Песок и машина для обнимания. Вейделевский центр «Семья» помогает детям с ОВЗ
За семь прошедших месяцев за помощью к специалистам центра обратилось уже 14 семей
-
Статья
-
Статья
Центр «Семья» открыли в Вейделевке в 2004 году как социально-реабилитационное учреждение для несовершеннолетних. До недавнего времени здесь помогали не только подросткам, но и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Но этой весной при центре заработал микрореабилитационный кабинет, в котором коррекцию проходят дети с аутизмом, ДЦП и другими особенностями здоровья.
Помочь всем
«Наш центр поддерживает самые разные семьи, – рассказывает «Белгородским известиям» директор учреждения Виктор Яковлев. – Мы оказываем помощь в зависимости от запроса. Например, помогаем собрать документы для различных пособий, консультируем, делаем копии каких‑то нужных бумаг, предоставляем доступ в Интернет. Кроме того, оказываем юридическую помощь. Бывают ситуации, когда вместе с комиссией по делам несовершеннолетних работаем, чтобы предотвратить те или иные правонарушения. Также у нас есть лицензия на образовательную деятельность в части дошкольного и дополнительного образования».
По словам Яковлева, с момента открытия центр «Семья» прошёл несколько реорганизаций. Не так давно учреждение перевели из муниципальной в областную собственность. И в рамках этого же регионального проекта взяли под крыло и семьи, в которых воспитываются особенные дети. Для них при центре в апреле этого года заработал оборудованный микрореабилитационный кабинет.
«В сенсорной комнате у нас работают два педагога-психолога и собрано всё необходимое оборудование, – говорит Виктор Яковлев. – Его предоставил Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С детьми в кабинете проводят занятия на развитие познавательной сферы и сенсорных навыков».
Со всей области
Вейделевский центр заручился поддержкой не только регионального министерства социальной защиты населения и труда, но и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями им. В. З. Гетманского.
«Пять специалистов этого центра, включая физиотерапевта, невролога и психиатра, приезжали к нам сразу после открытия кабинета, – рассказывает педагог-психолог Татьяна Комовская. – Они приняли 10 семей с детьми-инвалидами, помогли провести диагностику и разработать индивидуальные программы реабилитации для каждого ребёнка. Мы и сейчас с ними постоянно на связи по ВКС, получаем от них методическую поддержку».
Как замечает педагог-психолог, теперь на занятия в центр «Семья» привозят особенных детей не только из самой Вейделевки, окрестных сёл, но даже из соседних районов и округов: Волоконовского, Валуйского, Новооскольского и Старооскольского. Это дети с различными нарушениями: аутизмом, ДЦП и другими особенностями здоровья – в возрасте от трёх лет и старше.
Расслабляющие пузырьки
«Занятия мы проводим коррекционно-развивающие, – поясняет Комовская. – После диагностики решаем, с чем можем работать. Каждый ребёнок – с индивидуальными особенностями, к каждому нужен свой подход. Наша первая задача – наладить доверительные отношения. Уже после мы приступаем к работе. Либо это развитие познавательной, либо эмоциональной сферы, либо сенсорная интеграция, то есть развитие ощущений, восприятия. Для этого у нас есть всё необходимое».
Татьяна Комовская проводит небольшую экскурсию по кабинету. Показывает две пузырьковые колонны, которые похожи на вытянутые аквариумы с то и дело меняющими цвет, танцующими пузырьками внутри. Зрелище завораживающее и расслабляющее. Дети с помощью таких аквариумов проходят этап эмоциональной разгрузки. Здесь же установлен сухой бассейн с шариками. Все эти, казалось бы, простые вещи помогают ребятам включиться в работу и снять напряжение.
«Вот здесь у нас машина для обнимания, – демонстрирует педагог-психолог мягкую конструкцию, имитирующую человеческие объятия. – Она хороша для детей с аутизмом, поскольку они испытывают стресс от непосредственного контакта с кем‑либо, прикосновений, но всё же нуждаются в них, как и все мы. Для них это просто идеально. Для этих же целей приспособлен сенсорный туннель. Ребёнок залезает внутрь мягкого валика, там тепло и безопасно. Он может полежать в нём, покататься. Детям очень нравится, это настраивает их на расслабленное общение. Все предметы незаменимы для корректировки поведения на занятиях».
Развивать и социализировать
Когда ребёнок проходит все этапы, расслабляется и успокаивается, он подготавливается непосредственно к занятиям. Дальше педагог начинает работу на сенсорных дорожках. Дети касаются разных поверхностей: мягких, пушистых, шероховатых, более жёстких.
«С одной стороны, это своего рода массаж, – замечает Татьяна Комовская. – С другой – работа с тактильными ощущениями. Здесь ребёнок наступает, трогает, а потом рассказывает, какие при этом испытывает ощущения. Таким образом мы развиваем сенсорные навыки».
Есть в кабинете стол-мозаика. С его помощью дети развивают познавательную сферу, тренируют память и внимание. Раскладывают предметы по схемам или учатся придумывать узоры самостоятельно. Для развития вестибулярного аппарата в кабинете есть балансировочные комплекты. Удерживая равновесие с помощью специальных приспособлений, дети совершенствуют координацию движений тела.
«Самый любимый у них – интерактивный стол, – говорит педагог-психолог. – Тут дети учатся считать, читать, развивают память и логику. Задания простые – посчитать кошек, например. Панель со звуком реагирует на правильные ответы похвалой. В целом занятия длятся недолго – от 15 до 25 минут. Это связано с тем, что часто дети сильно возбуждены и усидчивость у них не очень развита. Мы как раз стремимся к тому, чтобы этот навык у них улучшить».
Индивидуальные и групповые
Дальше Татьяна Комовская показывает специальный стол, где с помощью песка дети с удовольствием создают свои миры. Для занятий используют также большой набор познавательных настольных игр. Какие‑то из них развивают слух, другие – всё те же тактильные ощущения. Например, слуховые коробочки Монтессори и тактильное лото.
«Одна из наших задач, помимо развития детей, коррекции их поведения, это ещё и социализация, – подчёркивает педагог-психолог. – Часто детки с нарушениями боятся взаимодействия, потому что не выходят за пределы своей семьи. И очень важно развивать у них умение общаться с незнакомыми взрослыми, идти с ними на контакт. Это у нас получается».
Как замечают педагоги и руководитель центра «Семья», возможно, в дальнейшем в реабилитационном кабинете будут практиковать и групповые занятия. Чтобы сделать больший акцент именно на социализацию детей, дать им возможность живого общения.
«Хочется, чтобы наша работа приносила свои плоды, – завершает беседу Татьяна Комовская. – И мы очень рады, что теперь у нас есть возможность помочь не только тем семьям и детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, но и ребятам с другими проблемами».
Анастасия Состина