«Много думаем ни о чём». Чему белгородский доктор научилась в Китае
«Белгородские известия» беседуют с врачом спортивной медицины Татьяной Михайловой
-
Статья
-
Статья
Кандидат психологических наук, заведующая отделением ЛФК и спортивной медицины областного центра медпрофилактики Татьяна Михайлова рассказала о своём пути в медицину и открыла тайну, откуда у неё ответы на любые вопросы и невероятная сила убеждения.
О, спорт!
— Татьяна Владимировна, спортивная медицина, как мне кажется, не самое популярное направление в здравоохранении. Но, судя по вашим регалиям и опыту, вы не могли попасть в неё случайно. Это так?
— Скажу банально: это если не судьба, то ирония точно. Мечтала стать доктором чуть ли не с пелёнок. Любимая игра в детстве – операции, когда я, подражая хирургу, стягивала с пальцев воображаемые перчатки. В мединституте училась очень хорошо, выбрала семейную медицину – хотелось быть одновременно и гинекологом, и хирургом, и терапевтом. Потом пошла в аспирантуру. Чтобы написать диссертацию на тему медицинской психологии, закончила ещё и психологический факультет. Перспективы рисовались выдающиеся, и отношение к спортивной медицине у меня было, мягко говоря, скептическое. Но жизнь направила меня именно в эту сферу. И, как я понимаю сейчас, очень правильно.
— Что обыватели не знают о спортивной медицине?
— Большинство людей не представляет, что нормативные показатели здоровья у обычного человека и спортсмена совершенно разные. И спортивный врач должен знать и те, и другие, сопоставлять их и делать соответствующие выводы. И, самое главное, пациенты спортивного врача – это люди особой субкультуры, ориентированные на здоровый образ жизни. Чтобы помогать сохранять им здоровье, нужно разделять все их жизненные принципы и самому быть в тонусе.
— Вы легко находите язык со своими пациентами?
— Да. В юности я серьёзно занималась спортом, причём жёсткими его видами: мотокроссом, самбо. Поэтому очень хорошо понимаю своих пациентов, поскольку говорю с ними на одном языке.
— Сегодня есть два противоположных мнения о занятиях спортом. Первое: он необходим и полезен. Второе: он ведёт к инвалидности…
— Когда человек занимается спортом для самосовершенствования, то это, конечно, подтверждает первое мнение. А ещё есть спорт больших достижений. Это тяжёлая и серьёзная работа, где действительно больше рисков травмироваться, испытать стресс, повышенные нагрузки. Но, согласитесь, то же самое можно сказать о профессиях грузчика, монтажника-высотника, экскаваторщика. При этом никто не считает, что эти профессии –
прямой путь к инвалидности. В них есть свои правила, которые помогают минимизировать вред здоровью. И в спорте всё ровно тем же образом.
Это не иголки
— Вы в своих выступлениях иногда упоминаете Китай, китайскую медицину. Это серьёзная тема в вашей жизни?
— Настолько серьёзная, что однажды я отправилась в эту страну на несколько лет, чтобы постичь все её древние секреты (смеётся). В какой‑то период жизни я поняла, что не столь эффективна как врач, насколько мне хотелось бы. Решила обратиться к китайской медицине: почему не поучиться у тех, кто практикует более пяти тысяч лет? Тем более что жила на Дальнем Востоке и эта страна была, что называется, через реку. Нашла китайского профессора, который согласился меня учить. Пришлось осваивать язык. Всё происходило очень быстро.
— Семья поехала с вами?
— Да, у неё просто не было выбора (смеётся). Дочери поступили в университет в Харбине, сегодня они свободно говорят на китайском. И я, как родитель, очень довольна, что у них была возможность получить такое образование.
— Что вас особенно потрясло, когда вы стали понимать жизнь в этой стране?
