Деменция как снижение внимания, речи, мышления и памяти человека может протекать в разных формах. При лёгкой старику просто трудно общаться с людьми. Умеренная уже может привести к тому, что люди забывают простые и привычные вещи. Например, как включать газовую плиту. Если недуг развился до тяжёлой формы, больные становятся невменяемы, им требуется постоянный уход.
И если про тяжёлую форму знают, то на лёгкое нарушение когнитивных функций до недавнего времени внимания не обращали.
Уже полтора года в области действует проект, направленный на повышение качества жизни пенсионеров, страдающих старческими расстройствами мышления. Его куратор – региональное управление соцзащиты населения.
«Наш проект развенчивает миф, что это медицинская проблема. Здравоохранение занимает в её решении только 20 %, – заверил профессор московского института повышения квалификации медико-биологического агентства России Кирилл Прощаев. – Если своевременно выявить начальные признаки, то расстройство можно обратить или отодвинуть на более дальний срок».
Шаг первый: объяснить и научить
«По предварительным данным, в нашей стране деменцией страдают 2–3 млн жителей, более 700 тыс. нужен постоянный уход и лечение. Реабилитацию получают только 5 %, остальные не знают об этой возможности», – пояснил заведующий неврологическим отделением областного госпиталя для ветеранов войн Андрей Литвинов.
Заметить признаки начальной стадии болезни несложно, утверждают специалисты. У человека возникли проблемы с памятью? Ему трудно выполнять задания, которые раньше легко давались? Он теряет ориентацию во времени и пространстве, обвиняет близких в воровстве, постоянно переспрашивает одно и то же, кладёт вещи в несвойственные им места? Часто меняется настроение, он теряет интерес к жизни? Тогда срочно нужен врач.
Поэтому первым делом об этих признаках узнали соцработники.
«Алгоритму профилактики старческой деменции обучили 540 специалистов из десяти учреждений области», – отметила профессор БелГУ Светлана Горелик.
Шаг второй: практика
В рамках проекта сначала обследование прошли все обитатели домов престарелых и подопечные центров соцзащиты. 3 тыс. пожилых белгородцев сдали специальные скрининг-тесты. Здоровыми оказались лишь 5,6 % участников тестирования. Не справились с заданием 22 %. Лёгкие когнитивные нарушения выявили более чем у 70 % – им необходима постоянная профилактика.
Например, в Новооскольском доме-интернате профилактикой занимаются ежедневно.
«48 человек научили пользоваться сотовым телефоном, заработал клуб компьютерной грамотности, отличной тренировкой для головы стала творческая мастерская, – рассказала его директор Елена Требенькова. – Уделяем много внимания физической реабилитации, ведь пешие прогулки и скандинавская ходьба доступны практически всем».
Подобную работу проводили и в других социальных учреждениях. Результат не заставил себя ждать: повторное тестирование через полгода не прошло меньше 8 % обследуемых.
Шаг третий: накопить опыт
Очень важно, что статистика улучшилась без применения лекарств: только правильный уход и внимание, прокомментировала результаты проекта начальник регионального управления соцзащиты населения Елена Батанова. Главный фактор успеха проекта – чтобы социальные и медицинские работники, психологи и психиатры стали единой командой.
«Мы должны найти первые признаки деменции и тогда сможем отложить её наступление на более поздний срок. Это достойная старость», – отметил Прощаев.
А для этого, считает учёный, надо как можно чаще рассказывать о первых признаках болезни и методах её лечения и профилактики. Кстати, самые главные из них – это физнагрузка, полноценное питание и сон, тренировка мозга и доброе отношение окружающих.
«Цифровой мир пришёл в жизнь пожилого человека. Пенсия падает на карточку, внуки и дети общаются с ним по скайпу, человек чувствует себя одиноким, – сказал профессор московского научно-исследовательского медцентра геронтологии Андрей Ильницкий. – А ведь одиночество для развития деменции так же опасно, как ожирение для иных болезней».