Не один на один. Зачем женщине, думающей об аборте, психолог
Как в Белгороде работает служба психологической поддержки тех, кто столкнулся с незапланированной беременностью
-
Статья
-
Статья
Собеседница «БелПрессы» – психолог консультативно-диагностического отделения перинатального центра Белгородской областной клинической больницы святителя Иоасафа Людмила Стороженко.
По желанию
К психологу женщина обращается в основном по рекомендации акушер-гинеколога либо по собственному желанию. И чаще всего в кабинете она оказывается одна, без мужчины.
«Волею судьбы мы оказываемся один на один в кабинете. Психолог не уговаривает, не отговаривает, он помогает женщине принять единственно верное для неё решение в конкретной ситуации, – рассказывает Людмила Сергеевна. – Задача психолога – помочь сделать осознанный выбор в пользу сохранения беременности либо в пользу её прерывания. Взять ответственность за любое принятое решение, возможно, разделить эту ответственность с партнёром, чтобы в дальнейшем у женщины не возникло чувство сожаления о сделанном».
Часто, обдумывая аборт, женщина в штыки воспринимает настоятельную рекомендацию гинеколога проконсультироваться с психологом. Она опасается, что её будут отговаривать или стыдить. Это распространённое заблуждение, которое дорого обходится психологическому здоровью женщины, сетуют врачи.
«Случается, что женщина сожалеет о том, что оставила ребёнка. Поэтому, проводя консультацию по репродуктивному выбору, мы в том числе готовим женщину к осознанному родительству, – говорит Людмила Стороженко. – Конечно, это здорово, когда принимается решение по сохранению беременности».
Регулировать рождаемость
Причины, по которым белгородки прерывают беременность, часто повторяются: сложное материальное положение, нет своего жилья, мужчина не хочет брать на себя ответственность за будущего ребёнка, проблемы со здоровьём. Есть и те пары, где аборт – способ регулирования рождаемости. Врачи называют такой подход к планированию семьи варварским.
На приём к врачу попадают самые разные женщины. И несовершеннолетние, и те, кому за 40, замужние и нет, с любимой высокооплачиваемой работой и те, про кого говорят «неблагополучные».
Ситуация репродуктивного выбора – чрезвычайная для каждой из них. Всех их объединяют страх, чувство вины, тревога за себя и свою жизнь, за жизнь ребёнка.
«Женщина находится в стрессовой ситуации. Незапланированная беременность может застать её врасплох. Она могла планировать её чуть позже», – поясняет психолог.
Поэтому специалисты советуют не стесняться обращаться на горячие линии для женщин в трудной жизненной ситуации, лично записываться на приём к психологу.
Постабортный синдром
«В большинстве случаев сразу после прерывания беременности женщина испытывает чувство облегчения, что, как правило, является следствием работы механизма психологической защиты, – говорит Людмила Стороженко. – Решение о прерывании беременности должно быть осознанным. Женщина должна понять, что за жизненная ситуация сложилась, в которой она должна принять такое решение. Что к ней привело, какую ответственность она берёт на себя, а какую делегирует партнёру. Понять, сделала ли она всё для того, чтобы в будущем не сожалеть о принятом решении».
При этом забыть всё как страшный сон удаётся единицам. Психолог поясняет, что зачастую аборт имеет отдалённые последствия. Могут проснуться чувство вины, появиться сожаление об упущенной возможности, смешанные чувства, когда кто‑то из близких забеременеет, ночные кошмары, тревога, депрессия. Кроме того, у женщины могут возникнуть проблемы с репродуктивной системой, уже когда она будет готова завести ребёнка, именно из‑за перенесённой психологической травмы. Вкупе такие симптомы специалисты называют постабортным синдромом
«Я чаще всего сталкиваюсь именно с отдалёнными последствиями. Когда женщина приходит на приём, потому что не может забеременеть, а доктор ничего не находит по своей части работы. Приходят с невынашиванием беременности», – рассказывает Стороженко.
По её словам, очень важно обратиться к психологу, если женщина сделала аборт и чувствует тревогу, гнев, периодически её накрывает чувство вины, у неё расстроился сон, нарушено пищевое поведение, появилась какая‑либо зависимость, например от конфет.
Готовность к родительству
«Конечно, работать намного приятнее, когда будущие папы и мамы осознанно подходят на приём, на консультации по поводу ведения беременности, по подготовке к родам, – рассказывает специалист. – По большому счёту проблема абортов намного глубже, чем просто нежеланная беременность. В масштабном плане мы говорим о неготовности к родительству».
Профилактика нежелательной беременности, убеждена Людмила Сергеевна, заключается не только в пропаганде семейных и моральных ценностей, способов предохранения, но и в том числе готовности к родительству, которое начинается с раннего возраста.
Женщина на приёме у психолога учится здраво оценивать ситуацию и видеть положительные и отрицательные стороны. Специалист помогает продумать, что для неё будут необходимо, если она выберет рождение малыша. Потребуется ли ей поддержка родных, мужчины, меры социальной помощи. Наметит план действий: поиск работы, ремонт, улучшение отношений с партнёром им т. д.
В любой ситуации, когда женщина задумывается над абортом, ей стоит обратиться к психологу.
«Помочь принять осознанное решение – значит просчитать последствия максимально. Когда мы можем предугадать последствия, нам уже не таким страшным кажется наше будущее, – говорит Людмила Стороженко. – Я думаю, что женщине стоит воспользоваться рекомендацией доктора о возможности сходить на консультацию к психологу. Каким будет её решение – не знает ни доктор, ни психолог. Выбор, принятие решения остаются за женщиной».
Во II квартале 2020 года в регионе 676 женщин (от 18 до 49 лет) обратились в медучреждения с желанием прервать беременность. Почти для половины из них это были третьи и последующие беременности, для 109 – первые. В основном женщины объяснили отказ от детей социальными и материальными трудностями, в том числе боязнью потерять работу.
Все они проконсультировались с психологами. После этого на аборт решились 463 белгородки. Остальные беременность сохранили: для 85 женщин она была первой, для 128 – второй и последующей.
Наталия Козлова