Скрытая угроза. Почему у больных диабетом страдают глаза
Врач-офтальмолог из Белгорода Оксана Решетнякова рассказала «Белгородской правде», как связаны две патологии
-
Статья
-
Статья
На первый взгляд эти две врачебные специальности – офтальмология и эндокринология – имеют мало общего. Но оказывается, немалая часть пациентов узнали, что у них сахарный диабет, именно на приёме у окулиста.
В зоне риска
Сегодня сахарный диабет признан неинфекционной пандемией, им болеет каждый одиннадцатый житель планеты. Причина патологии, считают врачи, – развитие цивилизации. Малоподвижный образ жизни и ожирение, употребление продуктов с высоким уровнем углеводов и консервантами ведут к резкому увеличению числа больных. Коварная болезнь поражает сосуды: страдают почки, нарушается кровообращение конечностей, но чаще всего она затрагивает глаза.
«Сегодня сахарный диабет является одной из самых распространённых причин потери зрения в мире. Но в своей практике я часто вижу, что пациенты с этим диагнозом не знают, к каким глазным патологиям он приводит», – говорит Оксана Решетнякова.
Почему сосуды диабетика, в том числе и глазные, так уязвимы? Токсические продукты нарушенного обмена веществ разрушают капилляры. Кроме того, большинство страдающих диабетом второго типа – пациенты за 50, у которых высокий уровень холестерина, ожирение, гипертония, а всё это ведёт к повреждению сосудов.
«Статистика свидетельствует: человек, пять лет болеющий диабетом, уже имеет диабетическую микроангиопатию – поражение мелких капилляров. Как следствие, нарастает каскад патологических изменений, который ведёт к необратимой потере зрения», – объясняет врач.
Сначала сосуды сетчатки становятся ломкими, проницаемыми, теряют эластичность. Кровообращение сетчатки ухудшается, из‑за чего начинается кислородное голодание тканей. Чтобы его компенсировать, организм образует новые сосуды.
«Но они отличаются по строению от нормальных сосудов: патологически ломкие, плохо выполняют свою задачу, появляются не там, где должны быть. Из‑за этого возникают отёки и кровоизлияния в сетчатку. Впоследствии формируется соединительная ткань, которая замещает световоспринимающую ткань сетчатки и в конечном итоге приводит к её отслоению», – рассказывает Оксана Геннадьевна.
Зрение стремительно падает. Если вовремя не начать лечение, человеку грозит слепота.
От лазера до скальпеля
Как помочь пациенту, страдающему диабетическим поражением сосудов глаз? На начальной стадии врачи применяют бескровный и бесшовный метод – лазерную коагуляцию сетчатки. Этот метод лечения ранней стадии ретинопатии (поражения сетчатой оболочки глазного яблока) признан эффективным во всём мире, у нас его делают по полису ОМС в областной больнице и белгородской горбольнице № 2.
«Области сетчатки, которые испытывают кислородное голодание, прижигают. Больные сосуды выключаются из работы и перестают продуцировать факторы, стимулирующие образование новых патологических сосудов, – говорит Оксана Решетнякова. – Лазерная коагуляция сетчатки радикально останавливает диабетическое поражение сосудов сетчатки. Многие пациенты, которых я наблюдаю и которым вовремя она была сделана, на десятилетия сохранили высокие зрительные функции».
Но при развитых и далеко зашедших стадиях ретинопатии лазерная коагуляция уже не столь эффективна и не всегда приводит к желаемому результату. Ведь если начальная стадия упущена, процесс потери зрения становится необратимым, врач может его только замедлить. Для этого внутрь стекловидного тела глаза вводят препараты, которые останавливают выработку факторов, способствующих развитию соединительной ткани. Если это не помогает, спайки и фиброзную ткань удаляют хирургическим путём. Но это вмешательство задерживает дальнейшую потерю зрения далеко не у всех пациентов.
Диабет беспощаден к сосудам
«Часто загруженный терапевт, на которого сегодня возложено лечение диабета второго типа, выписывает снижающие сахар и поддерживающие пациента препараты, но не успевает предупредить, как важен визит к офтальмологу. И человек приходит уже с жалобами на явные признаки заболевания. А ведь посещать офтальмолога он должен ежегодно», – говорит Оксана Геннадьевна.
Ситуацию усложняет то, что многие не подозревают о своём диагнозе. Считается, что 50 процентов больных пять-десять лет живут с диабетом, не зная об этом.
«Многие поздно и порой случайно узнают о том, что у них сахарный диабет. И нередко – в кабинете офтальмолога, который, увидев типичную картину поражённых сосудов, направит их проверить уровень глюкозы в крови», – говорит специалист.
Многие уверены: если глюкоза в крови не выше 7–7,5 единицы, то осложнения не грозят. Они считают: выполню рекомендации врача, перейду на правильное питание, сброшу вес, займусь физкультурой, и всё будет хорошо.
«Но мой многолетний опыт говорит об обратном. Даже при лёгкой форме диабет агрессивен к сосудам глаза, – предупреждает Оксана Геннадьевна. – Ему всё равно, какой у больного уровень глюкозы в крови, принимает ли он инсулин, таблетки или просто придерживается диеты».
Поэтому даже при отличном зрении и самочувствии регулярное посещение врача обязательно.
Промедление недопустимо
Диабетические изменения сосудов глаз ведут к другой глазной патологии: глаукоме, катаракте. Для многих первым признаком эндокринологического заболевания является сухость глаз. Пациент жалуется на резь в глазах, ощущение попавшего песка, вязкие выделения.
«Когда в организме из‑за диабета нарушаются обменные процессы, слеза меняет структуру, становится патологической, передняя поверхность глаза пересыхает, – объясняет врач. – Глюкоза – благоприятная среда для развития микроорганизмов, поэтому при этом заболевании часто возникают воспалительные процессы конъюнктивы, век».
Всё это требует долгого и кропотливого лечения. Но тут на помощь приходят кудесники, которые со страниц разбрасываемых по почтовым ящикам газет говорят о скором исцелении катаракты, глаукомы и прочих болезней глаз с помощью чудодейственных средств. В надежде на скорое выздоровление больные нередко отменяют назначения докторов.
«А когда после приёма новых капель становится хуже, они возвращаются к врачу. Но время, а с ним и уровень зрения безвозвратно потеряны, – предупреждает Оксана Геннадьевна. – Помните, что лекарственный препарат проходит многоэтапную проверку, и только когда есть доказательная база его результативности, он получает сертификат и считается лекарственным средством».
Елена Мирошниченко