Когда счёт на минуты. Как в Белгородской области санитарный вертолёт «Ансат» спасает жизни
С пилотами и медиками санавиации поговорили «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Служба санитарной авиации начала работать в регионе 14 октября 2019 года, за несколько месяцев вертолёт Ми-8 сделал 45 вылетов и доставил 45 пациентов. Все они выжили. В середине февраля Ми-8 заменили на «Ансат».
Чем меньше, тем лучше
Вертолёт 2018 года выпуска казанского авиазавода «Ансат» базируется на площадке возле автоспортивного комплекса «Вираж». Здесь же живут и пилоты. Они и техники работают вахтовым методом, пилоты прилетели в Белгород из Москвы. Андрей Головинов и Юрий Харченко раньше были военными лётчиками, у первого около 2 тыс. часов налёта, у второго – 2,7 тыс. часов.
«Мы находимся буквально в 100 метрах от вертолёта. Его подготовка к вылету занимает максимум 30 минут. Для санавиации главное – дальность полёта. У «Ансата» это 400 км, то есть он охватывает всю Белгородскую область. Максимальная скорость полёта – 275 км/ч, крейсерская – 210 км/ч, что позволяет достаточно быстро доставить больного из самых отдалённых участков области», – рассказывает Андрей Головинов.
Максимальная взлётная масса вертолёта – 3,6 тыс. кг. Это позволяет взять на борт двух медиков и одного больного.
«При необходимости можно взять двух больных и одного медработника», – говорит лётчик.
Самым большим плюсом Головинов называет размеры «Ансата»:
«Он меньше Ми 8, что позволяет выполнять посадку в городе в условиях плотной застройки. Минимальный размер площадки – 25 на 25 метров. На Ми 8 это невозможно».
Мы ничего не боимся
Белгородские медики станции скорой помощи прошли специальные курсы по работе в воздухе.
«Приезжали преподаватели из Москвы, рассказывали, как подходить к вертолёту, какие у него есть возможности, отрабатывали навыки оказания помощи в воздухе», – рассказывает врач бригады СМП Лидия Потапова.
Медики говорят, что вертолёт оснащён тем же оборудованием, что и машины скорой помощи. Главным преимуществом санавиации они тоже считают скорость доставки больных.
«Расстояния в области большие, если забирать больного из Чернянской ЦРБ или Ровеньков, то на машине скорой помощи это очень долго, для тяжёлого больного это может быть критично. Мы даём человеку шанс выжить, особенно когда он после ДТП и счёт идёт на минуты», – говорит руководитель оперативного отдела станции СМП Белгородской области Лариса Шарикова.
Летать медики не боятся, ведь на своей работе они сталкиваются с разными случаями.
«Санавиацию вызывают, когда человеку не могут оказать экстренную помощь на месте, например в ЦРБ, когда это может сделать только высокотехнологичная больница, такая как областная, – поясняет Лариса Витальевна. – Вылетает вертолёт и на массовые ДТП, когда тяжёлых или крайне тяжёлых больных очень много и местное медучреждение не может всех принять».
Синхронная работа
Максимальное время доставки человека – 3,5 часа. «Ансат» базируется на «Вираже» для экономии времени. По словам врачей, алгоритм доставки больных отработан как часы.
«Нам здесь удобнее, потому что сюда спокойнее можно подъехать. Аэропорт – режимный объект, в него нужно заранее давать заявку, а это время, которое идёт не в пользу больного», – рассказывает Шарикова.
Алгоритм доставки такой:
«Если ЦРБ уже не может помочь пациенту, то она связывается с областной больницей и просит его принять. Когда та его забирает, то связывается с Единой диспетчерской службой, мы заполняем документы, затем старший врач связывается с авиапредприятием и пилотами: только они могут дать добро на вылет», – продолжает она.
В прошлом году вылеты санавиации несколько раз откладывали из‑за непогоды. Головинов объяснил, что полёты не проводят при тумане, при видимости менее 2 км и силе ветра больше 25 м/с.
«Когда пилоты дают добро на вылет, старший врач передаёт наряд бригаде, она приезжает к вертолёту, у лётчиков уже есть наряд, куда лететь, и они долетают до заранее оговорённого места посадки. А в это время скорая помощь привозит больного. Вертолёт прилетает, больного перекладывают в него и летят в Белгород. Получается полная синхронизация, не бывает такого, что ждём два-три часа друг друга», – говорит Шарикова.
Стоимость работы вертолёта – почти 173 тыс. рублей в час. Эти деньги выделяет федеральный бюджет по нацпроекту «Здравоохранение» для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи. На 2020 год с авиакомпанией заключили контракт на 357 лётных часов. Всего же до конца действия программы, до 2024 года, в регионе планируется сделать более 350 вылетов.
Одновременно с этим в области собираются построить вертолётные площадки в каждом районе и в детской областной больнице. В клинической больнице имени святителя Иоасафа она практически готова к эксплуатации.
Александр Куликов