И корову, и быка, и мышку, и хорька
Динамика заболеваемости ведётся непрерывно. Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория знает о каждом случае в стране. Отчёты о распространении вируса у животных публикуются каждые две недели. В мае в России выявлено 166 случаев, в июне – 130, в июле – 121, в августе – 153. Основная часть инфицированных – лисы и собаки.
Белгородская область в числе регионов, где вирус активен. Сейчас карантин действует на отдельных улицах в сёлах Заречье-Второе (Грайворонский район) и Истобное (Губкинский городской округ). Недавно он закончился в хуторе Петровском (Чернянский район). По данным областного управления ветеринарии, с начала 2016 года зафиксировано уже 85 случаев бешенства у животных. За весь прошлый год их было 153. В числе заболевших все теплокровные – от мышей до лошадей.
«Любое животное, которое контактировало с больным животным, может заразиться, – говорит главный ветеринарный врач области Алексей Хмыров. – В прошлом году больше всего заболевших было собак, кошек и лис, среди крупного и мелкого рогатого скота – по семь случаев бешенства. В этом году выявляли вирус у кошек, собак, лис, а также енотовидной собаки, хоря, норки, зайца и мыши. Последняя укусила ребёнка в Яковлевском районе».
Вирус переносится вместе со слюной, которая попадает на рану при укусе. Он проникает в кровь, быстро размножается и поражает всю нервную систему, включая мозг. Животное начинает вести себя неадекватно, состояние его быстро ухудшается, оно впадает в кому и умирает в течение 10 дней после заражения.
Домашних животных от таких мучений спасёт простая прививка, которую можно сделать в любой ветеринарной клинике. В государственных ветлечебницах её делают абсолютно бесплатно. Средства на вакцинацию выделяет федеральный бюджет. В этом году – около 42 млн рублей. В прошлом году Белгородская область поучила 120 тыс. доз вакцины, в этом – 60 тыс. доз, до конца года ожидается ещё.
«Каждую пятницу мы делаем бесплатные прививки против бешенства домашним животным, но сознательность граждан ещё на низком уровне, – констатирует Алексей Хмыров. – Все думают: раз домашнее, то можно не прививать. Но когда животное теряется, а потом находится, люди, конечно, приводят его на осмотр и просят сделать прививку».
До мозга кости
По наблюдениям ветеринаров, лисы и бродячие животные – главные разносчики вируса. Справиться с ним в лесу очень сложно. Поэтому каждый год у кормушек и лисьих нор раскладывают лекарства.
«Это вакцина, она неприятно пахнет разлагающимся мясом – запах привлекает лис, енотовидных собак, волков и других плотоядных животных, они съедают её и тем самым вакцинируются, – продолжает Хмыров. – Мы раскладываем вакцину ежегодно, а иногда и дважды в год. В её составе есть тетрациклин, который откладывается в костях. Чтобы определить эффективность от вакцинации, производят контрольный отстрел животных. Затем мы забираем на анализ мозг и череп и спиливаем зубы. Если в них есть тетрациклин, значит, вакцину животное съело. Это опосредованный мониторинг».
Судя по тому, что Белгородская область не выходит из списков особо опасных регионов, мера эта, скорее, профилактическая, нежели спасительная, но без неё ситуация могла быть ещё хуже. Человек активно расширяет свою деятельность, вторгаясь на территории, ранее принадлежавшие диким животным, и звери вынуждены привыкать к такому соседству. Лисы и куницы давно протоптали дороги к домашним подворьям и лихо орудуют в курятниках и крольчатниках. Выбирая из двух зол меньшее, лучше пусть в курятнике будет здоровая лиса, чем бешеная. Лесная вакцинация хоть на толику, но увеличивает такие шансы.
Построил дом – возьми собаку
Более запущенная ситуация – с бродячими животными. Их сотрудники ЖКХ отлавливают и передают в пансионат для временного содержания (такие есть в Белгороде и Старом Осколе). Там специалисты определяют состояние животных, делают необходимые прививки и, если повезёт, пристраивают в добрые руки. А если не повезёт, то… Как сказал в одном из интервью начальник пансионата Василий Селюков, «по всякому бывает».
«Мы предлагаем такой девиз: «построил дом – возьми собаку из питомника, – продолжает Алексей Хмыров. – Факультет ветеринарной медицины такую работу ведёт, мы регулярно проводим акции и раздаём животных в добрые руки».
Но ни добрых рук, ни мест в пансионатах, ни усилий активистов и групп в соцсетях на всех бездомных животных катастрофически не хватает. Любительницы подкормить кошечек и собачек под подъездом активно способствуют бесконтрольному росту числа бродячих животных.
В природе всё просто: где кормовая база, там и приплод. Но псевдозащитникам животных проще выбросить остатки своего ужина, чем привить и простерилизовать бездомное животное. По самым приблизительным подсчётам на улицах Белгорода и других населённых пунктов области от 80 до 90 тыс. бесхозных собак и кошек. Каждого из них можно считать потенциальным разносчиком смертельного заболевания.
Каждый третий укушенный – ребёнок
Истории известно всего несколько случаев, когда люди вылечились от бешенства, да и то неподтверждённых. Поэтому, если после укуса животного появились первые симптомы болезни – это означает неминуемую и мучительную смерть. Болезнь можно победить только профилактическими прививками.
По данным Роспотребнадзора, в России за прививками против бешенства ежегодно обращаются около 400 тыс. человек, из которых нуждаются в лечении примерно 250 тыс. За I полугодие 2016 года страшный диагноз подтвердился у троих: в Коми, Тверской и Челябинской областях.
В Белгородской области известно всего о трёх случаях заболевания человека бешенством: в 1991 году, 1992-м и 2008-м. Хотя за помощью к врачам ежегодно обращаются тысячи пострадавших. С января пришли уже больше 3 тыс. человек, при этом почти каждый третий укушенный – ребёнок.
По словам специалистов Роспотребнадзора, единственное, что может помочь людям, которых покусало животное, возможно больное бешенством, – это немедленное введение антирабического иммуноглобулина.
Вакцину против бешенства придумал французский микробиолог Луи Пастер, создав её из высушенного мозга кролика, которого специально заразил бешенством. Свою действенность она доказала после того, как её ввели мальчику, которого покусала бешеная собака. После этим же методом учёный спас крестьян, искусанных волком.
Было это ещё в 1881 году. С тех пор вакцинация остаётся единственным методом борьбы с бешенством и у животных, и у людей. А 28 сентября – день, в который умер учёный, – девять лет назад стал Международным днём борьбы с бешенством.