времени на раскачку нет.
У руководителя департамента задача, можно сказать, двойная: улучшить качество медицинской помощи людям и в то же время сделать так, чтобы врачам и медработникам работалось комфортно.
— В системе педиатрической помощи в регионе есть проблемы?
— Есть. Они решаемы.
Оценки не показатель
— Наличие какого качества для врача вы считаете обязательным?
— Человечность и ответственное отношение к своему делу. Ты пришёл на работу – выполни её так, чтобы, уходя домой, сказать: я сегодня сделал всё, что мог, для людей, которые обратились за помощью.
— Вы себя оцениваете с позиции такого вопроса?
— Оцениваю с тех пор, как начал работать врачом. Могу ли я сегодня идти домой или нужно ещё зайти в палату к больным? Сегодня вопрос звучит так: могу ли я уже идти домой или нужно ещё доработать с документами, или зайти в ковидный госпиталь (на базе детской ОКБ работает отделение для больных с COVID-19 – прим. ред.).
— На что вы обращаете внимание в первую очередь, принимая молодого врача на работу?
— Я беру характеристику. Оценки в дипломе не всегда показатель. Да, понимаю, если человек учился на 4 и 5, то теорию знает хорошо. Другой, может, знает чуть меньше, зато на практике показывает себя лучше. В первую очередь молодому специалисту нужно определить наставника. Я убеждён, что наставничество в нашей профессии очень важно и нужно.
Приходит молодой врач в поликлинику – подвожу к заведующей, говорю: вот вам новый специалист, вы за него отвечаете. Учите, показывайте. Да, как лечить он знает, но таким вещам, как заполнение больничного листа, отношение к пациентам и ещё много чему может научиться только на практике. Если начинающий врач не боится спрашивать – толк из него будет.
Есть над чем работать
— У врачей и пациентов цель, казалось бы, одна: сохранение здоровья. Почему тогда этим двум сторонам так сложно порой даётся взаимопонимание?
— Во всём свои механизмы достижения взаимопонимания. Например, в Европе, когда человек получает медицинский страховой полис, он знает, что в определённое время ему нужно пройти флюорографию, диспансеризацию и т. п. Это его обязанность. В противном случае в следующем году он получит полис в усечённом виде, за некоторые услуги придётся платить. У нас такого нет. Хотя в законе прописано, что каждый человек обязан заботиться о своём здоровье. С пенсионерами в этом плане, наверное, проще найти общий язык. А работающие ссылаются на занятость, приходят к врачу только за больничным. Здесь есть над чем поработать.
— Что для вас сейчас, с учётом занятости, значит здоровый образ жизни?
— Отказ от вредных привычек – я не курю, да и, в общем‑то, не курил никогда (месяц на первом курсе не в счёт). Плюс физическая культура, плавание, лыжи. Недавно удалось покататься с отцом на горных лыжах в Белой Веже (спортивный комплекс в Красногвардейском районе – прим. ред.).
В детстве играл в футбол, волейбол, баскетбол, русскую лапту. По футболу мы были чемпионами района, меня брали вратарём в районную команду. В волейбол играл за команду в академии.
Люблю смотреть футбол на стадионе. В футболе, хоккее и баскетболе болею за ЦСКА, в волейболе – за «Белогорье».
Вообще я предпочитаю активный отдых. Лежать на пляже не люблю. Вместо моря я бы поехал посмотрел на Куликово поле. Или на Ржевский мемориал. Мне это интересно.
Я знаю историю своего родного села, историю своего рода. Считаю так: знать своих предков – значит знать своё будущее.
— Иконниковы – коренная большебыковская фамилия?
— Да, Иконниковых много в селе, были они и среди основателей Большебыково. Мои предки – крестьяне. Здесь изначально жили вольнопоселенцы, не крепостные. Наверное, не дошли туда помещики (смеётся).
Важный навык
— Среди множества сериалов про медицину и врачей у вас есть любимые?
— Из того, что смотрел, нравятся «Страна 03» и «Скорая помощь». Да и вообще, как врачу, мне больше нравится ургент (т. е. экстренная, неотложная медицинская помощь – прим. ред.), чем плановая работа. У меня вся ординатура прошла в ургенте, здесь я чувствую себя на своём месте.
В здравоохранении, в том числе в административной работе, часто возникают такие неотложные состояния, когда нужно решать вопрос здесь и сейчас. Убеждён, что всем врачам нужно пройти через ургент. Экстренная помощь – это очень важный навык.
— Андрей Александрович, в связи с назначением на должность на вас устремлены взоры очень большого количества людей – и коллег, и пациентов. Как вы чувствуете себя в центре такого пристального внимания?
— Я всегда готов вести со всеми диалог. Никогда ни от кого не скрывался, не прятался. Готов общаться, решать вопросы конструктивно.
Беседовала Нелля Калиева