Владимир Шутов – врач этого самого профиля, работающий во 2-й городской больнице Белгорода, – лишь улыбнулся в ответ. Наверное, привык к подобному. Как и к тому, что 24 часа в сутках – это очень мало. Операции, осмотр послеоперационных пациентов, лекции для студентов медицинского факультета БелГУ, «нет, карты больных я ещё не просмотрел, не забирайте» (коллеге), «подождите, я сейчас вас приму» (парню, заглянувшему в кабинет) и... праздник?
«Точно, сегодня же День отоларинголога! Спасибо, вы первая поздравили!» – Владимир Иванович пожимает плечами: дескать, совсем закрутился.
Оно и не мудрено при такой нагрузке. Тем более что с наступлением холодов у лор-врачей обычно наступает горячая пора по острым заболеваниям ушей, горла и носа. Плюс плановые операции.
«Загруженность отделения почти всегда максимальная. Ургентных (требующих неотложной помощи – прим. ред.) принимаем круглосуточно. Много людей из области у нас лежит. Гаймориты, отиты – это наша ежедневная рутина. Планово лечим хронические лор-заболевания, делаем разные операции», – рассказывает Шутов.
Личинки в ухе
Но стоит спросить доктора об интересных случаях из практики – глаза у него загораются. Он начинает сыпать мудрёными труднопроизносимыми названиями, показывает на пальцах, а когда пальцев не хватает – рисует картинки в блокноте, ищет фотоиллюстрации в компьютере.
Например, был такой, «казуистический» (как их называет Шутов) случай. Пришла к нему как-то на приём бабушка – божий одуванчик. Ухо, мол, болит. Шуршит в нём что-то. Шутов заглянул внутрь, а там...
«...Опарыши копошатся. Я даже дёрнулся от неожиданности, хотя знал, что такое бывает. Миаз называется. Муха внутри уха яйца откладывает, и из них потом личинки выводятся», – подытожил свою страшилку врач.
Или вот ещё был случай с инородным телом в щитовидке. Пациентка подавилась рыбьей костью и забыла про это. А оказалось, что обломок той самой кости вонзился в одну из долей щитовидной железы и через некоторое время начал доставлять серьёзный дискомфорт. При обычном осмотре установить причину болей не удалось. Увидели инородное тело лишь на снимке УЗИ. Кость инфицировала орган, там началось воспаление. Пришлось удалять поражённую долю железы.
Сталкивались врачи оториноларингологического отделения и с ещё одной редкой и малоизученной патологией – шилоподъязычным синдромом. Симптоматика у него, как при заболеваниях лор-органов: болит горло, стреляет в ухо и висок. Но на деле причиной болей является удлинение шиловидного отростка височной кости, порой достигающее 5 см. В русской медицинской литературе это явление не описано, в зарубежной имеется всего пара-тройка упоминаний о нём. Так что белгородские лор-врачи, удалившие лишнюю часть кости, фактически оказались первопроходцами в этой области. Таких случаев на памяти Шутова в отделении было всего два за три последних года.
Читаем по слогам: дакриоцисториностомия
Это операция такая. Довольно востребованная. Раньше белгородцы, которым она была показана, ездили к курским докторам. Но в последние несколько лет её делают во 2-й городской больнице. Причём совершенно бесплатно, так как операция входит в перечень медуслуг по ОМС.
«Представьте, какая это проблема, когда из глаза постоянно течёт слеза. Мы помогаем людям её решить. Без внешнего разреза, через нос при помощи эндоскопа делаем соустье между слёзным мешком и носовой полостью для оттока слезы», – рассказывает врач.
По его словам, за последние четыре года эта операция была проведена не менее чем 200 пациентам.
Другую не менее востребованную операцию – опорную прямую ларингоскопию – лор-хирурги больницы выполняют ещё с 2008 года. Она заключается в малотравматичном удалении доброкачественных новообразований гортани. Делается под наркозом, процесс контролируют через микроскоп.
