Быть или не быть? Почему в Белгороде предлагают увеличить стоимость проезда в автобусах
«БелПресса» рассказывает, откуда взялся разговор о повышении платы за проезд в общественном транспорте и целесообразен ли он
-
Статья
Официально о повышении не объявляли, но в правительстве считают такое решение необходимым. Мы решили разобраться в истории повышения стоимости проезда, сравнили цены в разных городах страны и изучили, куда вообще идут деньги, которые люди платят за проезд.
Что случилось
Курирующий строительство и транспорт вице-губернатор Владимир Базаров на заседании правительства 17 июня заявил, что в регионе пора повышать тарифы на общественный транспорт в Белгородской агломерации. Стоимость проезда здесь не увеличивали уже пять лет. При этом, отметил Базаров, за это время сильно выросла стоимость топлива, запчастей.
И без того невысокие заработки перевозчиков упали ещё и на фоне снижения пассажиропотока из‑за оперативной обстановки. К бедам перевозчиков добавился отток водителей: только сначала 2024 года в Белгородской агломерации уволились 136 человек. Водителям приходится работать с высоким риском, при этом работодатели повышать зарплату не могут, в том числе и из‑за невысоких тарифов.
Информация Владимира Базарова не нова. Ещё в 2023 году министр автомобильных дорог и транспорта Сергей Евтушенко заявлял, что повышать тарифы придётся неизбежно, и пообещал лишь, что правительство не будет этого делать тотчас. Он подчеркнул, что контракт обязывает перевозчиков следить за автобусами, при этом инфляция очень сильно повлияла на их финансовое состояние.
Как росла стоимость проезда в Белгороде
Последнее увеличение случилось фактически в 2018–2019 годах – тогда проезд сначала по безналу подорожал с 15 до 20 рублей, а затем при оплате наличными до 25 рублей.
При этом уже в 2019 году городские власти, которые тогда управляли транспортом Белгорода (сейчас он находится в ведении областного правительства), увеличили стоимость проезда при оплате наличными до 25 рублей, оставив безналичную стоимость на уровне 20 рублей. Такой она остаётся по сей день.
Практика показывает, что рост стоимости проезда в Белгороде и пригороде растёт примерно раз в пять лет. До 2018–2019 годов повышение было в 2013-м – тогда проезд подорожал в полтора раза – с 10 до 15 рублей. В 2010-м его также повышали – с 8 до 10 рублей.
Сколько стоит проезд в столицах соседних областей
В Курске в настоящее время плата за проезд составляет 33 рубля при оплате наличными и 27 рублей, если платить картой или смартфоном. В последний раз тариф вырос с 1 января 2024 года – в 2023-м он составлял 31 и 25 рублей соответственно. И до этого повышался также 1 января 2023 года – с 23 и 25 рублей. При этом перед последним повышением в правительстве Курской области отмечали, что реальная, т. е. экономически обоснованная, стоимость одной поездки к концу 2023 года составляла 60 рублей. Поэтому рост тарифов неизбежен.
В Воронеже проезд сейчас стоит 26 рублей при оплате картой и 28 рублей, если платить наличными. В последний раз повышение было в конце 2022 года – тариф вырос на 5 рублей за поездку. В конце мая 2024-го мэрия анонсировала его увеличение: в ближайшее время поездка в воронежском транспорте вырастет до 38 рублей по карте и 41 рубля наличными. При этом городские власти сетуют, что сейчас в Воронеже одни из самых низких тарифов в стране.
В Липецке стоимость проезда увеличили с 1 июня 2024 года. Наличными за поездку липчанам приходится платить 34 рубля, картой – 29. Подорожание составило 2 рубля. Повышение было и в феврале 2023 года – на 4 рубля.
В Тамбове цены тоже повышают почти каждый год. В последний раз тариф вырос 1 декабря 2023-го – на 2 рубля, сейчас же поездка стоит 25 рублей при оплате картой и 27 – если платить наличными. А до 1 декабря 2022 года ездить было ещё дешевле – 20 и 22 рубля соответственно.
Как выглядят белгородские цены на проезд на фоне других городов России
В февральском исследовании сервиса «Сравни.ру» Белгород вошёл в пятёрку городов России с самым низким тарифом даже при условии оплаты наличными, т. е. 25 рублей за поездку. Пятое место он разделил с Махачкалой, Владикавказом, Калугой и Салехардом.
Самый дешёвый проезд оказался в Анадыре – проезд в столице Чукотки абсолютно бесплатный. В Элисте – 17 рублей, Пензе – 20 рублей на некоторых маршрутах, в Черкесске и Горно-Алтайске – по 22.
В список же городов с самым дорогим общественным транспортом вошли Магадан (75–80 рублей), Москва и Санкт-Петербург (по 65 рублей), Петрозаводск (50), Нарьян-Мар (47), Казань (42).
Из чего вообще устроен тариф
Примерно половина в стоимости проезда идёт на зарплаты водителей и персонала перевозчиков со всеми отчислениями. За последний год средняя зарплата водителей общественного транспорта, механиков и другого персонала в целом по области выросла на 24,8 % – с 50,3 до 62,7 тыс. рублей. Она оказалась самой высокой в Черноземье. Однако и её величины недостаточно, чтобы решить проблему кадров.
Только с начала 2024 года из Единой транспортной компании (оператор перевозок в Белгородской агломерации) уже уволилось 136 водителей – их профессия стала слишком рискованной из‑за обстрелов. При этом выше поднимать зарплаты невозможно: тариф уже не позволяет. Дефицит водителей автобусов прямо сейчас в области – 550 человек.
Примерно пятую часть тарифа составляет топливо. По данным сервиса fuelprices.ru, летом 2018 года литр дизельного топлива стоил 44,5 рубля. Сейчас его стоимость достигла 66,2 рубля, т. е. выросла в полтора раза.
Большинство автобусов в Белгородской агломерации работают на газомоторном топливе (метане). Это решение было осознанным: оно позволяет резко снизить объём выбросов парниковых газов в атмосферу, а во‑вторых – сэкономить на стоимости топлива. Однако и газомоторное топливо дорожало. Если в июне 2018-го его литр в Белгородской области, по данным Росстата, стоил 21,38 рубля, то по итогам мая 2024-го – 28,22 рубля, то есть рост составил более 30 %.
Оставшаяся треть тарифа приходится на техническое обслуживание, ремонт транспорта и внутренние расходы перевозчиков. При этом в последние годы стоимость запчастей резко увеличилась. Например, только за 2022-й, по данным Российского союза автостраховщиков, стоимость запчастей выросла в среднем на 27,7 %. За 2023 год, по данным этой же организации, рост стоимости превысил 7 %, а сервис Drom сообщил о росте в 17 %.
Будет ли расти стоимость проезда
Пока это лишь предложение, которое исходит от подконтрольной правительству области Единой транспортной компании, независимых перевозчиков и Минтранса.
Губернатор Вячеслав Гладков выслушал доводы, но пока предложение своего заместителя комментировать не стал. В любом случае очевидно, что перед принятием решения власти будут разъяснять белгородцам логику своих действий. Пока же в Минтрансе не озвучивали даже примерный рост тарифа.
Сергей Шевченко