— Коллективизм. Когда ко мне приезжали друзья, я показывала им тот Китай, который полюбила сама. Мы шли в какой‑нибудь дворик, где вечером выносят музыкальный центр и соседи танцуют парами. Не какие‑то буги-вуги, а медленный фокстрот. А поодаль распевал какой‑нибудь маленький коллектив, аккомпанируя себе на народных инструментах. Понимаете, в самой населённой стране планеты в конце дня люди не избегают друг друга, а общаются? Сбрасывают отрицательные эмоции и отдают свою энергию.
— Каково главное отличие мировосприятия у наших народов?
— Профессор, с которым я работала, говорил: «У вас, русских, есть одна проблема – вы очень много думаете никчёмно и ни о чём». Это касается того, что мы постоянно занимаемся самокопанием, по сто раз пережёвываем разные ситуации. Даже если не можем их разрешить. В китайской культуре ничего похожего нет – было, прошло, зачем об этом вспоминать?
— Удалось ли вам постичь главную тайну китайской медицины?
— Секрет её настолько прост, что людям, замороченным на чём‑то сложном, он покажется примитивным и неправдоподобным. Это не иголки, не технологии, не чудо-таблетки. Просто душевному здоровью отводится такое же огромное место, как и физическому. Настройся жить долго, освободи голову, будь физически активным, действуй размеренно, избегай стрессов, не хватайся за сто дел одновременно.
— Если задуматься, то это какой‑то международный рецепт…
— Совершенно верно. Наша народная мудрость об этом же: «В здоровом теле – здоровый дух», «Умеренность – мать здоровья» и так далее. Только на каком‑то этапе мы разделили традиционную медицину и научную. Правда, сейчас, к моей огромной радости, возвращаемся к простым и понятным средствам: лечению продуктами пчеловодства, травами, очищению организма. Профилактике, где физическая активность и мобилизация внутренних ресурсов играют решающую роль.
— Как вы думаете, почему многие россияне задумываются о здоровье только тогда, когда его теряют?
— Потому что нам так удобно. Большую часть людей устраивает относительный комфорт, который они имеют: сыт, одет, есть крыша над головой. Это естественное состояние, которое нельзя поставить в укор. И готовность что‑то менять появляется лишь тогда, когда баланс потребностей нарушается.
Не блондинка
— В чём секрет вашей энергичности?
— Это скорее правило: не жадничать, не жалеть себя, отдавать свою энергию. Тогда она возвращается от других людей в удвоенном количестве. Это как грудное молоко – чем больше сцеживаешь, тем больше его образуется.
— Что для вас семья?
— Мама, дети, супруг – главные мои вдохновители, мой тыл. Если бы не они, неизвестно, насколько я была бы решительна и целеустремлённа в своих порывах.
— Что нужно женщине, чтобы всегда быть в форме и хорошо выглядеть?
— Помнить о чувстве меры и о том, что ты на людях. Встать пораньше, сделать зарядку, привести себя в порядок, а уже потом показываться на глаза другим.
— Что вы не терпите по отношению к себе?
— Ложь. Не люблю, когда меня втихую пытаются использовать в каких‑то своих целях. Когда делают это совершенно беспардонно, приходится открывать правду: я, конечно, блондинка, но это не мой натуральный цвет волос.
Строго и не в тренде
— По натуре вы боец или леди?
— Мне всегда казалось, что я леди (улыбается). Но такая, что может постоять за себя.
— Ваш отпуск – это…
— Точно не пальмы и не пляж. В последний раз меня хватило на два дня. Хорошо, что с собой были детские книги, и я за это время научила сына читать. Так что отпуск, считаю, прошёл очень хорошо.
— Вода или солнце?
— Однозначно солнце. Я вообще не люблю долгих контактов с водой.
— Ваш стиль в одежде?
— Деловой. Что касается разных направлений моды, я не в тренде, если честно.
— Любимое блюдо?
— Оно из китайской кухни – личинки шелкопряда, и я по нему действительно скучаю. И более простое – пророщенная соя. Это очень вкусно, но звучит, наверное, слишком экзотично?
— Ваш девиз?
— Он связан с медициной. Это так называемое качество Харди: воспринимай всё, что с тобой происходит не как удар, а как вызов судьбы.
Ольга Бондарева