Большой прорыв для врачей отделения – латерофиксация голосовых связок. Эта операция буквально дарит новую жизнь людям с трахеостомой (попросту говоря – с дырой в шее). Иногда при удалении щитовидной железы у пациентов наступает паралич голосовых связок из-за травмы находящихся по соседству нервов. Тогда-то и возникает необходимость в трахеостоме. Но каково это – жить с отверстием в шее? При латерофиксации проблему удаётся устранить, расширив голосовую щель. Люди начинают дышать как раньше. По словам Шутова, пока операция не поставлена на поток, но лишь потому, что врачи ждут, когда в больницу поступит специальный инструмент, технически облегчающий проведение процедуры.
Хотя в целом на оснащённость отделения грех жаловаться. Есть видеоэндоскопическая аппаратура, диодный лазер, радиохирургический аппарат «Сургитрон» и операционный микроскоп. Как раз к профессиональному празднику врачи отделения получили в подарок новый (и весьма дорогостоящий) комплект инструментов для выполнения опорной прямой ларингоскопии.
Профессионализм врачей и сложное оборудование позволяют выполнять даже профильные пластические операции. Нужна риносептопластика (исправление формы носа) – пожалуйста! Отопластика (исправление формы ушной раковины)? Как пожелаете! Конечно, эти операции не бесплатны. Но, тем не менее, по словам Шутова, весьма востребованы.
Несложная профилактика
Те, кто регулярно страдает ангинами и отитами, лечит хронический тонзиллит или синусит, знают: на приём к лору быстро не попадёшь. Запись в лучшем случае на две недели вперёд. К хорошим специалистам, чьи имена на слуху, – тем более. Разве что в частном (платном!) порядке. Поэтому расспросить о профилактике острых лор-заболеваний такого высококлассного специалиста, как Шутов, раз уж случай представился, сам бог велел!
Начался разговор с самого простого: правильной гигиены ушей. Про то, что ватными палочками уши чистить нельзя, все знают.
– А как правильно?
– Никак не надо их чистить. Ухо так устроено, что сера наружу сама выходит, чему способствуют жевательные движения. Разве что ушную раковину ваткой протереть. Для эстетики. К нам порой с такими плотно утрамбованными серными пробками приходят – с первого раза не промоешь. К тому же постоянное удаление серы лишь провоцирует повышение её выработки.
– Отиты часто бывают отчего?
– Это врач на приёме вам должен сказать. Как правило, отит – осложнение воспалительного заболевания носоглотки. Нарушается проходимость евстахиевой трубы, соединяющей глотку и барабанную полость уха. Если в бассейн ходите – обязательно надо полностью высохнуть, прежде чем выходить на улицу.
– А вот если горло болит...
– Надо разбираться, из-за чего именно возникает боль. Ангина это, тонзиллит или ларингит. Но со слов или по телефону диагноз правильно не поставишь. Поэтому обязательно идите к врачу на осмотр. Не хочу пугать, но всякое бывает. Даже пустячные симптомы могут оказаться проявлением очень нехороших вещей, например онкологии.
– Насморк лечить вообще надо?
– Надо, но без фанатизма. А то люди увлекаются промыванием носа солевыми растворами, и в итоге вместо лёгкого ринита заполучают синусит. При неправильном промывании инфицированная слизь попадает выше, в придаточные пазухи носа.
Я советую промывать нос так: наклонившись над раковиной и прикрыв пальцем одну ноздрю. Поочерёдно. Чтобы солевой раствор при этом вытекал не из второй ноздри, как это часто советуют, а попадал в глотку. Оттуда его легко сплюнуть. И в придаточные пазухи тогда ничего не попадёт.
Универсальная рекомендация при лор-заболеваниях у Шутова одна: идти к врачу. Оториноларинголог посмотрит, назначит лечение, даст рекомендации. Хорошей профилактикой ОРЗ и ОРВИ является закаливание как тренировка иммунной системы. Но, опять же, тут тоже нужна аккуратность и постепенность.