Скорый автобус
Станция скорой медицинской помощи в Белгороде появилась 1 июня 1955 года. Конечно, была неотложка в городе и раньше, но именно тот летний день стал официальным днём рождения службы.
До 1955 года медикам приходилось добираться на вызовы к больным на конной линейке, затем на специальных санитарных автобусах. Их в автопарке скорой было три, работали на них четыре медицинские бригады. Санавтобусы были актуальны в Великую Отечественную, когда на них массово перевозили раненых. Для вновь отстроенного, растущего Белгорода они были громоздки и неповоротливы в узких дворах.
Санитарные автобусы со временем заменили всем знакомые «Газели». В 1968 году на скорой работали 19 врачей, 35 специалистов среднего медперсонала и 24 водителя.
Город рос, вместе с ним росло и количество ежедневных вызовов. Белгородская станция скорой помощи пополняла штат новыми сотрудниками, появлялось новое оборудование, менялся автопарк.
Линейная бригада
Один из самых опытных работников неотложки – врач Ибрагим Полторжицкий. На станцию скорой медицинской помощи Белгорода он пришёл в 1979 году, сразу после интернатуры.
Сначала работал врачом линейной бригады. Как правило, для медиков, решивших связать свою жизнь со скорой, работа начинается именно в линейной бригаде, многие остаются в них навсегда. В их ведении общепрофильные вызовы – травмы, давление, боли в животе – одним словом всё, за исключением экстренных случаев.
Затем Ибрагим Алиевич перешёл в бригаду интенсивной терапии.
«Вначале было очень сложно. Финансирование по линии здравоохранения недостаточное, машин не хватало, – вспоминает Полторжицкий работу в начале 1980-х. – Всего восемь бригад выезжали на вызов в город с 300-тысячным населением. А обеспеченность должна была быть одна машина на 10 тысяч. Поэтому в смену нужно было выставлять до 25 машин. Это было невозможно. Были большие опоздания на 2–3 часа».
Дело личное
Ибрагим Полторжицкий видел, насколько важно было расширить автопарк неотложки, увеличить штат грамотными специалистами и не заставлять людей часами ждать спасения. Для него это было не просто проявлением профессионализма, но и личным делом.
Мама будущего медика страдала желчнокаменной болезнью. Неотложку молодой женщине нередко приходилось ждать в муках.
«Когда долго не едет бригада, а мать корчится от боли – видеть это тяжёло. Человек ждёт скорую, он уже готов внутренне умереть, думает о скорой смерти, чтобы не мучиться... Это отложилось в моём сознании. Мне очень хотелось изменить эту систему. Поэтому я посвятил этому всю жизнь и не на секунду не жалею, что занимаюсь скорой помощью», – признался врач.
Ибрагим Алиевич начал обдумывать, как можно улучшить работу скорой. Он постоянно заходил к главврачу Афанасию Пешкову (возглавлявшему станцию с 1983 года), предлагал варианты. Афанасий Спиридонович понял, что целеустремлённый и уже опытный Полторжицкий сможет изменить станцию, и со временем передал ему свой пост.
На техосмотр
«Так в 1985 году я стал главным врачом. Начал изучать систему здравоохранения. Изучили опыты ближайших крупных станций скорой медицинской помощи – Киева, Воронежа, Харькова, Курска, Минска, – рассказывает Полторжицкий. – Везде были гаражи станций медицинской помощи. Мы увидели, как всё это работает. В итоге мы вышли на то, что должна быть заложена хорошая база. Чтобы её создать, нужен штат слесарей, ремонтников, которые бы всё поддерживали».
Неотложка начала меняться – кареты скорой помощи впервые стали регулярно отправлять на техосмотр, раньше этого не делалось. Штатное расписание увеличили фактически в 4 раза. В смену на работу стали заступать 22 бригады. Медики перестали опаздывать к пациентам. Время прибытия сократилось с 3 часов до 15 минут.
Работа над собой
Вторым главным направлением работы медиков стала работа над собой. Главный врач был для них хорошим примером. Помимо общего врачебного образования, он получил специализации по кардиологии, наркологии и мануальной терапии.
«Мы сделали попытку уйти от фельдшеризма «хватай – вези». Разработали алгоритмы работы бригад на вызовах. Все бригады выезжали и оказывали медицинскую помощь в полном объёме, – рассказывает Ибрагим Полторжицкий. – Мы впервые в жизни укомплектовали штат своими врачами. Учились, проводили конференции, разборы больных. Бригады начали ставить капельницы, делать катетеризацию вен, дефибрилляцию, кардиостимуляцию».
Ибрагим Алиевич проработал главврачом до 1987 года. После этого были другие места работы, другие должности. Но работа на скорой всегда была для него на первом месте. Сегодня он трудится старшим врачом смены станции скорой медицинской помощи Белгорода.
«Самое главное для нас – доступно, быстро в полном объёме оказать помощь пациенту, – говорит врач. – Немаловажно и доброжелательное отношение к больным. Бригады должны относиться к пациентам как к своим близким родственникам. Это принцип, который мы закладывали в 1980-е годы, актуален и сегодня».
Две подстанции
Сегодня во главе скорой – главный врач Александр Белоножко. Станция скорой медицинской помощи Белгорода разделяется на две подстанции: Центральную (Белгородский проспект, 55) и Южную (Шаландина, 19).
Ежесуточно в Белгороде службу несут 22–24 бригады скорой помощи. Из них 2 – педиатрические, 1 – психиатрическая, 2 – фельдшерских по транспортировке больных и рожениц, 1 – по инфекционным перевозкам, 7 – фельдшерских неотложных, 8 – линейных и 4 – интенсивной терапии.
Сегодня на скорой работают 110 водителей, 75 врачей, 253 средних и младших медицинских работника. Ежедневно в диспетчерскую поступает около 400 звонков.
Скорая обслуживает не только Белгород, но и близлежащие населённые пункты. За 2014 год медики выехали на 124 479 вызовов. Каждый из них – это спасённые жизнь и здоровье.
Но, к сожалению, далеко не все белгородцы понимают, что кареты скорой помощи едут спасать чьих-то родителей, детей, близких.
«Проблемы на дорогах стояли, стоят и, видимо, будут стоять, – констатирует Ибрагим Полторжицкий. – Для того чтобы спасти жизнь больных, приходится нарушать правила, иногда ехать по встречной полосе. Никто не задумывается, что несчастье может случиться с его близкими родственниками. Нужно с уважением относиться к бригаде скорой помощи, пропускать её и всегда помнить, что медики спешат на помощь тому, кто в ней сейчас срочно нуждается».